Меню

Обзор: Автоматизация розничной торговли и общепита

эксперты Андрей Гурьяновдиректор по автоматизации компании «Элпром-С» Евгений Жарков технический директор компании «Электрон» Игорь Квитковскийдиректор компании «Кристостар» Ольга Кривецруководит

Основной рост красноярскому рынку автоматизации дают продовольственные сети. По оценкам игроков, этот сегмент ежегодно прирастает на 30-40%. Эксперты утверждают, что такая динамика продлится еще два-три года. Потом пальму первенства у ритейлеров перехватят рестораторы и владельцы развлекательных центров. Они станут основными клиентами интеграторов.
эксперты
Андрей Гурьянов
директор по автоматизации компании «Элпром-С»
Евгений Жарков
технический директор компании «Электрон»
Игорь Квитковский
директор компании «Кристостар»
Ольга Кривец
руководитель коммерческого отдела компании «Софт — Центр»
Олег Сёмкин
начальник отдела ИТ сети гастрономов «Красный Яр»
Олег Сипетый
генеральный директор сети супермаркетов «Командор»
Виктор Соломоник
исполнительный директор компании «1С:Бухучет и Торговля» — Красноярск
Сергей Щербина
директор по маркетингу ГК «Сервис Плюс»

Участники местного рынка автоматизации торговли и общепита называют свой бизнес молодым. Ему, по словам директора по автоматизации компании «Элпром-С» АНДРЕЯ ГУРЬЯНОВА, всего несколько лет: «В отличие от Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга в Красноярске об автоматизации многие ритейлеры и рестораторы узнали всего пару лет назад, когда на рынке стало появляться множество компаний — внедренцев этой услуги». С аналитиком соглашается директор компании «Кристостар» ИГОРЬ КВИТКОВСКИЙ. Он добавляет, что в итоге поздний старт красноярского рынка автоматизации сыграл на руку местным компаниям. «Если в столичных городах большинство сетей уже автоматизировано, конкуренция среди интеграторов жесткая, борьба идет за каждого клиента, то мы еще собираем сливки с этого рынка», — рассказал г-н Квитковский.


Автоматизаторы берут комплексом
По словам технического директора компании «Электрон» ЕВГЕНИЯ ЖАРКОВА, моду на автоматизацию в Красноярск привел первый иногородний ритейлер — «Рамстор». «Я помню, что туда как на экскурсию ходили наши ритейлеры. Они видели, как все четко систематизировано в магазине, как работает их система учета, что на кассах нет задержек, везде штрихкодирование. Это заставило их задуматься над тем, что теперь надо «соответствовать», а следовательно, меняться», — вспоминает г-н Жарков.

Именно в этот период, по оценке участников рынка, появилось большинство компаний — автоматизаторов розницы и общепита. Сегодня, по словам исполнительного директора компании «1С:Бухучет и Торговля» — Красноярск ВИКТОРА СОЛОМОНИКА, в Красноярске работают около 30 компаний — автоматизаторов розничной торговли и рынка общественного питания. Практически все из них занимаются комплексной автоматизацией предприятия, включая установку программного обеспечения, поставку оборудования (кассовые аппараты, фискальные регистраторы, терминалы сбора данных и т.д.), а также сервисное обслуживание объекта. Евгений Жарков: «Сейчас оказывать все услуги по автоматизации сразу — это требование клиента, поэтому в городе практически не осталось компаний, которые специализируются только на продаже оборудования или установке ПО». Виктор Соломоник добавляет, что во многом тяготение к «комплексной автоматизации» связано еще и с тем, что это экономически выгоднее специализации: «Если, например, только продавать оборудование, много не заработаешь. Торговая наценка при этом может быть не больше 10-15%. А устанавливая ПО и оказывая сервисное обслуживание, можно заработать гораздо больше».

По оценкам игроков, большинство компаний в Красноярске (около 50%) — партнеры компании «1С». Программное обеспечение именно этого разработчика они предлагают. Помимо «1С» в Красноярске есть дилеры программ RKeper, «Домино» и другие. Как рассказал Евгений Жарков, чаще всего местные компании работают с московскими разработчиками ПО на условиях дилерства: «Так мы, например, официальный дилер компании «Астор». Это удобно москвичам — они могут предлагать свой продукт в регионе, не открывая здесь филиал, и нам — мы реализуем их ПО, так как мы сами не имеем возможности его разрабатывать».

