Меню

Обзор ДК: IT-компании

эксперты Александр Аверин директор web-студии Maxsoft, руководитель некоммерческого объединения «ВебАльянс» Мария Артемьева бренд-менеджер проекта «Позитроника» Олег Байков коммерческий д

Красноярский рынок информационных технологий вырос за 2005 г. почти на треть. Системные интеграторы стремились к универсальности, действуя в разных областях — от консалтинга и аутсорсинга до внедрения сложных решений. Ритейлеры наращивали мощности за счет объемов. По прогнозам экспертов, уже в ближайшем году рынок трансформируется: федеральные специализированные и техноторговые сети заставят мелкие компании искать свободные ниши или уйти с рынка.
эксперты

Александр Аверин
директор web-студии Maxsoft, руководитель некоммерческого объединения «ВебАльянс»
Мария Артемьева
бренд-менеджер проекта «Позитроника»
Олег Байков
коммерческий директор компании «Быттехника»
Роман Дроздов
коммерческий директор компании «Старком»
Сергей Клименко
директор компании «Синтез Н»
Игорь Лейпи
директор управления регионального бизнеса «АйТи»
Алексей Лобанов
директор красноярского филиала компании «НЭТА»
Игорь Медведев
директор по развитию бизнеса «Новософт-Железногорск»
Константин Подлесный
генеральный директор компании «Ками-Красноярск»
Анатолий Сергеев
генеральный директор Группы компаний «СибитSystems»

Границы между сегментами местного IT-рынка нечеткие. Эксперты с долей условности выделяют три основных направления: ритейл (оптовые, розничные и корпоративные продажи), системную интеграцию (СИ), разработку и внедрение ПО (программного обеспечения). Направления развиваются несинхронно: одни быстро растут, другие лишь зарождаются. Например, местных системных интеграторов уже хорошо знают в столице, тогда как в нише разработки ПО наблюдается заметное отставание от соседей по округу.

