Меню

Обзор ДК: Одежный ритейл

экспертыОлег Ахрамович директор ГК «Завам»Сергей Гришин директор компании «Стилизатор»Алексей Грузиненко генеральный директор компании «Ле Рой»Валерия Деминова руководитель отдела маркетинга To

Несмотря на обилие компаний, местный рынок одежной розницы еще не насыщен. А потому привлекателен для инорегиональных игроков. Эксперты прогнозируют, что уже в ближайший год на него придут крупные компании с иностранным капиталом, а не слишком крупные местные игроки вынуждены будут объединяться.

эксперты
Олег Ахрамович
директор ГК «Завам»
Сергей Гришин
директор компании «Стилизатор»
Алексей Грузиненко
генеральный директор компании «Ле Рой»
Валерия Деминова
руководитель отдела маркетинга Tommy Hilfiger, Finn Flare, Baon (компания «Паритет»)
Зося Завялко
управляющая мультибрендовой галереей «De file»
Ольга Колесникова
учредитель магазинов «Вещь»
Татьяна Холоденко
управляющая отделом MOSAIC компании «Балтман»

Эксперты неоднозначны в оценке емкости местного рынка одежды. По данным генерального директора компании «Ле Рой» АЛЕКСЕЯ ГРУЗИНЕНКО, его емкость — примерно $130 млн. Управляющая мультибрендовой галереей «De file» ЗОСЯ ЗАВЯЛКО называет цифру порядка 2-2,5 млрд руб (примерно $80 млн). Директор компании «Стилизатор» СЕРГЕЙ ГРИШИН считает, что она по крайней мере в два раза меньше — около $30 млн в год. «И это с учетом «пиратской» одежды, доля которой выше 40%», — уточняет эксперт. Несмотря на то что местный рынок растет в среднем на 25% в год (данные компании «Стилизатор»), о его насыщении говорить пока рано, считают игроки. Сергей Гришин полагает, что он насыщен лишь наполовину. А потому специалисты заключают, что конкуренция на рынке слабо выражена. Впрочем, по мнению управляющей отделом MOSAIC компании «Балтман» ТАТЬЯНЫ ХОЛОДЕНКО, конкурентная среда здесь намного жестче, чем в соседнем Новосибирске: «В Новосибирске рынок брендированной одежды намного свободнее. Там нет такого количества ТРЦ, как в Красноярске. Поэтому и брендов представлено меньше».

Более половины рынка занимает брендированная одежда
Вариантов сегментации рынка одежного ритейла довольно много. Самый простой способ, говорят эксперты, — разделить его на брендированную и небрендированную одежду. По мнению Алексея Грузиненко, чем «дороже» сегмент, тем выше в нем доля брендированной одежды. «Начиная со среднего ценового сегмента, доля брендов — 60%», — приводит данные г-н Грузиненко. Как считают некоторые игроки, в премиальных сегментах брендированная одежда занимает до 90%. Эксперты считают: однозначные лидеры на рынке — компании «Ле Рой» (14 брендированных магазинов) и «Завам» (8 брендированных магазинов).
Разделяя рынок по ценовому признаку, самым крупным и динамично развивающимся сегментом рынка его участники считают продажу одежды среднего ценового уровня: «По моей оценке, в 2006 г. темпы роста этого сектора были на уровне 35-45%», — делится наблюдениями Алексей Грузиненко. Его мнение — этот сегмент насыщен на 70%.
Одним из самых ненасыщенных участ­ков рынка Алексей Грузиненко называет сегмент de lux: «Сейчас в нем работает только ESCADA. У Plaza есть планы выхода в lux, но пока что это только планы».
В противовес люкс-сегменту премиальный заполнен более плотно. Директор ГК «Завам» ОЛЕГ АХРАМОВИЧ говорит, что здесь конкуренция намного острее, чем в других: «Количество потребителей тут ограничено, а магазины подобного уровня продолжают открываться». Если сегментировать рынок по гендерному признаку, то, безусловно, более половины его занимает женская одежда. Зося Завялко: «Я твердо убеждена, действительно достойной деловой одежды топ-класса для мужчин в Красноярске практически нет».
Разделяя рынок по направлению использования одежды, лидирующим сегментом г-жа Завялко считает повседневную одежду: «Одежда стиля Casual есть в ассортименте почти у каждого бренда. По моим оценкам, она занимает более половины рынка».

