экспертыНадежда Бакаева директор компании «Три блондинки» Наталья Гаврилюк генеральный директор компании «Альбус» Алексей Горельский директор компании «Тригон» Евгений Гринченко заместитель
эксперты
Надежда Бакаева
директор компании «Три блондинки»
Наталья Гаврилюк
генеральный директор компании «Альбус»
Алексей Горельский
директор компании «Тригон»
Евгений Гринченко
заместитель председателя правления АКБ «Енисей»
Елена Колмакова
начальник отдела эксплуатации бизнес-комплекса «Яр-центр»
Марина Мельникова
директор компании «Примекс-Красноярск»
Николай Коршунов
директор компании «Час пик»
Александр Трунов
директор компании «Центр услуг»
Сергей Юшков
директор компании «Таймер»
Пословам директора компании «Тригон» АЛЕКСЕЯ ГОРЕЛЬСКОГО, первые клинеры в Красноярске появились еще в конце 1990-х. В частности, «Тригон» профессионально «создает чистоту» с 1998 года. Однако развитие клинингового рынка началось только два-три года назад, и пока эксперты называют его молодым и несформированным. При этом отмечают, что интерес к клининговым услугам со стороны потенциальных клиентов растет. «Буквально два года назад слово «клининг» было мало кому известно. Сейчас же практически все знают, что это такое», — говорит директор компании «Примекс-Красноярск» МАРИНА МЕЛЬНИКОВА.
Новички размывают рынокКомпаний, относящих себя к сегменту клининговых услуг, по подсчетам его участников, в городе около 40. Но это число достаточно нестабильно. НАДЕЖДА БАКАЕВА,
директор компании «Три блондинки»: «Практически каждый квартал на рынке появляются новые игроки, но с такой же регулярностью они исчезают».
Все специалисты, опрошенные «ДК», безусловными лидерами местного клинингового рынка назвали компании «Ротекс» и «Тригон». По словам Марины Мельниковой, к их числу по определенным критериям можно отнести и компанию «Таймер». Директор «Таймера» СЕРГЕЙ ЮШКОВ в свою очередь считает, что если ориентироваться на известность бренда клининговой компании (КК), то «на слуху» в Красноярске порядка 10 фирм. Среди них игроки выделили компании «Примекс-Красноярск», «Три блондинки», «Альбус» и «Агентство чистоты».
По словам экспертов, на красноярском клининговом рынке нет жесткой конкуренции. Сергей Юшков: «Борьбы практически никакой нет, фронт работ достаточно большой, места на рынке пока хватает всем».
Порог вхождения здесь невысок. Сергей Юшков: «Чтобы купить два-три пылесоса, инвентарь и профессиональную химию, можно уложиться и в 100-200 тысяч рублей». Но этих денег хватит только на то, чтобы плестись в последней десятке. По мнению Марины Мельниковой, если у новичка амбициозные планы, то низкий старт будет неуместен. Чтобы открыть в Красноярске конкурентоспособную КК, претендующую на более-менее серьезные объекты, новичку понадобится не менее 1,5-2 млн рублей. «Необходимо обучить всех ключевых специалистов в Санкт-Петербурге или Москве, приобрести профессиональную технику, химию и инвентарь. К тому же потребуются оборотные средства, чтобы обслуживать объекты, ведь в клининге на объектах по ежедневной уборке не работают по предоплате», — уточняет г-жа Мельникова.
При этом, подчеркивает Алексей Горельский, новичку не стоит надеяться на то, что удастся занять лидирующую позицию на клининговом рынке: «КК должна иметь историю, опыт. В этом деле для успеха одних денег мало. Нужна кропотливая работа».
Кропотливый «чистый бизнес» приносит своим владельцам стабильный доход. По словам опрошенных «ДК» участников рынка, рентабельность этого вида услуг не меняется уже несколько лет и в среднем составляет 10-20%.
Крупные КК помимо оказания основных услуг, как правило, занимаются еще и продажей профессиональной техники, химии и инвентаря, а также оказывают консультационную поддержку. Алексей Горельский: «Если заказчик не хочет воспользоваться услугами нашего клинера, мы помогаем оборудовать его объект грязезадерживающими коврами, вооружаем его «специалиста» профессиональной техникой и оборудованием для уборки».
Лидеры ориентируютсяна комплексные услуги
Марина Мельникова утверждает, что услуги КК принципиально отличаются от простой уборки «бабы Маши»: «КК не просто поддерживает чистоту, а профессионально ухаживает за недвижимостью, тем самым сберегая различные дорогостоящие покрытия, продлевая срок их службы и позволяя собственнику здания как можно реже делать ремонт».
