экспертыЯрослав Буянов генеральный директор компании «Новая типография — Красноярск» Павел Кочкин генеральный директор компании «Ситалл» Сергей Новгородцев региональный представитель «Ксерокс» Паве
эксперты
Ярослав Буянов
генеральный директор компании «Новая типография — Красноярск»
Павел Кочкин
генеральный директор компании «Ситалл»
Сергей Новгородцев
региональный представитель «Ксерокс»
Павел Сажин
региональный представитель «Гейдельберг СНГ»
Сергей Севрюков
директор компании «Диалог-Сибирь»
Виктор Филипчук
директор по производству ПИК «Офсет»
Вячеслав Шаманский,
коммерческий директор ПИК «Офсет»
Александр Шварц
директор компании «РИПШ»
Анатолий Щелканов
директор компании «Поликор»
По данным директора компании «Поликор» Анатолия Щелканова, в Красноярске на одного жителя приходится около 35 кг печатной продукции в год. Для сравнения, в Москве этот показатель равен примерно 55 кг, в США — 350 кг. «Вся Россия потребляет бумаги столько, сколько одна крупная типография в Чикаго, — рассказывает г-н Щелканов, недавно вернувшийся из командировки в Америку. — Честно признаться, масштабы увиденного там производства ошеломляют. Без сомнения, нам до мирового уровня еще расти и расти».
По оценке большинства экспертов, в Красноярске работают около 100 типографий, 20 из которых — крупные. Участников рынка, оказывающих полиграфические услуги, по мнению Анатолия Щелканова, почти в два раза больше: речь идет о компаниях, для которых печать — непрофильное направление бизнеса. Существенно список игроков пополняют рекламные агентства, которые для удобства клиента расширяют спектр услуг, включая в него в том числе оперативную полиграфию.
Рынок можно разделить на несколько основных сегментов: журнальные типографии («Платина» и ««Поликор»), газетные («Новая типография — Красноярск», ПИК «Офсет»), книжные (ПИК «Офсет»), типографии по производству этикетки и упаковки («РИПШ», «СИТАЛЛ»), типографии по производству рекламных носителей («ОПЕРА», «Диалог-Сибирь»). Во всех этих сегментах, кроме рекламного, между собой конкурируют по 2-3 крупных компании.
Около 80% участников рынка, по оценке директора «Поликора», работают в рекламно-представительской нише и используют цифровую печать. «Цифра» привлекает новичков невысоким порогом вхождения ($10-100 тыс.), высокой рентабельностью (до 60%) и растущим спросом на рекламную продукцию. Цифровое направление, по словам директора компании «Диалог-Сибирь» Сергея Севрюкова, на сегодня — одно из самых динамично развивающихся: «В 2004 году, когда мы только вошли в эту нишу, с нами конкурировали не более 10-15 компаний, сейчас их число увеличилось в несколько раз».
За последние два года, по словам регионального представителя компании «Ксерокс» Сергея Новгородцева, продажи цифровых полиграфических устройств в Красноярске выросли более чем на 25%. Сейчас цифровых аппаратов, по оценке «Ксерокса», в городе более 50. Производитель оборудования учитывает лишь профессиональную технику, стоимость которой от $10-15 до $350 тыс. Количество же «домашних» цветных принтеров стоимостью $4-5 тыс., работающих на рынке, никто оценить не берется.
Несмотря на активный рост, доля цифровой печати в городе, по оценке г-на Щелканова, не превышает 25%. Большинство компаний в этом сегменте способны производить не более 5-10 тыс. оттисков в месяц.
Как отметил региональный представитель «Гейдельберг СНГ» Павел Сажин, рост числа офсетных типографий в СФО составил в 2005 г. около 10%. Высокий порог вхождения в эту нишу (от $1-3 млн и выше) с достаточно длительным сроком окупаемости (от трех до пяти лет) плюс небольшая рентабельность делают этот сегмент малопривлекательным для новичков, поэтому места в нем распределены между средними и крупными игроками. По словам г-на Сажина, прошедший год для офсета был отмечен увеличением парка оборудования уже существующих игроков. Рост продаж оборудования в этом сегменте, по оценке «Ксерокса», составил 5%.