Лидеры держат 70% рынка
По информации генерального директора «Ками-Красноярск» Константина Подлесного, на красноярском рынке работают около 150 IT-компаний. Из них 12-15 — лидеры. Крупные игроки держат около 70% рынка, оставшаяся часть распределена между небольшими компаниями и индивидуальными предпринимателями.
По данным аналитиков IDC, рост российского рынка информационных технологий в 2005 году составил 24,7%. Игорь Лейпи, директор управления регионального бизнеса компании «АйТи», считает, что красноярская динамика роста совпадает с общероссийской. По оценке директора компании «Синтез Н» Сергея Клименко, это не менее 30%. Высокую динамику г-н Клименко связывает с качественным ростом потребительского спроса: «На высокие технологии в Красноярске спрос традиционно высок, но сейчас потребители достигли такого уровня, когда они не гонятся за товаром или услугой «как у соседа». Они хотят выделиться, иметь что-то «не как у всех».
Емкость местного рынка информационных технологий за прошедший год эксперты оценили примерно в $350 млн. Для сравнения, общий объем российского ИТ-рынка в 2005 г. составил $11,7 млрд.
Основной прирост рынка обеспечил компьютерный ритейл — примерно семь из десяти красноярских IT-компаний занимаются продажей «железа». Игорь Медведев, директор по развитию бизнеса «Новософт-Железногорск»: «Основная доля рынка информационных технологий, около 60-70%, принадлежит поставщикам техники. Этот рынок по-прежнему далек от насыщения. Заказчики в большей степени интересуются поставкой оборудования, его запуском, наладкой и обновлением». Второе место в местном IT-рейтинге держат системные интеграторы. На их долю приходится не менее 20% рынка. Оставшуюся часть занимают разработчики и внедренцы ПО.
Компьютерным ритейлерам осложнили жизнь продавцы чайников
Некогда высокодоходный сегмент продаж компьютерной техники (маржа на старте бизнеса достигала 100%) участники рынка «продавили» до минимума. Рентабельность розничного направления, по оценке коммерческого директора компании «Старком» Романа Дроздова, в этом году упала до 8-10%. В сегменте корпоративных продаж, где на большие объемы заказчики требуют дополнительные скидки, она еще ниже. По признанию директора «Ками-Красноярск», в местных тендерах на поставку оборудования настолько сильный демпинг, что участвовать в них становится «себе в убыток». «Думаю, скоро мы уйдем из ниши корпоративных поставок», — поделился планами г-н Подлесный.
Помимо внутренней конкуренции, жизнь местным компьютерным ритейлерам усложнили техноторговые сети: вместе с плойками, чайниками и холодильниками они стали продавать компьютеры. Кроме федеральной компании «Эльдорадо», в этой нише работают местные сети — «АЛПИ» и «Быттехника». По словам коммерческого директора «Быттехники» Олега Байкова, компания взяла курс на увеличение доли этой продукции в обороте. Только за неполное полугодие 2006 г. рост компьютерного направления составил здесь около 3 %. «У нас уже есть собственная лицензированная сборка, кроме того, сотрудничеством с нашей сетью интересуются крупные российские производители, имеющие свои торговые марки. Я не исключаю, что скоро эти бренды могут появиться на прилавках «Быттехники», — заявил г-н Байков.
По оценке экспертов, неспециализированные сети сегодня держат около 15% местного розничного рынка. В перспективе, когда эту нишу пополнят другие федеральные техноторговые сети («М.видео, «Мир», «Техносила»), их присутствие на рынке может вырасти до 40%.
Cюрпризом для игроков стал выход в сегмент розницы весной этого года крупнейшего отечественного дистрибьютора компьютерной и цифровой техники компании Merlion (№1 в рейтинге IT-компаний РБК) с проектом федеральной сети «Позитроника» (см. ДК №9 (34)). Конечная задача компании, по словам бренд-менеджера «Позитроники» Марии Артемьевой, — помочь своим крупнейшим региональным партнерам противостоять экспансии техноторговых сетей. В планах на 2006 г. — открыть 150 магазинов в 50 крупных городах. Сегодня, по словам представителя Merlion, интерес к проекту проявили около 200 компаний в различных регионах России.
В Красноярске франчайзи «Позитроники» стали сразу две крупнейшие местные компании — «Аверс» и «Старком». Сейчас каждая из них открыла по одному магазину под федеральным брендом. Константин Подлесный не исключает, что со временем компании переведут под знамена федералов свои сети полностью: «Если они подтянут всю свою розницу под этот проект, есть вероятность, что «Позитронике» удастся завоевать более половины местного рынка компьютерного ритейла».
Альтернативой «железу» может стать лицензионное ПО
Одним из важных событий 2006 года директор красноярского филиала компании «НЭТА» Алексей Лобанов назвал открытие в Красноярске офиса компании Microsoft.
По мнению экспертов, активное продвижение Microsoft в регионе может стать спасением для компаний, исчерпавших себя в нише компьютерного ритейла. «Техникой многие уже наторговались. Теперь интересно продавать софт. Стоит он примерно столько же, сколько и компьютеры — в среднем $600 за комплект лицензионного ПО», — говорит Сергей Клименко.
Эта ниша, по оценке Константина Подлесного, в Красноярске практически свободна. Уровень проникновения лицензионного программного обеспечения в городе, по его мнению, не превышает 5–8%. Тогда как средний уровень по России в 2005 г. составил 17%.
Судя по тому, как активно региональный офис Microsoft начал вести себя на рынке, красноярское отставание от общероссийских показателей будет вскоре ликвидировано. Входя на местный рынок, представители разработчика провели мощную рекламную кампанию продукта, затем инициировали подписание меморандума среди крупных местных IT-компаний о нераспространении нелегального ПО. Эксперты уверены, что представители Microsoft будут использовать и более жесткие методы в борьбе за «чистоту» своего ПО. Например, в западных регионах России они инициировали проверки правоохранительными органами программного продукта, используемого предпринимателями. По оптимистичным прогнозам участников рынка, в течение ближайшего года лицензионным ПО может быть охвачено еще около 10% красноярских IT-пользователей.