Среди лидеров рынка специалисты назвали красноярские компании «Электрон», «Элпром-С», «Витма-Сервис», «1С:Бухучет и Торговля» и «ДатаКрат». Игорь Квитковский: «Это одни из старожилов рынка. Они работают давно и «забирают» основную часть заказов в Красноярске». Он добавляет, что вслед за лидерами следуют около десяти компаний-середняков: «Остальные участники — это мелкие компании-однодневки, которые перебиваются единичными заказами». Евгений Жарков добавляет, что таких автоматизаторов даже «компаниями» можно назвать с натяжкой: «Чаще всего это частные лица, которые «за копейки» могут установить программу. Естественно, что потом они ответственность ни за что не несут и в случае поломки ПО клиенты концов таких «предпринимателей» найти не могут». Эксперты отмечают, что компании-однодневки появляются на их рынке из-за небольшого порога вхождения в этот бизнес. Игорь Квитковский: «Чтобы начать серьезно такое дело, надо вложить около 1,5 миллиона рублей. Эти деньги уйдут на получение необходимых свидетельств и сертификатов, приобретение оборудования, аренду офиса, доставку товара и организацию выставочного зала. Но, если не открывать офис, взять с рассрочкой платежа оборудование, найти пиратскую «1С» и устанавливать ее, то можно уложиться всего в пару сотен тысяч рублей».

Участники рынка говорят, что большое количество мелких компаний и демпинг с их стороны привели к падению рентабельности бизнеса. «Такие компании предлагают низкую цену, и заказчик уходит к ним, потому что все еще предпочитает экономить на автоматизации. В итоге рентабельность нашего бизнеса за последние два-три года упала с 50% до 15%», — отметил г-н Квитковский.

Продуктовая розница — лидер продаж у интеграторов
Участники рынка автоматизации отмечают, что последние год-два основной спрос у них формирует продовольственная розница. По их оценкам, спрос от продритейлеров ежегодно прирастает на 30-40% (для сравнения: непродовольственная розница растет на 15-20% ежегодно). СЕРГЕЙ ЩЕРБИНА, директор по маркетингу ГК «Сервис Плюс»: «Пока сетевой продовольственный ритейл — основной потребитель наших услуг. По нашей оценке, темпы роста, которые он демонстрирует, сохранятся еще несколько лет».

Многие компании-интеграторы формируют свои портфели за счет продритейла. Так, у компании «1С:Бухучет и Торговля» — Красноярск доля этого сегмента в общем портфеле составляет 35%, у «Кристостар» — до 25%.
Игроки связывают рост заказов от продовольственной розницы с тем, что пока проникновение автоматизации там ничтожно мало. Так, по оценке Андрея Гурьянова, в целом красноярский продовольственный ритейл автоматизирован только на 10%: «В городе еще множество небольших продуктовых магазинов (не считая крупных сетей, автоматизированных примерно на 90%), где до сих пор стоят автономные кассы, не говоря уже о современном ПО». Игорь Квитковский говорит, что в его практике встречались не автоматизированные сети из пяти-семи магазинов: «Продовольственные ритейлеры быстро поняли, что работать нормально, не автоматизировав свою компанию, нельзя. Поэтому они сейчас активно автоматизируют свой бизнес».

Эксперты говорят, что основные клиенты местных интеграторов — небольшие местные сети. Чаще всего, по словам Андрея Гурьянова, красноярским компаниям достаются небольшие продовольственные сети — от трех до пяти магазинов. Крупные федеральные и региональные продовольственные ритейлеры чаще всего держат у себя в штате программистов, которые разрабатывают и внедряют собственные продукты. Так, например, свои разработчик и установщики ПО есть у «АЛПИ». У сети гипермаркетов «ОКЕЙ», недавно зашедшей в Красноярск, сформирован свой штат программистов. Виктор Соломоник: «Мы сталкиваемся с тем, что московские сети практически не ищут партнера по автоматизации розничной торговли в регионах. У них схема отработана до механизма, все происходит централизованно (поставка торгового оборудования, программных продуктов, настройка и установка с помощью чаще тоже своих специалистов). Поэтому нам приходится рассчитывать только на региональные компании». Евгений Жарков добавляет, что в большинстве случаев федералы впоследствии и самостоятельно обслуживают свои сети: «Их программисты лучше знают ПО, на котором работает сеть. Им дешевле в каждом регионе держать по специалисту, чем отдавать на аутсорсинг сервисное обслуживание».

Рестораторы не спешат автоматизироваться
Интеграторы признаются: еще год назад они ожидали, что основной рост их рынку даст общепит. Евгений Жарков: «Для этого были все предпосылки. Рестораны и кафе в Красноярске открываются чуть ли не каждый месяц. Ежегодно этот рынок прирастает на сотни процентов. А спрос со стороны рестораторов так и не растет». В целом, по словам эксперта, спрос на автоматизацию процесса со стороны собственников ресторанов, кафе и баров в этом году по сравнению с прошлым вырос на 10%. «Заказы с рынка общественного питания я могу пересчитать по пальцам. У нас была всего пара проектов», — отметил Андрей Гурьянов. По оценкам аналитиков, сегодня около 50% всех заведений общественного питания города вообще не автоматизированы. ОЛЬГА КРИВЕЦ, руководитель коммерческого отдела компании «СОФТ - Центр»: «Мы анализировали этот рынок и пришли к выводу, что пока в Красноярске в основном автоматизированы только сетевые заведения. Много одиночных ресторанов, кафе, государственных столовых не пришли еще к этому».

