Меню

Обзор: Бизнес-образование

эксперты Руслан Жамилов генеральный директор компании «Бэст Бизнес Консалтинг+» Марина Киянова ведущий бизнес-тренер УКО «Люди Дела» Людмила Макшанова директор по развитию учебного цент

Красноярский рынок бизнес-образования застрял на стадии формирования. Число профильных участников на нем чуть больше десятка, тогда как, например, в соседнем Новосибирске их больше сотни. Одну из главных причин такой ситуации эксперты видят в том, что наш рынок центрозависим — значительная часть бюджетов на образование уходит в столицу.
эксперты

Руслан Жамилов
генеральный директор компании «Бэст Бизнес Консалтинг+»
Марина Киянова
ведущий бизнес-тренер УКО «Люди Дела»
Людмила Макшанова
директор по развитию учебного центра бизнес-мастерства «Харизма»
Татьяна Суетова
директор НОУ РЦ МИМ «ЛИНК»
Анна Толмачева
бизнес-тренер компании «Университет Успеха»
Борис Хасан
директор Института психологии и педагогики развития
Ефим Чеботарев
генеральный директор компании «Эс Ди Эйч» (проект «Тренинг Холл»)
Денис Чурилов
директор консалтингового агентства DA partners
Владислав Шаталов
генеральный директор холдинга «Мир без границ»

Эксперты практически единодушно заключили: красноярский рынок бизнес-образования, существующий уже второй десяток лет, застрял на стадии формирования. ЛЮДМИЛА МАКШАНОВА, директор по развитию учебного центра бизнес-мастерства «Харизма»: «В Красноярске конкуренция легче, мягче. Рынок на этапе становления по сравнению с новосибирским, где больше ста активно работающих компаний». По ее мнению, красноярский рынок бизнес-образования отстает от новосибирского на два-три года, а от столичного — на целую пятилетку.

На рынке — дефицит игроков

Аналитики отмечают, что профильных игроков местного рынка бизнес-образования (БО) можно пересчитать по пальцам. АННА ТОЛМАЧЕВА, бизнес-тренер «Университета Успеха»: «Компаний со штатными тренерами, для которых тренинги и обучение — постоянная часть доходов, на рынке не более десяти». Генеральный директор «Бэст Бизнес Консалтинг+» РУСЛАН ЖАМИЛОВ уточняет: «Из десяти компаний, присутствующих в сегменте краткосрочного образования, 3-4 можно назвать лидирующими, остальные малозаметны, маркетинговой активности не проявляют».
В нише долгосрочного бизнес-образования игроков еще меньше: СФУ, Аэрокосмическая академия, бизнес-школа «ЛИНК» и Урало-Сибирский Институт Бизнеса. Потенциальную емкость местного рынка БО оценить никто из экспертов не решился: серьезная часть средств оседает в столице, куда многие компании, в основном федеральные, отправляют учиться своих топов. Часть «образовательных» денег остается в фирмах за счет введения штатных тренеров. По некоторым оценкам, сегодня до 25% крупных и средних предприятий в Красноярске имеют собственных тренеров. В итоге количество денег, доставшееся в этом году игрокам, работающим на местном рынке БО, Руслан Жамилов оценил в 35 млн руб. Директор компании «Эс Ди Эйч» (проект «Тренинг Холл») ЕФИМ ЧЕБОТАРЕВ считает, что емкость рынка выше — около 70-100 млн руб. «Бизнес-образование не табак и не алкоголь, это «продукт», который не проходит регистрацию, поэтому достоверно емкость рынка оценить трудно», — сказал г-н Чеботарев.

