Меню

Обзор ДК: Лизинговые компании - 23.10.2006

эксперты Владимир Алешечкин директор «ЕнисейПромЛизинга» Алексей Архипов региональный представитель компании «Элемент Лизинг» Любовь Беккерман директор Красноярского филиала «Лизинговой компа

Местный рынок лизинговых услуг только формируется. Конкуренция на нем слабая, и предложение едва успевает за спросом. Ситуация изменится с появлением новых федеральных участников. Аналитики прогнозируют, что уже через год ведущие столичные компании придут в Красноярск и займут пока пустующую нишу лизинга для малого бизнеса.

эксперты
Владимир Алешечкин
директор «ЕнисейПромЛизинга»
Алексей Архипов
региональный представитель компании «Элемент Лизинг»
Любовь Беккерман
директор Красноярского филиала «Лизинговой компании УРАЛСИБ»
Алексей Богданов
менеджер по лизингу компании «Carcade Лизинг»
Дмитрий Ежелев
исполнительный директор по юридической деятельности и финансам лизинговой компании «Аргумент»
Дмитрий Ефремов
региональный директор представительства в Красноярске компании «ДельтаЛизинг»
Василий Кашкин
заместитель председателя Российской ассоциации лизинговых компаний, эксперт-аналитик

Лизинг в Красноярске начал развиваться в 2003 г., когда здесь появились первые лизинговые компании. А массовая атака на рынок пришлась на прошлый год. В город зашли сразу три иногородних игрока: «ДельтаЛизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ» и «Элемент Лизинг». По словам заместителя председателя Российской ассоциации лизинговых компаний, эксперта-аналитика ВАСИЛИЯ КАШКИНА, Красноярск очень привлекателен для федералов: «Столичный рынок в целом растет на 20-25% в год. А темпы роста рынка Краснояр­­­с­кого края в этом году, по сравнению с прошлым, составили около 45-50%».