Отсутствие желания у рестораторов технически оснащать свои заведения интеграторы связывают с тем, что многие из них считают, что для заведения общепита не важна автоматизация. «Рестораторы больше готовы вкладывать в интерьер заведения, кухню, но никак не в систему учета. Они думают, что без этого вполне могут обойтись», — пояснил Евгений Жарков. С экспертом соглашается и Андрей Гурьянов: «Бывает и так, что хозяин сделает ресторан, а уже потом начинает думать об автоматизации. Но для того, чтобы все внедрить в уже готовом заведении, надо его полностью «перетряхивать». Менять сети, обучать персонал и так далее».

Автоматизаторы стараются стимулировать спрос на их услуги среди рестораторов. Так, компания «СОФТ - Центр» в следующем году планирует начать помогать своим клиентам-рестораторам в обучении персонала. Ольга Кривец: «В следующем году мы планируем клиентам оказывать постоянную помощь в обучении их персонала работе на специальной компьютерной программе для предприятий общественного питания. В итоге мы станем предоставлять рестораторам уже готовый персонал». Г-жа Кривец уверена, что такой шаг повысит спрос на автоматизацию среди владельцев заведений общепита: «Учитывая, что сегодня на рынке общественного питания кадровый голод, спрос на наших специалистов будет высоким».

Рынок вырастет в три раза
Аналитики считают, что будущее у красноярского рынка автоматизации торговли и общепита весьма радужное. Они уверены: в ближайшие год-два он вырастет минимум втрое. Игорь Квитковский: «Падение спроса возможно только со стороны средних продовольственных сетей. К этому времени, я думаю, они уже будут все автоматизированы. Остальные же сегменты рынка станут только «набирать вес». На мой взгляд, уже через пару лет по темпам роста и оснащенности магазинов мы догоним столичные города».

Основной прирост рынку даст общепит. Виктор Соломоник: «Это неизбежно. Спрос со стороны рынка общественного питания будет расти хотя бы потому, что долго работать «не автоматизированным» им будет сложно». Ольга Кривец добавляет, что в компании рост спроса ждут от «государственного общепита»: «Это, прежде всего, заводские и школьные столовые, закрытые предприятия общественного питания. Там практически нет автоматизированных объектов».

Участники рынка отмечают, что помимо общепита в лидеры по автоматизации выйдет сфера развлечений. «Это боулинг-центры, кинотеатры. В связи с появлением крупных ТРК, где одними из якорных арендаторов становятся развлекательные заведения, число заявок от этой отрасли должно увеличиться. Опыт внедрения таких проектов у нас уже есть», — пояснила г-жа Кривец.

По словам Игоря Квитковского, такой бурнорастущий рынок обязательно должен заинтересовать федеральных игроков. «Это обратная сторона наших радужных перспектив. Вслед за ростом последует усиление конкуренции. Крупные федеральные игроки будут открывать здесь филиалы. Тогда нам всем придется туже затянуть пояса», — пессимистично заключил г-н Квитковский. Так, Сергей Щербина рассказал «ДК», что его компания рассматривает возможность открытия в Красноярске своего представительства.

мнение

Лучше отдать автоматизацию московским профи
Олег Сипетый
генеральный директор сети супермаркетов «Командор»
Я считаю, что автоматизацию сетевого бизнеса лучше доверить московским разработчикам. В этом деле они профи. Федералы написали программы и внедрили их для многих крупных сетей. Они уже знают, что нужно таким ритейлерам, где вероятны ошибки и так далее. Нам сейчас как раз пишет новую программу федеральная компания. Она же будет внедрять ее и, что немаловажно, обучать персонал. Единственный минус — внедрение программы идет долго, около года. Но это стоит того. Потому что в итоге мы получим не типовой продукт, а созданный специально для нас.
 
мнение
Мы предпочитаем сотрудничать с местными автоматизаторами
Олег Сёмкин
начальник отдела ИТ сети гастрономов «Красный Яр»

Думаю, ни одна продовольственная сеть, неважно, большая она или не очень, не может функционировать без автоматизации. Это ведь управление и контроль над ходом продаж и финансовыми показателями, оперативный сбор данных, исключение возможностей ошибок сотрудников. Только в автоматизацию одного среднего гастронома мы вкладываем около 1,5-2 миллионов рублей. Поэтому нам важно не ошибиться и выбрать хорошего партнера. Для сети «Красный Яр» мы не стали искать подрядчика в столице. Решили обратиться к местным компаниям-поставщикам специального оборудования. Во-первых, потому что они всегда рядом и могут оказать сервисное обслуживание в случае поломки. Во-вторых, цены на оборудование у местных компаний сравнимы с московскими, и нет смысла обращаться к москвичам: все равно не сэкономишь.