$500 тыс. за вход
Порог вхождения на рынок зависит от того, какой сегмент намерен выбрать игрок. «Если говорить о middle-секторе, то на концептуальный магазин будет достаточно $100 тыс., — приводит данные Сергей Гришин. — В сегментах premium или lux сумма может доходить и до $500 тыс. — в зависимости от условий, на которых представлен бренд». Алексей Грузиненко рассказывает, что открыть концептуальный магазин, полностью созданный на основе требований известного бренда, стоит примерно от 1000 до 4500 евро за кв. м. «Если же создавать оператора, работающего с несколькими брендами, то к затратам на каждый бутик нужно прибавить затраты на общую управляющую систему — это еще от 600 тыс. до 1 млн руб.», — подсчитывает г-н Грузиненко.
Олег Ахрамович полагает, что минимальная сумма для вхождения на одежный рынок — 2 млн руб. Эксперт говорит: средний срок возврата этих инвестиций — от 18 до 30 месяцев. «Если по каким-то причинам он увеличивается, предприятие становится нерентабельным», — добавляет г-н Ахрамович. «Рентабельность по отрасли, — рассказал Алексей Грузиненко, — сильно разнится в зависимости от ценового сегмента и бренда. В среднем около 45-60%». И, по наблюдениям Сергея Гришина, прибыльность одежной отрасли в отличие от остальных розничных рынков постоянно растет — в среднем на 20-27% в год.
Одежные супермаркеты вытесняют рынки
Одной из основных тенденций игроки называют переход одежной розницы в цивилизованные торговые центры и развитие «street retail» . Эксперты говорят: вещевые рынки как формат торговли постепенно отмирают. Магазины с недорогой брендированной одеждой постепенно перетягивают клиентов с рынков. «Рынки же живут за счет пригорода и людей, которые раз в два месяца приезжают в краевой центр за покупками», — рассказывает Зося Завялко. За счет того, что торговля прирастает вчерашними покупателями рынка, ведущую роль в развитии отрасли играют бренды, ориентированные на средний ценовой показатель, так называемые масс-марки, считает эксперт. «Однако, — отмечает тенденцию г-жа Завялко, — если еще год назад люди стремились к разнообразию ради разнообразия, то теперь все больше и больше людей предпочитают покупать реже, но дороже. Период насыщения одеждой как таковой проходит. Сейчас происходит естественный переход от количественных покупок к качественным. Акцент смещается в сторону эксклюзивных моделей». «Качественные» продажи требуют от игроков применения маркетинговых технологий — одними скидками покупателя уже не заманишь. В этой ситуации, по мнению Татьяны Холоденко, битву за клиента выиграет тот, кто предложит потребителю лучший сервис. Сергей Гришин считает, что обеспечить качественные продажи может, в первую очередь, четкая ориентация магазина на свою целевую аудиторию. В связи с этим эксперты говорят о дальнейшей тенденции сегментирования рынка. «Нишевой товар всегда имеет своего потребителя, — заявляет Алексей Грузиненко, — например, «товары для охоты» всегда купят охотники, а «товары для беременных», соответственно, будущие мамы». По мнению эксперта, сегментация будут происходить и в зависимости от месторасположения проектов и магазинов.
Стоковые магазины заменят скидки По оценкам экспертов, на рынке брендированной одежды набирают обороты «стоки». Учредитель магазинов «Вещь» ОЛЬГА КОЛЕСНИКОВА рассказывает, что предприниматели, которые раньше занимались секонд-хэндом, постепенно переходят на ассортимент стока. Эксперты утверждают, что скидки в сегменте люкс и премиум — это удар по имиджу бренда. Поэтому «люксовые» бутики не устраивают распродажи, а передают прошлогодние коллекции в стоковые магазины. «Делается это для того, чтобы в бутиках премиум-класса не висели коллекции прошлого сезона. Покупателю класса премиум всегда интересно видеть новую одежду. Товар со скидками — это уже для другого потребителя», — поясняет руководитель отдела маркетинга Tommy Hilfiger, Finn Flare, Baon (компания Паритет) ВАЛЕРИЯ ДЕМИНОВА.