«Клинеры пользуются исключительно профессиональной техникой и специализированным инвентарем. КК также содержат штат специально обученных сотрудников. Мы в компании не используем слово «уборщица». У нас это мастер по уходу за недвижимостью, или оператор уборки. Это уже другой работник, с иным отношением к своим обязанностям и уровнем подготовки», — рассказала г-жа Мельникова.
«Можно накупить оборудования, химии, но не знать, как всем этим пользоваться. Важно обучить персонал и постоянно практиковаться в оказании клининговых услуг», — говорит Сергей Юшков. С ним солидарен и Алексей Горельский: «Наличие профессиональной техники не гарантирует очень качественного выполнения работы. Персонал мы систематически отправляем на обучение. Руководитель отдела по чистке проходил стажировку в Германии, потом тренировал бригадиров здесь, те в свою очередь повышали квалификацию рядового персонала».
В перечне самых распространенных в Красноярске клининговых услуг, по мнению экспертов, 5-7 позиций: чистка ковров и мягкой мебели, твердых покрытий, радиаторов, жалюзи, мытье стекол. Сергей Юшков говорит, что обычно молодые КК начинают с этого небольшого спектра услуг и в дальнейшем расширяют его. Надежда Бакаева считает, что в широком смысле под клининговыми услугами можно понимать до 100 наименований услуг. А Марина Мельникова полагает, что клинеры могут параллельно осваивать и дополнительные направления: «Некоторые иногородние КК занимаются ландшафтным дизайном, кейтерингом
Игроков же, специализирующихся на оказании одной услуги, например, дератизации или химчистке ковров, по мнению экспертов, нельзя называть КК. «КК должна предоставлять весь комплекс услуг», — считает Алексей Горельский. По его оценке, в Красноярске таких компаний всего две: «Тригон» и «Ротекс».
Как отмечают эксперты, на местном рынке основная часть как крупных, так и средних КК не специализируется на частных или корпоративных заказчиках, а предпочитает работать сразу в двух сегментах. Алексей Горельский добавляет: «Предпочтение крупным заказчикам, конечно, отдается, но не было такого, чтобы мы просто отказали небольшому клиенту».
Заказчики не спешат отдавать клининг на аутсорсинг
«Красноярские клинеры обслуживают только 10-15% от потенциально возможных площадей коммерческой и жилой недвижимости города», — считает Надежда Бакаева. По оценке Марины Мельниковой и Сергея Юшкова, эта цифра составляет не более 10%.
Специалисты утверждают, что у красноярских заказчиков уже сформирована потребность в специализированных разовых услугах клинеров. Особенно это ощущается в сегменте высотных работ, где без специально обученных людей и техники не обойтись. АЛЕКСАНДР ТРУНОВ, директор компании «Центр услуг»: «Высотным клинингом компании пользуются в среднем один-два раза в год». Да и химической чисткой ковров вряд ли займется штатная служба чистоты какой-либо организации, подчеркивают игроки.
Самыми охваченными в этой области услуг сегментами эксперты называют производственные и торгово-офисные площади. Но и здесь, по их словам, еще остались интересные для клинеров объекты. Клиниговыми услугами почти не пользуются бюджетные организации: дошкольные, общеобразовательные и высшие учебные заведения, объекты здравоохранения и т.п. Хотя есть и прецедент: компания «Примекс — Красноярск» взяла на обслуживание Железнодорожную больницу. Клинеры активно «расшатывают» банковский сектор, ресторанный и гостиничный бизнес, собственников жилой недвижимости.
«В Красноярске на сегодня очень велика доля компаний, руководители которых пока зреют для того, чтобы отдать клининг на аутсорсинг», — считает Марина Мельникова. По словам экспертов, если разговаривать с потенциальными клиентами на языке цифр, то они достаточно быстро понимают плюсы аутсорсинга. Ведь, обращаясь в КК, заказчики примерно за те же деньги, которые они расходуют на содержание собственного штата уборщиков, обеспечивают свои помещения и здания профессиональным уходом. Если внимательно просчитать все косвенные затраты, так или иначе связанные с наведением чистоты, уверена Марина Мельникова, стоимость профессионального ухода за недвижимостью порой может быть даже ниже, чем если бы собственник занимался этим своими силами: «Не нужно начислять заработную плату, учитывать расходы на химию и амортизацию оборудования, нужно просто добавить одну статью затрат, которая уменьшит налогооблагаемую базу».