Местный рынок в два раза доходнее столичного
Всего, по оценке исполнительного директора по юридической деятельности и финансам лизинговой компании «Аргумент» ДМИТРИЯ ЕЖЕЛЕВА, в краевом центре работает не менее сорока лизинговых компаний: «Число игроков постоянно колеблется. Кто-то уходит, кто-то появляется. Вести подсчет очень трудно, так как эта деятельность не лицензируется. Сорок компаний — это те лизингодатели, о которых мы слышали или знаем по работе». Большинство предприятий на рынке — иногородние. Эксперты отмечают, что лидирующие позиции сегодня занимают «ДельтаЛизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ», «КМБ-Лизинг». Из местных в десятку лидеров входят только «Аргумент», «АФТ-лизинг» и «Механика роста Лизинг».
В Красноярске существует несколько типов лизинговых компаний: компании при банках («КМБ-Лизинг», «Райффайзен-Лизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ» и т. д.); предприятия, созданные при автосалонах (например, «АФТ-лизинг» входит в ГК «Крепость»), и независимые игроки (см. «Детали»).
По словам регионального представителя компании «Элемент Лизинг» АЛЕКСЕЯ АРХИПОВА, чтобы войти в этот бизнес, необходимы солидные оборотные средства: «Для серьезной работы на этом рынке понадобится не один миллион рублей. Здесь важно быстро провести сделку, оценить ее и проплатить деньги поставщику. А для этого необходимо иметь солидный денежный ресурс. Даже если брать кредит в банке, нужно время, а клиент ждать не будет».
Эксперты считают, что сорок игроков — для Красноярска мало. ДМИТРИЙ ЕФРЕМОВ, региональный директор Краснояр­ского представительства «ДельтаЛизинг»: «Говорить о серьезной конкуренции в этой области я бы не решился. Лизинговых компаний на рынке много, но спрос на наши услуги еще больше». Дмитрий Ежелев добавляет, что места в регионе хватит еще такому же количеству игроков.
В условиях сравнительно мягкой конкуренции доходность этого бизнеса в Красноярске очень высока. По оценке директора «ЕнисейПромЛизинга» ВЛАДИМИРА АЛЕШЕЧКИНА, она составляет примерно 40-50%. Василий Кашкин считает эти цифры «запредельными» для российского рынка: «По нашим оценкам, в регионах с высокой конкуренцией рентабельность в среднем колеблется от 20% до 30%. Не больше».
Лизингодатели работают со средним бизнесом
Аналитики отмечают, что существующие компании еле справляются с растущим спросом на лизинг. Дмитрий Ефремов: «Еще два года назад спрос сильно отставал от предложения. Клиенты считали, что лизинг — это то же самое, что и кредит. Сейчас же вопрос, «что такое лизинг», постепенно уходит в прошлое». Г-н Ефремов отметил, что спрос на лизинговые услуги резко вырос в прошлом году: «По сравнению с 2004 г., динамика была значительная — несколько сот процентов. И если раньше мы работали с красноярскими клиентами через Новосибирск, то в 2005 году открыли здесь полноценное представительство». Василий Кашкин: «Растущий спрос на лизингование объясняется тем, что сегодня износ производственных фондов в России составляет около 60%. Сейчас идет замена старого автотранспорта, оборудования на новое. Поэтому, по нашим прогнозам, спрос на этом рынке будет расти и дальше».
Львиную долю спроса на краснояр­ском рынке формирует средний бизнес. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, портфель большинст­ва лизинговых предприятий на 70-80% состоит из представителей этого сегмента. АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВ, менеджер по лизингу компании «Carcade Лизинг»: «Мы работаем, в основном, со средними компаниями. Мелкие пока к лизингу не пришли. Вся проблема в том, что малый бизнес еще не готов обнародовать свои доходы. А для многих лизинговых компаний прозрачность бизнеса — обязательное условие заключения сделки». Дмитрий Ефремов добавляет, что небольшие фирмы «спотыкаются» о высокую планку суммы сделки: «Мы работаем с малым бизнесом. Но у нас минимальная сумма сделки 600 тыс. руб. Для малого бизнеса это большие деньги».
Автолизинг растет быстрее лизинга недвижимости
Для основного потребителя компании создают специальную линейку продуктов. Аналитики отмечают, что в прошлом году самым востребованным был автолизинг. Алексей Архипов: «За последние три месяца автолизинг у нас вырос на 100%». Автомобильный сегмент занял большую долю в портфелях многих компаний. У «Carcade Лизинг» на авто приходится около 85% сделок, у «УРАЛСИБа» — 30-40%. По словам Алексея Богданова, основная причина такой популярности в том, что компании меняют автопарк примерно раз в два-три года: «Сначала у многих были автомобили отечественных производителей, потом все пересели на машины западных брендов. Кроме того, надо учитывать то, что компании растут. Если на первых порах им нужен был небольшой легковой автомобиль, то затем они постепенно приобретали большие машины».
Основные конкуренты в автомобильной нише для лизинговых компаний — банки. Почти все местные и федеральные кредитные учреждения за последние два года ввели у себя программы автокредитования. В сложившейся ситуации лизингодатели стараются привлечь к себе клиента, предлагая ему низкие процентные ставки, оформление в сжатые сроки с минимумом необходимых документов. Так, «Лизинговая компания УРАЛСИБ» в феврале этого года презентовала скоринговую программу , по которой клиент получает автомобиль в лизинг за три дня. Дальше пошла компания «Carcade» — она ввела программу «Лизинг под 0%». Алексей Богданов: «Банки сегодня предлагают интересные условия автокредитования. Поэтому нам приходится находиться в постоянном поиске, снижать размер первоначального взноса за автомобиль».
По оценкам экспертов, за последний год выросло и число сделок в сегменте лизинга коммерческой недвижимости. Лидер этой ниши в Красноярске — компания «Аргумент». Сегодня ее портфель на 68% состоит из сделок по недвижимости. По словам Дмитрия Ежелева, темпы прироста здесь составляют примерно 25% в год.
В среднем же, по оценке Василия Кашкина, автолизинг обгоняет лизинг недвижимости по объему сделок более чем в два раза. ЛЮБОВЬ БЕККЕРМАН, директор Красноярского филиала «Лизинговой компании УРАЛСИБ», объясняет эту тенденцию сложностью процедуры оформления недвижимости: «Не у всех предприятий есть полный комплект документов, подтверждающих право собственности на недвижимость и землю. Отсюда возникает проблема в получении права собственности на земельный участок: процесс этот очень долгий и кропотливый. Кроме того, сумма таких сделок должна быть не меньше 15 млн руб. Для многих компаний это большие деньги». Между тем, эксперты уверены, что спрос на эту услугу будет расти. Дмитрий Ежелев: «Судите сами, сегодня лизинговые платежи по недвижимости почти равны арендным ставкам. Компании выгоднее платить проценты лизингодателю, но уже за свое помещение, чем отдавать такие же деньги за аренду».
Федералы придут за малым бизнесом
По прогнозам аналитиков, в следующем году красноярский рынок лизинга вырастет еще минимум в два раза. Основной прирост ожидается за счет освоения малого бизнеса. Владимир Алешечкин: «Это самый большой и пока еще не охваченный сегмент. Я думаю, малый бизнес постепенно придет к лизингу». Эксперты отмечают, что пустующую нишу лизингования мелких предприятий займут крупные федеральные лизинговые компании. Алексей Архипов добавляет, что интерес к Красноярску уже проявила Europlan, имеющая серьезные программы по автолизингу. Кроме того, у Europlan много продуктов и акций, разработанных специально для небольших фирм. Например, акция «Распродажа»: в случаях возврата б/у оборудования его можно приобрести по ценам ниже рыночных. Кроме того, участники рынка отмечают, что, помимо независимых компаний, в городе откроют свои филиалы банки с западным капиталом, в структуру которых обычно входят и лизинговые подразделения. Первопроходцем стал «Райффайзенбанк Австрия». Австрийцы, помимо стандартных банковских продуктов, предложили своим клиентам услуги дочерней компании — «Райффайзен-Лизинг». Василий Кашкин: «У иностранных банков дешевый ресурс, они смогут предоставить выгодные условия как для крупного, так для мелкого бизнеса».
Эксперты полагают, что будущее лизинговых компаний в Красноярске — за их специализацией. Алексей Архипов: «На местном рынке узкая специализация действует пока только в сегменте автолизинга. Основное преимущество таких предприятий в том, что у них уже налажены отношения с автодилерами, которые могут давать им скидки. Я думаю, со временем появятся компании, которые будут заниматься только лизингом недвижимости и оборудования». Дмитрий Ежелев причину, которая подтолкнет игроков к специализации, видит в усилении правового законодательства в этой области: «Лизинговые сделки будут усложняться в плане регламентирования. Будут меняться как лизинговое законодательство, так и правовое регулирование в целом, совершенствоваться механизмы купли-продажи. В такой ситуации выживут специализированные компании, которые хорошо знают специфику правового регулирования именно в своей отрасли».