Меню

Обзор: Дилеры зарубежных автопроизводителей

эксперты Евгений Меркушев управляющий директор «Медведь Холдинга» Артем Потехин руководитель проекта «24auto.ru» Дмитрий Суханов руководитель отдела продаж Рено-центра АТЛАНТ Ринат Тухвату

В этом году многие красноярские автодилеры активно инвестировали в расширение бизнеса — строили новые автотехцентры, открывали салоны в регионе, пополняли линейку брендов, причем в основном теми марками, которые уже были представлены в Красноярске. Активному развитию способствовал рост рынка — на конец лета продажи выросли более чем на 40% по отношению к прошлому году. Однако разразившийся кризис поставил под угрозу планы дилеров.

эксперты
Евгений Меркушев
управляющий директор «Медведь Холдинга»
Артем Потехин
руководитель проекта «24auto.ru»
Дмитрий Суханов
руководитель отдела продаж Рено-центра АТЛАНТ
Ринат Тухватулин
генеральный директор «АЦ Авангард»
Оксана Хартанюк
директор по маркетингу и PR компании «Порше Руссланд»

Новостные ленты местных автомобильных сайтов пестрят объявлениями о спецпредложениях автодилеров: 12%-ная скидка на Mercedes-Benz корпоративным клиентам, автомобили Toyota в свободной продаже, Mitsubishi со скидкой до 120 тыс. руб. и т.п. Автолюбители утверждают: такими щедрыми продавцы новых иномарок не были никогда.
«Несколько лет подряд ситуация на нашем рынке была стабильная, объем продаж всех устраивал, динамика роста наблюдалась отличная, все почивали на лаврах и конкурировали друг с другом разве что за долю рынка. Ситуацию резко изменил финансовый кризис, продажи пошли на спад», — сказал управляющий директор «Медведь Холдинга» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ.
В итоге уже сейчас склады дилеров переполнены, чтобы их разгрузить и вернуть замороженные средства, компании идут на действительно беспрецедентные акции.
«Однако, я вас уверяю, это явление временное, дальше ронять цены и отдавать за бесценок машины мы не будем. Ищем другие механизмы решения проблемы. Мы не для того строили этот бизнес, чтобы его потерять», — заявил г-н Меркушев.

Автодилеры пошли в край

В этом году крупнейшие местные автодилерские компании активно инвестировали в бизнес. ГК «Крепость» в рекордно короткие сроки выстроила на территории своей автодеревни два небольших салона, разместив в них бренды Volvo и Lexus. Кроме того, ГК «Крепость» начала возведение сразу трех фирменных автотехцентров — на земельных участках, находящихся в непосредственной близости с ее автомобильной деревней. Как шутят конкуренты, «крепостной» «бермудский треугольник» грозит перерасти в «бермудский многогранник».
«Медведь Холдинг» в этом году занимался строительством автотехцентра Skoda в Советском районе, на пересечении улиц Быковского и Металлургов. Как рассказали в холдинге, центр рассчитывают сдать в эксплуатацию весной 2009 г.
Кроме того, «Медведь» и «Крепость» пошли в крупные города края. ГК «Крепость» открыла в Ачинске центр марки Toyota, реконструировав под него здание бывшей швейной фабрики. В Абакане группа компаний начинает продажи авто марки Ford во временном шоу-руме, в дальнейшем будет строить там фирменный автотехцентр Ford. «Медведь» приобрел земельный участок в Минусинске, где уже начато строительство монобрендового автотехцентра Mitsubishi, в Абакане холдинг участвует в тендере на покупку земли под салон марки Volkswagen.
Размер вложений в эти проекты в компаниях не разглашают, эксперты же оценили инвестиционную емкость обозначенных объектов «Медведь Холдинга» примерно в $10 млн, ГК «Крепость» — не менее чем в $25 млн. При этом специалисты уточнили, что окупить инвестиции в подобные проекты возможно не быстрее, чем за 5-7 лет.