Эту тенденцию подтверждает и произошедшее недавно объединение бутиков Caza Nostra и «Бутик № 5». В объединенной компании «Бутик № 5» стал стоковым магазином, Caza Nostra представляет теперь только новые коллекции. По мнению собственников бизнеса, такое сегментирование должно способствовать более эффективной работе одного и другого магазина. Впрочем, Ольга Колесникова высказывает мнение, что стоковые магазины составляют конкуренцию бутикам. «В первую очередь, из-за кардинального отличия в ценах. Брендированная одежда в стоке дешевле в среднем в три раза. Плюс ко всему в одном помещении со­браны самые разные бренды — это тоже привлекает покупателя».
Основное конкурентное преимущество бутика, по словам Ольги Колесниковой, — новизна коллекции. «Но сток выигрывает за счет того, что в нем собраны, как правило, «долгоиграющие» модели, которые можно носить не один год», — говорит г-жа Колесникова. Однако игроки рынка считают: стоки и бутики могут конкурировать лишь косвенно: «Прямой конкуренцией назвать это нельзя, — высказывает свою точку зрения Сергей Гришин. — Это разные форматы, и соперниками они быть не могут — у каждого свой покупатель». Олег Ахрамович считает, что эти форматы существуют в симбиозе: «Стоки, по моему мнению, «готовят» потребителя для брендовых магазинов. Одеваясь в стоке, потребитель становится лояльным к какой-либо торговой марке. Впоследствии он будет «узнавать» эту марку в брендированном магазине».
Перспективы у сегмента стока, полагают эксперты, достаточно хорошие: спрос на подобные товары, как отмечает Ольга Колесникова, постоянно растет. Однако г-жа Колесникова сетует на то, что не может его удовлетворить и расширить бизнес: «Все упирается в отсутствие качественного стока в необходимых объемах. К примеру, мне сегодня нужно полтонны «Дизеля», а предлагают только 150 кг. Некоторые бренды очень мало вещей отправляют в стоки».
Рынок в ожидании варягов
Объем российского одежного рынка, по данным федеральных аналитиков, ежегодно увеличивается на 25-30% в год.
Сергей Гришин говорит, что темпы роста местного рынка превышают общероссийские показатели на 15-20%. И тенденция роста будет продолжаться: «Красноярск в этом отношении как бутон, у которого срок цветения — один день, а срок созревания — целая жизнь. Сейчас мы находимся на пороге цветения», — констатирует г-н Гришин.
Олег Ахрамович прогнозирует рост премиальной части как женской, так и мужской одежды. Зося Завялко видит перспективы именно в развитии премиального сегмента мужской одежды: «Люди проводят на работе большую часть своего времени. Рано или поздно будет востребован уникальный подход к работе с такими клиентами. К примеру, сотрудники смогут приехать в офис, снять мерки и занести их в базу, помочь выбрать материал для костюма и рубашки, галстук, туфли и аксессуары».
Участники рынка считают, что люкс-сегмент будет прирастать бутиками с участием иностранного капитала. По информации «ДК», скоро в Красноярск зайдет крупная итальянская компания, которая представляет такие люксовые бренды, как Zara. Эксперты предсказывают появление крупных инорегиональных игроков в ближайший год: «Уже в следующем году в Красноярск придут крупные игроки, многие из них будут представлены компаниями из Москвы и Европы», — говорит Олег Ахрамович. В этой ситуации Алексей Грузиненко прогнозирует консолидацию и укрупнение местных операторов.

 

 

мнение

Зося Завялко
Управляющая мультибрендовой галереей «De file»
Отечественных марок на рынке очень мало. Российские компании предлагают одежду, произведенную там же, где и одежда западных коллег, работают под иностранной вывеской. Развитие происходит за счет использования франчайзинговой системы, которая позволяет открыть «брендовый» магазин с объемом инвестиций на торговое оборудование и товарное заполнение от $1000 на кв. м. Но о серьезной конкуренции пока говорить рано. Мы еще не «наелись» западными марками. У российского бизнеса сегодня еще очень мало опыта в противовес Западу, и в нас все еще живет память о советских универмагах с однообразной и серой одеждой. Да, в Москве появилась мода на российских дизайнеров, но, я думаю, это скорее результат хорошего PR. Известны примеры, когда наши дизайнеры творят под маркой более «раскрученного» европейского модельного дома. Но пока о конкуренции между российскими и западными брендами говорить преждевременно.