эксперты Денис Зуев директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог» Андрей Капля директор компании «Дельта Финанс» Сергей Наговицин аналитик компании «SM. Profit» Александр Терских
эксперты
Денис Зуев директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог»
Андрей Капля директор компании «Дельта Финанс»
Сергей Наговицин аналитик компании «SM. Profit»
Александр Терских директор представительства компании «Финам»
Алексей Чепкасов директор красноярского офиса компании «Брокеркредитсервис»
Максим Шеин начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис»
По словам директора компании «Дельта Финанс» АНДРЕЯ КАПЛИ, сегодня конкуренции на местном рынке инвестиционных услуг практически нет: «Мы не толкаемся локтями, не ведем активных маркетинговых войн. Просто потому, что рынок еще не насыщен. Даже приход в этом году таких игроков, как «Финам», «Тройка Диалог» и БД «Открытие» ситуацию не изменил. На мой взгляд, Красноярск «выдержит» приход еще трех-четырех федеральных компаний».
Г-н Капля отмечает, что всего на красноярском рынке работает около десяти инвестиционных компаний. По оценке АЛЕКСЕЯ ЧЕПКАСОВА, директора красноярского офиса компании «Брокеркредитсервис», их более пятнадцати: «Сюда входят многочисленные агенты федералов. Одну столичную компанию в регионах могут представлять сразу несколько агентов, представительств. По такой системе в городе работает, например, «Атон».
Местных компаний в городе всего две — «SM.profit» (входит в «Сибмашхолдинг») и «Дельта Финанс». Небольшое их количество эксперты объясняют тем, что региональным компаниям сложно тиражировать свои услуги по всей России. ДЕНИС ЗУЕВ, директор представительства в Красноярске УК «Тройка Диалог»: «Чтобы быть успешным на этом рынке, необходимо строить широкую региональную сеть. Местные компании не имеют достаточного ресурса для выхода в другие города».
Явный лидер в Красноярске — компания «Брокеркредитсервис». По оценкам экспертов, она контролирует до 80% местного рынка. АЛЕКСАНДР ТЕРСКИХ, директор представительства компании ЗАО «Финам»: «БКС» были пионерами. Они успели завоевать своего клиента — отсюда такая доля». Вслед за «БКС» в тройке лидеров — «Атон» и Сбербанк.
Большинство компаний оказывают все инвестиционные услуги: доверительное управление, интернет-трейдинг, продают ПИФы.
По словам Андрея Капли, емкость местного рынка ценных бумаг колеблется от 0,5 млрд до 1 млрд руб.: «Потенциал у рынка очень большой. За 2006 г. он вырос примерно на 50%. Если в ближайшее время компаниям удастся увеличить число инвесторов, я не исключаю, что емкость привлеченных средств вырастет до 3 млрд руб.».
Русская ментальность отпугивает от фондового рынка
Главная беда рынка инвестиционных услуг — небольшое количество клиентов. Степень проникновения брокериджа ничтожна. По словам МАКСИМА ШЕИНА, начальника аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис», в России лишь около 5% населения вкладывают деньги в ценные бумаги. Денис Зуев добавляет, что в Красноярске этот показатель еще меньше — пока он составляет примерно 3%. Одна из причин низкой популярности такого инструмента инвестирования у населения — недоверие к рынку ценных бумаг. Александр Терских: «Всему виной русская ментальность. Сами слова «ценные бумаги», «акции» и «облигации» вызывают у нашего человека ассоциацию с МММ
Почти все компании в такой ситуации устраивают финансовый ликбез для потенциальных инвесторов. Они действуют в двух направлениях, добиваясь цели охватить как можно больший круг потребителей. Для частного массового сектора проводят бесплатные разъясняющие семинары. Для бизнес-среды — привозят столичных «звезд» фондового рынка. Алексей Чепкасов: «Сегодня каждая компания проводит семинары. Здесь мы с конкурентами работаем на одну цель: уничтожить миф о том, что ценные бумаги — очередная ловушка для клиента. Стараемся организовывать пять-шесть семинаров в месяц». Игроки сетуют, что пока отдача от подобных мероприятий небольшая. По данным «БКС», после их семинаров клиентами компании становятся около 10-20% от всех пришедших. Андрей Капля отмечает, что в его компании «сухой остаток» примерно такой же: «Число людей, ставших нашими клиентами, колеблется от 5 до 20%». Большую аудиторию привлекают «звезды» фондового рынка. По словам Александра Терских, специалист такого уровня может привлечь на семинар около 30% из потенциальных инвесторов. Алексей Чепкасов: «Элиту фондового рынка люди знают, видят по ТВ или читают ее прогнозы в газетах. Когда такой профессионал приезжает, к нему у людей большое доверие, а следовательно, возрастает и доверие к самой компании».