Компании меняли марки и «топов»

По мнению руководителя проекта «24auto.ru» АРТЕМА ПОТЕХИНА, в вопросе наращивания дилерского портфеля в последнее время была наиболее активна компания «СИАЛАВТО». Примерно за год свой портфель марок (Brilliance, Great Wall, SsangYoung, KIA) она смогла пополнить брендами FIAT, Alfa-Romeo, Chery, Citroen и Renault. Однако сейчас сайт компании сообщает, что «СИАЛАВТО» — дилер марок SsangYoung, KIA, Citroen и Renault. Почему в этом списке не стало китайских и итальянских марок, в организации не комментируют. Остается лишь предполагать: либо динамика их продаж не устроила дилера или дистрибьюторов и договоренности были расторгнуты, либо дистрибьюторы популярных марок — Citroen и Renault — оказались столь требовательны, что компании пришлось отказаться от ряда брендов. Citroen «СИАЛАВТО» разместила на площадях своего автотехцентра на Пограничников, строительство центра Renault, по информации «ДК», идет полным ходом.
Как удалось выяснить «ДК», не подтвердилась информация о появлении дилера марки Porsche в Красноярске. Напомним, весной в ряде местных СМИ прошли публикации о том, что представлять этот бренд в нашем городе будет новосибирский дилер Porsche. «На сегодняшний день дилерство марки никому не отдано. Предложение ни одного из претендентов нас в полном объеме не устроило, конкурс продолжается», — рассказала директор по маркетингу и PR компании «Порше Руссланд» ОКСАНА ХАРТАНЮК.
Как сообщил генеральный директор «АЦ Авангард» РИНАТ ТУХВАТУЛИН, в этом году красноярский дилерский центр марки Audi вырос до статуса регионального центра Audi в Восточной Сибири. Фактически импортер делегировал часть своих полномочий красноярскому дилеру. В частности, право выбора новых официальных представителей марки в регионе, их обучение и т.п.
Специалисты отметили и еще одну особенность развития автодилерского рынка в этом году — во многих компаниях сменился топ-менеджмент. В частности, полностью обновилась команда управленцев в «Орионе». Теперь оперативное управление компанией осуществляет АЛЕКСЕЙ СУГАК, ранее возглавлявший Ауди Центр, отделом продаж направления Mercedes этой компании руководит АЛЕКСАНДР ДИКИЙ, ранее работавший в Тойота Центре, направление Chrysler, Jeep, Dodge возглавил ДМИТРИЙ УСОЛЬЦЕВ  — бывший гендиректор автосалона «Атлантик Моторс».
Значительно «омолодился» топ-менеджмент нескольких компаний, входящих в ГК «Крепость», причем все новые молодые управленцы — «доморощенные», ранее они возглавляли различные отделы в этих же компаниях.
Осенью сменился и председатель местной автодилерской ассоциации: ее бывший руководитель, генеральный директор ГК «Медведь Холдинг» НИКОЛАЙ БЯКОВ добровольно сложил с себя полномочия, новым председателем был избран генеральный директор компании «Краб» АЛЕКСАНДР БЫЧКОВ.

Mazda преподнесла сюрприз

По данным Красноярской краевой ассоциации дилеров иностранных автопроизводителей, за 8 месяцев текущего года членами ассоциации (в которую входит подавляющее большинство участников рынка) было продано около 9 тыс. автомобилей. Для сравнения: в прошлом году за тот же период они продали около 7 тыс. авто.
Около 55% машин, учтенных ассоциацией, реализовано компаниями, входящими в ГК «Крепость». Около 25% от этого показателя продал «Медведь Холдинг», чуть больше 12% — группа «Атлантик Моторс». За год расстановка сил между основными игроками не изменилась.
Эксперты также попытались оценить результаты компаний, не входящих в ассоциацию, их продажи оценены примерно в 2000 автомобилей.
Уверенным лидером продаж на местном рынке остается Toyota, на втором месте по спросу — Ford. Hyundai и Chevrolet также не теряют своей популярности, сюрпризом же этого года стала Mazda, которая продемонстрировала более чем 100%-ный рост продаж и вошла в топ-5 самых популярных марок у красноярцев.
Причинами роста рынка дилеры называли растущее благосостояние населения, развитую систему кредитования и лизинга, применение различных инструментов стимулирования продаж, например, trade-in. Артем Потехин обозначил и такую любопытную причину: новые иномарки стали выбирать люди, которые еще совсем недавно были потенциальными покупателями аукционных автомобилей. «Цены на аукционные авто в последнее время подросли, на этом фоне подешевевшие иномарки отечественной сборки стали более предпочтительны», — сказал г-н Потехин.