В связи с этим и местные разработчики ПО рассматривают в долгосрочных планах построение дистрибьюторских сетей. Например, «Новософт-Железногорск», внедряющий как чужие, так и собственные программные продукты, принял стратегическое решение — минимизировать заказную разработку. Компания планирует сделать акцент на собственных тиражируемых решениях. Игорь Медведев также отметил, что за прошедший год наметился спрос на программное обеспечение со стороны банков. «Среди самых востребованных программных решений были системы, созданные на базе web-технологий», — подчеркнул г-н Медведев.
Рынок IT-услуг привлекает высокой доходностью
Одним из самых перспективных сегментов местного рынка большинство экспертов по-прежнему считают IT-услуги. Он не требует колоссальных инвестиций, рентабельность отдельных сервисных направлений достигает 40-50%. Кроме того, необходимость в услугах продиктована потребительским спросом. Роман Дроздов: «Покупатель, идущий в специализированную сеть, уже не довольствуется приобретением «железа». Он хочет от продавца помощи в установке техники, программного обеспечения, дальнейшего технического обслуживания. Чтобы быть конкурентоспособными, мы вынуждены идти в сегмент услуг». Компания «НЭТА» пошла еще дальше, объявив развитие СИ одной из приоритетных задач на текущий год.
По мнению Игоря Лейпи, рост спроса на услуги системных интеграторов связан с переходом предприятий и организаций от построения локальных сетей к созданию магистральных инфраструктур, более масштабных информационных систем. Кроме того, информационные технологии, по словам г-на Лейпи, все больше проникают в повседневную жизнь. Например, при строительстве элитного жилья уже закладывается необходимая инфраструктура для предоставления различных сервисов — Интернет, смарт-системы контроля доступа и т. д.
По словам генерального директора группы компаний «СибитSystems» Анатолия Сергеева, основную массу масштабных IT-проектов в регионе составляют заказы государственных структур и компаний, представляющих крупный бизнес: заводы, банки и т. д. Подобные заказчики идут на контакт, в основном, с именитыми компаниями. Специфика услуги в том, что она должна иметь длительный срок гарантии. Работая с начинающими интеграторами, клиенты увеличивают риски остаться без гарантийного обслуживания. Как следствие, новичкам, пробующим себя в сегменте системной интеграции, пока не удается потеснить лидеров. Около 70% денежной составляющей рынка СИ аккумулирует в себе группа из 4-5 компаний. При этом количество распределяемых между ними заказов — не более 30% от общего числа. Игорь Лейпи: «Нашей компании интересны масштабные ИТ-проекты, затрагивающие интересы всего региона. Поэтому в числе перспективных клиентов на ближайший период мы видим государственные структуры и крупные промышленные предприятия. Например, для нас был бы интересен проект автоматизации Богучанской ГЭС».
Красноярск не боится интеграторов-федералов
Информационная безопасность и аутсорсинг — пока практически не занятые ниши в сегменте IT-услуг. Эксперты прогнозируют их взрывной рост уже в ближайшее время. «На недавнем саммите компании «Интел» вопрос информационной безопасности был назван одим из наиболее приоритетных сегодня. Следом за ним там обсуждали аутсорсинг», — рассказал Константин Подлесный. «Мы практически каждую неделю заключаем договоры на аутсорсинговое обслуживание организаций по информационной безопасности. Вначале речь идет о тестировании и аудите компьютерной сети, потом уже о сопровождении», — сообщили в «Ками-Красноярск».
ИТ-аутсорсингом, по оценке экспертов, сейчас в городе охвачено не более 1% компаний-пользователей, но есть все предпосылки к тому, что этот показатель уже в 2006 г. начнет расти в геометрической прогрессии. Так, по сведениям «ДК», многие местные филиалы федеральных структур получили рекомендации «сверху» отдать ИТ-услугу на аутсорсинг.
Несмотря на высокий спрос в сегменте компьютерного ритейла, уже в этом году эксперты прогнозируют уход ряда местных компаний из этого направления. Жесткая ценовая конкуренция, уронившая рентабельность продаж, интерес к нише техноторговых сетей, приход на рынок «Позитроники» заставят мелких игроков расстаться с бизнесом или искать новые ниши. Константин Подлесный: «Для мелких компаний, занимающихся продажей компьютерной техники, наступают тяжелые времена. Я бы, честно говоря, посоветовал им сменить направление бизнеса».
Перспективу прихода новых федеральных компаний в сегмент монтажа проектов игроки оценили как маловероятную. Федералы, по мнению Анатолия Сергеева, предпочитают работать у нас дистанционно. Выиграв в столице крупный тендер на прокладку сети в Красноярске, они работают по уже отлаженной схеме: обращаются к местным интеграторам и нанимают их для выполнения работ как субподрядчиков.
Заявления некоторых крупных российских интеграторов, например, компании R-Style, об интересе к освоению Сибири, красноярские «айтишники» восприняли хладнокровно.
По их мнению, здесь у федералов неизбежно возникнет кадровая проблема. Константин Подлесный: «Чтобы рассчитывать на значительную долю рынка, нужно привезти с собой специалистов. А таких даже в Москве, честно говоря, недостаточно. В столице уже давно работают множество региональных компаний, и их количество постоянно растет. Кроме того, ведущие красноярские компании неуклонно повышают уровень своих решений, что позвляет им выполнять серьезные комплексные проекты».