Недвижимость отбирает клиентов у рынка ценных бумаг
Помимо психологического барьера, продвижению инструментов фондового рынка мешает другой способ инвестирования — вложения в недвижимость. По словам Александра Терских, большинство потенциальных инвесторов предпочитает вкладывать деньги в жилую или коммерческую недвижимость: «Это до сих пор один из самых надежных и высоколиквидных способов инвестирования». Денис Зуев отмечает, что, кроме высокой доходности этого сегмента, спрос на рынке недвижимости стимулируют банковские ипотечные программы: «В такой ситуации маловероятно, что человек понесет свои деньги к нам».
Игроки все же пытаются привлечь часть таких клиентов и создают закрытые ПИФы (ЗПИФ) «Недвижимость» (в структуру фонда входят объекты недвижимости). Линейка подобных ПИФов есть у УК «Тройка Диалог» и «БКС». Алексей Чепкасов: «Спрос на наш ЗПИФ очень высокий. За последний год он вырос примерно в два раза. И, я думаю, будет продолжать расти».
Инвесторы вкладываются в ПИФы и интернет–трейдинг
По оценкам экспертов, самыми быстрорастущими сегментами рынка в 2006 году были ПИФы и интернет–трейдинг. Максим Шеин отмечает, что за последний год спрос на паевые инвестиционные фонды в России вырос примерно на 30-40%. Аналитики утверждают, что за аналогичный период в Красноярске интерес к паям вырос на 50%. Максим Шеин: «Этот интерес объясняется просто. За последние несколько лет многие инвестиционные компании активно рекламировали ПИФы, объясняли, как и куда лучше вкладывать».
Аналогичными темпами рос сегмент интернет-трейдинга. Алексей Чепкасов рассказывает, что в «БКС» спрос на интернет–трейдинг вырос в два раза. Аналитики утверждают: такой рост именно в этих сегментах был вызван выходом «Роснефти» на биржу. В июле этого года «Роснефтегаз» и «Роснефть» в рамках IPO разместили более 14% акций нефтяной компании. СЕРГЕЙ НАГОВИЦИН, аналитик компании «SM. Profit»: «Роснефть» пробудила интерес на рынке. Такой масштабной рекламы не было ни у одной из всех российских IPO. Поэтому акции раскупались, как горячие пирожки». В итоге компания аккумулировала более $10 млрд.
Аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем подобным образом рынок встряхнет IPO двух главных банков страны — Внешторгбанка и Сбербанка. Сергей Наговицин: «На мой взгляд, выход на биржу Внешторгбанка будет менее масштабным, чем IPO «Роснефти». Но, тем не менее, интерес к фондовому рынку со стороны инвесторов он еще больше укрепит». Денис Зуев: «Спрос со стороны частных клиентов увеличится в результате IPO Сбербанка. Если в 2000 г. стоимость одной акции Сбербанка была около 2 тыс. руб., то сейчас она — 60 тыс. руб.».
Рынок «разогреют» федералы
Аналитики прогнозируют, что уже через два-три года местный рынок инвестиционных услуг удвоится. Андрей Капля: «За этот период мы ожидаем значительный рост клиентской базы». Г-н Капля отмечает, что спрос увеличится по двум причинам. С одной стороны, «титаны», появившиеся на рынке только в 2006 году, нарастят свои портфели и усилят продвижение своих услуг. «Тройка Диалог», «Финам» и «Брокерский Дом Открытие» только зашли на рынок и пока не успели на него сильно повлиять. Но, как показывает практика, к концу года при помощи тех же бесплатных семинаров они увеличат свою долю», — говорит руководитель компании «Дельта Финанс». Кроме того, игроки прогнозируют, что скоро в город придут оставшиеся федеральные инвестиционные и управляющие компании. Андрей Капля рассказал, что участники рынка в ближайшее время ожидают появления в Красноярске инвестиционной компании «АЛОР» (входит в пятерку крупнейших инвесткомпаний России по биржевому обороту, см. «Детали»).
Активизация федеральных компаний усилит конкуренцию. Андрей Капля: «Через несколько лет мы будем вспоминать те времена, когда мирно сосуществовали с конкурентами на рынке. Инвестор уже начал потихоньку понимать, что рынок ценных бумаг перспективен. С увеличением предложения начнется настоящая борьба за клиентов». Денис Зуев считает, что конкуренция подтолкнет игроков к специализации: «Я думаю, со временем каждая из компаний определит ту нишу, где у нее лучше всего получается работать, и углубится в нее. Кто-то будет заниматься ПИФами, кто-то — интернет-трейдингом».