Войти с нуля на рынок БО практически невозможно По словам специалистов, новыми игроками местный рынок БО прирастает очень медленно. В последнее время он пополнился лишь двумя заметными компаниями, причем иногородними — Урало-Сибирским Институтом Бизнеса, представляемым консалтинговым агентством DA partners. А также новосибирским Университетом корпоративного обучения «Люди Дела», приведенным в Красноярск холдингом «Мир без границ».
Новых же местных звезд на рынке бизнес-образования в уходящем году не зажглось, несмотря на низкую конкуренцию и невысокий порог вхождения. «Если говорить о входе в направление тренингов, больших материальных вложений не требуется: достаточно зарегистрировать компанию и снять офис. Но здесь важен другой капитал — капитал опыта и известности, а его в кредит не возьмешь — такой капитал надо нарабатывать годами», — говорит Руслан Жамилов.
Еще сложнее выйти на рынок долгосрочного бизнес-образования. ТАТЬЯНА СУЕТОВА, директор бизнес-школы «ЛИНК»: «Эта деятельность требует лицензирования, необходимо выполнять ряд требований со стороны Роснадзора, например, иметь значительные по площади помещения, с девятью квадратными метрами в сегмент системного БО не войти, это точно». Кроме того, здесь также важна сила бренда, популярность компании, в частности, ее место в различных рейтингах — без всего этого новичок не будет замечен на рынке.
По словам директора консалтинового агентства DA partners ДЕНИСА ЧУРИЛОВА, его компании потребовалось около миллиона рублей только для того, чтобы представлять на местном рынке екатеринбургского игрока рынка долгосрочного БО, у которого уже есть свой штат преподавателей, качественный образовательный продукт и раскрученное имя.
Символичным для местного рынка эксперты назвали и сворачивание проекта школы бизнес-тренеров. Как констатировал «ДК» директор Института психологии и педагогики развития БОРИС ХАСАН, попытка создать в Красноярске школу тренеров и игротехников оказалась преждевременной. «Проект был своего рода зондированием рынка, но дело не пошло, выяснилось, что он никому, по большому счету, не нужен. Большинством тренеров, пришедшим к нам, двигало не желание учиться — они полагали, что достаточно проводить тренинг по списку упражнений. Они пришли лишь за уверенностью в себе. Кроме того, не нужны высококлассные тренеры и потребителю — рынок закрывают простейшие тренинги личностного роста», — сказал г-н Хасан.
Тренеры быстро отреагировали на кризис Участники рынка БО отметили, что по-прежнему в Красноярске высок спрос на тренинги по продажам. Руслан Жамилов: «Несмотря на прогнозируемый спад, тренинги продаж пользуются популярностью, с той разницей, что меняется предмет продаж — от товаров массового потребления к товарам класса «люкс».
Аналитики практически единодушно отметили, что угасает интерес к командообразующим тренингам. Татьяна Суетова: «Год-два назад была волна популярности этой темы, сейчас командообразование востребовано меньше. Потому что оно больше направлено на создание атмосферы в команде, а не на ее результативность. Все весело проводили время, а результат где? На этот вопрос не все заказчики нашли ответ».
Участники рынка отметили, что в по-следние месяцы возник спрос на программы, предлагающие оперативное решение задач. Компании, занимающиеся бизнес-образованием, спешат удовлетворить этот спрос. ВЛАДИСЛАВ ШАТАЛОВ, генеральный директор холдинга «Мир без границ»: «Мне известно, что на рынке появилась программа «Управление конкуренцией в условиях кризиса». В обновленном перечне тем компаний есть и такие: «Антикризисное руководство», «Команда в условиях кризиса».
Однако Анна Толмачева полна скепсиса в отношении новоиспеченных образовательных продуктов, по ее мнению, к таким программам надо относиться осторожно. «Программы берутся вести тренеры, которые никогда этими темами не занимались, а отработка, подготовка и апробирование программы требуют времени», — говорит г-жа Толмачева.
Заказчики идут на имя По словам участников рынка, в выборе провайдера бизнес-образования заказчики сегодня руководствуются несколькими требованиями: наличие успешного опыта работы с другими предприятиями, возможность адаптировать свою систему обучения под конкретную сферу деятельности, не по-следнюю роль играет и личность самого бизнес-тренера. «Клиента все больше интересует не методико-теоретическая база, которой обладает тренер, а наличие у него практического опыта руководства бизнесом»,—- говорит Ефим Чеботарев.