Однако, констатируют эксперты, отдавать уборку на аутсорсинг потенциальные клиенты не спешат. По словам заместителя председателя правления АКБ «Енисей» ЕВГЕНИЯ ГРИНЧЕНКО, поддерживать в идеальной чистоте помещения банка им помогает собственная служба: «Для обслуживания офисов площадью до 1 тыс. кв. м, учитывая специфику банковской деятельности, на наш взгляд, эффективнее иметь собственный штат «специалистов по чистоте». При этом г-н Гринченко уточняет, что «для проведения специализированных работ, требующих профессионального оборудования, подбора химических средств, особого подхода» есть смысл привлекать клинеров. «Это касается в первую очередь стеклянного фасада нашего нового головного офиса, который, безусловно, должен содержаться в идеальной чистоте». В будущем г-н Гринченко не исключает, что кредитное учреждение отдаст поддержание чистоты сторонней компании: «Возможно, с расширением бизнеса, строительством новых зданий для размещения дополнительных офисов и филиалов банка, если содержание собственной службы окажется более затратным и менее эффективным, мы передадим клининг на аутсорсинг».
На рынке не хватает качественного предложения
Портрет потребителя клининговых услуг сейчас изменился, утверждают эксперты. Заказчик стал более требователен и осторожен. Его уже не прельстить низкой ценой. «Клиенты ищут оптимальный вариант, стараются брать рекомендательные письма. Тем более те, кто уже раз «обжегся», когда какая-нибудь компания с сомнительным уровнем качества услуг испортила им покрытие или ковер», — говорит Сергей Юшков. Вот почему на качественные услуги, особенно в сезон, возникают очереди. НАТАЛЬЯ ГАВРИЛЮК, генеральный директор компании «Альбус»: «Весной, когда всем хочется «обновить перышки», клиентам приходится ждать, чтобы их ковры почистили». При этом заказчики готовы платить большие деньги компании, в качестве услуг которой они уже убедились. НИКОЛАЙ КОРШУНОВ, директор компании «Час пик»: «В сезон у нас наплыв клиентов — в прошлом году мы решили повысить стоимость услуги, но и это не отпугнуло потребителя».
Дефицит качественного предложения, по мнению экспертов, значительно тормозит клининговый бум в Красноярске.
«У нас на рынке, к сожалению, пока процветает непрофессионализм. Даже на тех объектах, которые обслуживают так называемые КК, можно увидеть людей с деревянной шваброй, с тряпкой из мешковины, без спецодежды. Для профессионалов подобное недопустимо», — считает Марина Мельникова.
Алексей Горельский рассказывает, что в их компанию возвращались клиенты с просьбами спасти, например, ковровое покрытие после того, как его почистили непрофессиональные клинеры. Заказчики даже готовы ждать. «Ведь мы ведем плановое хозяйство, и наша деятельность расписана на месяц-полтора вперед», — говорит г-н Горельский.
Но очереди в КК иногда провоцируют руководителей на создание собственных служб чистоты. ЕЛЕНА КОЛМАКОВА, начальник отдела эксплуатации бизнес-комплекса «Яр-центр»: «Нам нужно было помыть окна, но компания, в которую мы обратились, в течение трех месяцев не могла выполнить наш заказ. В итоге мы создали собственную службу чистоты. В конце этого года персонал пройдет обучение в Новосибирске, а в начале следующего мы выходим на рынок с предложением наших клининговых услуг, ведь содержание подобной службы только для собственных целей неоправданно».
Клинеры заинтересуются мелкими площадями
Перспективным сегментом, который уже в ближайший год обеспечит рост красноярскому клининговому рынку, эксперты называют строящиеся торгово-развлекательные и офисные комплексы. Игроки единодушны в том, что эти здания качественно нового уровня будут обслуживать именно клинеры.
Эксперты прогнозируют также увеличение интереса клининговых компаний к частным заказчикам и клиентам, обладающим маленькими площадями помещений, — после того как все крупные объекты в Красноярске будут разобраны. Наталья Гаврилюк: «Думаю, появятся КК, которые будут специализироваться именно на маленьких площадях».
Взрыв клинингового рынка эксперты прогнозируют через два-три года. К этому времени созреют колеблющиеся потенциальные клиенты. Марина Мельникова уверена, что через два-три года рынок будет прирастать астрономическими темпами, примерно на 200% в год.
Марина Мельникова видит потенциал развития клининга не только в увеличении обслуживаемых клинерами площадей. Она полагает, что клининговый бизнес может брать на себя функции компаний других направлений, например, заниматься ландшафтным дизайном, следить за инженерными системами сооружений и т.п. «В идеале мы стремимся оказывать весь спектр услуг по эксплуатации зданий, чтобы полностью снять с собственника «головную боль», связанную с уходом за строением», — заключила г-жа Мельникова.