Продажи упали примерно на треть

«Все было очень позитивно, пока не наступил финансовый кризис, который на нашем рынке отразился незамедлительно. Мы почувствовали спад динамики контактов уже в августе», — заявил Евгений Меркушев.
Дилеры неохотно называют цифры, однако уже сейчас очевидно, что спад продаж составляет в среднем около 30%. Основная причина — резкое снижение активности в сегменте продаж в кредит. «Половина наших банков-партнеров прекратила выдачу кредитов. Те же, кто кредиты выдают, ужесточили условия их получения и подняли процентные ставки. В связи с этим объемы кредитных продаж сократились примерно в два раза», — рассказал г-н Меркушев.
На данный момент складские запасы дилеров заполнены «под завязку». Чтобы разгрузить склады, компании роняют на продукцию цену. Причем, если еще месяц-полтора назад финансовые потери несли только дилеры, сейчас жертвуют своей маржой уже и импортеры автомобилей.
Однако, как утверждают представители нескольких дилерских компаний, падение цен не будет вечным. Сейчас они ведут порой очень непростые переговоры с импортерами о том, чтобы сократить поставки автомобилей. Часть из них уже пошла навстречу, наиболее гибкими в этом вопросе оказались дистрибьюторы, чьи автомобили собираются на территории России.
Кроме того, чтобы удержаться на рынке, дилеры резко сокращают свои затраты. Все опрошенные «ДК» эксперты заявили, что, если продажи будут падать и дальше, они станут пересматривать штатное расписание. Кто-то думает сократить часть сотрудников, кто-то — отправить их в неоплачиваемый отпуск, кто-то сокращает рабочий день и заработную плату, соответственно. Кроме того, компании уменьшают бюджеты на продвижение, возможно, будут отказываться от пышных клиентских мероприятий. Как сообщил один из дилеров, сейчас анализируются абсолютно все расходы компании, оптимизировать планируется все, вплоть до установки энергосберегающих лампочек.

Инвестиционные проекты пока в силе

Дилеры настроены пессимистично, они уверены, что на заявленные планы текущего года им уже не выйти. Что касается темпов роста рынка на следующий год, то, например, в «Медведе» планируют продублировать планы текущего года. Однако дистрибьюторы хотят большего — роста на 25-30%. Окончательного понимания по планам следующего года пока ни у кого нет.
Руководитель отдела продаж Рено-центра АТЛАНТ ДМИТРИЙ СУХАНОВ уверен, что в перспективе рынку нужно рассчитывать на рост продаж автомобилей среднего ценового сегмента. По его мнению, этот сектор сможет перетянуть на себя покупателей «вторичных» авто за счет trade-in. «Старт этому процессу дан уже сейчас, когда правительство пообещало отменить двойной налог НДС на подержанные автомобили. Наш автоцентр на текущий момент активно развивает данное направление деятельности», — рассказал г-н Суханов. Премиум-сегмент же, по его мнению, будет продолжать расти, но уже значительно меньшими темпами.
О том, что будут сворачиваться стройки, пока ни один из дилеров не заявил. Однако они не исключили, что темпы реализации инвестиционных проектов будут замедлены.
Эксперты полагают, что не все игроки смогут пережить кризис. «Недавно я участвовал в российской дилерской конференции и был свидетелем, как руководители монобрендовых компаний заявляли, что они отказываются от отгрузки автомобилей — им рассчитываться за них больше нечем. В этом смысле у холдингов преимущество — они имеют возможность перераспределять ресурсы», — заявил Евгений Меркушев.
Кризисная ситуация на рынке продлится, по мнению местных дилеров, как минимум до весны следующего года.