По-прежнему высок уровень доверия к приезжим тренерам, несмотря на то, что стоят они значительно дороже местных. Руслан Жамилов уточнил, что стоимость двухдневного корпоративного тренинга у новосибирских компаний составляет от 80 до 100 тыс. руб., у красноярских — 50-70 тыс. руб.
При этом эксперты отметили, что российские тренеры «первой десятки» — нечастые гости в Красноярске. Стоимость такого рода специалистов на порядок выше, осилить их местному рынку финансово чрезвычайно сложно. «Москвичам Красноярск не интересен — после московских-то цен Мы привозили столичного тренера, затраты себя не оправдали», — поделился опытом Руслан Жамилов.
Образование за полдня Эксперты говорят, что львиную долю рынка продолжает удерживать сегмент краткосрочного бизнес-образования, причем как на открытом рынке, так и в секторе корпоративного БО. Руслан Жамилов уверен, что экономия времени становится определяющим фактором в выборе программы заказчиком. Вооружившись этой уверенностью, Руслан Жамилов со своей компанией «Бэст Бизнес Консалтинг+» вышел с предложением полудневных тренингов — самых краткосрочных на текущий момент в городе.
Однако аналитики уточняют, что краткосрочные программы используются для обучения армии линейных сотрудников и менеджеров среднего звена. Татьяна Суетова: «Среди топ-менеджмента стала явной тенденция перехода от коротких программ к системному образованию. От программ краткосрочных — к долгосрочным, от программ уровня повышения квалификации — к МВА».
При этом участники рынка отметили, что сейчас все программы, как краткосрочные, так и долгосрочные, становятся практико- и проблемоориентированными. Провайдеры БО затачивают их под решение конкретных задач, сокращая теоретическую часть. «Корректируются учебные материалы, если раньше примеры были западные, теперь появились российские. Вообще, студенты постоянно просят адаптировать программы под нашу действительность, на что я отвечаю: это нашу российскую действительность надо подтягивать под международные стандарты, а не наоборот», — сказала г-жа Суетова.
Однако, по мнению Бориса Хасана, обращение к практике — это скорее шаг назад, чем вперед. «Востребованность практикоориентированых программ — показатель простоты задач, это имеет отношение скорее к уровню подготовки, чем к образованию. Нужно развивать мышление, а техники приложатся, была бы голова», — считает г-н Хасан. Он уверен, что причина востребованности практикоориентированного образования в том, что у нас учится в основном наемный топ-менеджмент, который по своему функционалу чаще всего решает задачи тактического, а не стратегического характера. «Стратегам нужны лекции, рассуждения, аналитика, а не упражнения», — заключил Борис Хасан.
Топ-менеджмент инвестирует в себя самостоятельно Провайдеры БО рассказали, что в числе основных заказчиков обучения в Красноярске торговые компании, промышленные предприятия, компании из сферы услуг, телекоммуникаций и рекламы. Назвать среднюю величину расходов на бизнес-образование эксперты отказались, по их словам, все зависит от масштаба компании. Представители малого бизнеса готовы потратить на БО примерно 30-50 тыс. руб. в год, среднего — от 200-300 тыс. руб. до полумиллиона, бюджеты гигантов измеряются миллионами рублей.
По словам участников рынка, значительная часть образовательных бюджетов компаний расходуется на обучение менеджеров среднего звена. В линейных сотрудников компании инвестируют неохотно, ссылаясь на высокую текучку кадров в этом сегменте, топы же часто учатся самостоятельно.
Татьяна Суетова, изучая местный рынок БО, пришла к такому любопытному выводу: в сегменте долгосрочного образования у нас прирост рынка идет за счет частных клиентов. «По России тенденция такова — спрос перемещается от розничного заказчика к корпоративному. В Красноярске — наоборот. Если раньше мы работали в основном с корпоративными клиентами, то теперь все чаще с индивидуальными заказчиками, которые сами платят за свое образование», — рассказала г-жа Суетова. Она привела такие цифры: 52% ее слушателей сами платят за свое обучение и только 26% студентов компании полностью оплачивают обучение. Татьяна Суетова связывает это с тем, что поменялись цели получения бизнес-образования.
Топ-менеджмент учится прежде всего для себя, для личностного роста, для капитализации своего имени и только потом — для развития компании.
В «Линке» подметили и такую интересную деталь — растет число женщин-топов, получающих долгосрочное бизнес-образование. Если раньше до 80% студентов были мужчины, то в этом году мужчин и женщин примерно поровну.
 
Марина Киянова: «Дураков не жалко»
В текущей экономической ситуации единства мнений в оценке будущего рынка среди его участников нет. Руслан Жамилов считает, что роста ждать в ближайший год не стоит. «Думаю, в 2009 г. показатели останутся на уровне этого года», — сказал г-н Жамилов. Иначе оценивает ситуацию Людмила Макшанова: «Еще месяц назад я бы сказала, что рынок БО динамично растущий, сейчас в связи с мировым финансовым кризисом доминирует ощущение растерянности, прирост будет, но его темп изменится».
По мнению Ефима Чеботарева, кризисная ситуация сохранится как минимум до конца 1 квартала 2009 года. «Кризис не пойдет на руку обучению, скорее, он даст рост рынку консалтинга, в Москве уже наблюдается такая тенденция», — сказал г-н Чеботарев.
А вот Анна Толмачева полагает, что финансовый кризис может увеличить спрос на бизнес-образование: «Сейчас компании будут думать о том, что надо по-другому организовывать свою деятельность, обучать персонал и управленцев, поэтому кризис может подтолкнуть к развитию компании, занимающиеся бизнес-образованием».
Ведущий бизнес-тренер УКО «Люди Дела» МАРИНА КИЯНОВА считает, что сейчас наступило время, когда нельзя экономить на образовании, когда можно потратить тысячу долларов на тренера, а потом получить миллион прибыли. «А для тех, кто этого не понимает, есть пятый закон Кияновой: «Дураков не жалко», — сказала г-жа Киянова, входящая в пятерку лучших тренеров за Уралом.
У самих тренеров же, по мнению Марины Кияновой, сейчас два пути: заниматься одной темой и становиться самым лучшим в ней. Второй путь — быть универсалами, наращивать пакет предложений. «Я выбрала второй путь, работаю с компаниями, которые постоянно заказывают новые темы», — сказала г-жа Киянова.
Борис Хасан видит свое будущее на рынке БО в специализации:«Мы сейчас сконцентрируемся на своей ключевой компетенции — конфликт-менеджменте и станем готовить узких специалистов. Это будет эксклюзивный продукт».
мнение

В Красноярске рынок бизнес-образования дикий

 
Борис Хасан
директор Института психологии и педагогики развития

У нас рынок БО только формируется. На мой взгляд, в Красноярске нет серьезных компаний, которые держат рынок, со штатными тренерами, со специализациями. Часто даже в Москве, Питере, Екатеринбурге в тренинговых компаниях всего 2-3 тренера, и они мастера во всем, что-то вроде сельской малокомплектной школы.
В свою очередь и уровень спроса примитивный, потому что хозяев крупного бизнеса в регионе мало. И бизнес, и образование, к сожалению, у нас центроориентированы. В регионе перспективы колоссальные, но пока у местного бизнеса не выросли потребности в образовании высокого уровня. Были случаи, когда люди получали образование, увеличивали свои возможности, ресурсную базу, потом приезжали на рабочее место и испытывали кризис. Им приходилось либо утилизировать свои знания, либо переходить в другие компании.