Емкость красноярского полиграфического рынка генеральный директор компании «СИТАЛЛ» Павел Кочкин оценил примерно в $60 млн. Доля местной продукции, по его мнению, составляет 60-70% от суммарной емкости. В европейской части России, уточняет г-н Кочкин, доля ввозимой полиграфии выше — около половины. По оценке компании «Гейдельберг СНГ», общий объем российского рынка печатной продукции в 2005 г. составил $2,7 млрд.
Сверхприбыльность полиграфии осталась в прошлом
Несмотря на увеличение количества типографий и оборудования, полиграфический рынок за последний год вырос незначительно. По данным генерального директора компании «Новая типография — Красноярск» Ярослава Буянова, рост красноярского рынка в прошлом году составил около 15%. «Мы прогнозировали его на уровне 30%, но динамика оказалась ниже», — говорит г-н Буянов.
По мнению Павла Кочкина, времена, когда местные компании могли похвастаться ежегодным ростом оборотов в 50-70%, остались в прошлом. Главная причина — планомерное снижение рентабельности производства. Когда-то, в середине 90-х, она в отдельных сегментах достигала 300-400%. «Невысокая стоимость расходных материалов на начальном этапе бизнеса и низкая конкурентная среда делали полиграфию сверхприбыльной», — вспоминает Анатолий Щелканов.
Последние пять лет наблюдается устойчивое падение прибыльности полиграфического бизнеса. Участники рынка связывают это прежде всего с ростом цен на материалы и коммунальные услуги. По словам директора по производству ПИК «Офсет» Виктора Филипчука, только бумага за последние пять лет подорожала примерно на 70%. «Себестоимость продукции значительно выроста, а цена полиграфической услуги осталась примерно на том же уровне», — говорит г-н Филипчук.
Не последнюю роль в снижении рентабельности играет высокая плотность компаний на рынке. «У нас дикая конкуренция, здесь никто никого не щадит», — делится Виктор Филипчук. Демпинг — распространенное явление на местном полиграфическом рынке. Цены роняют, по словам г-на Щелканова, как мелкие, только начинающие компании, так и «монстры» с миллионными оборотами и многолетним стажем. Также нередки случаи откровенного переманивания клиентов.
Как следствие происходящих процессов, рентабельность в отдельных направлениях, например, в производстве этикетки, снизилась до 15-20% , в газетном производстве она иногда опускается и ниже. Хорошие показатели доходности на полиграфическом рынке пока удается сохранять в сегменте упаковки, в рекламной нише и в цифровой печати. «Мы идем к тому, что скоро невысокая доходность станет нормой для печатного бизнеса», — прогнозирует директор компании «РИПШ» Александр Шварц.
Путь универсализации выбрали и многие другие типографии Красноярска. Например, «Платина», традиционно работавшая в нише коммерческой печати, в этом году приобрела оборудование для производства упаковки. ПИК «Офсет», игрок в газетном сегменте и монополист на рынке книгопечатания, осваивает рекламно-коммерческую нишу. «СИТАЛЛ», лидирующий в производственном направлении, начал активно развивать «цифру», создав под нее отдельное предприятие — компанию «ОПЕРА».
Идет передел в сегменте газетной печати
Как отмечают эксперты, самые серьезные изменения на красноярском полиграфическом рынке происходят сейчас в сегменте газетной печати. До середины 2005 г. здесь бесспорным лидером (доля — не менее 60%) был ПИК «Офсет». Оставшуюся часть делили между собой еще две местные типографии — «Радуга» и «Красноярский рабочий».
В мае прошлого года в газетный сегмент типографского рынка Красноярска вошел федеральный сетевой проект «Новая типография». Этот партнер российского издательского дома «Комсомольская правда» планирует в ближайшие 2-3 года выстроить сеть из 22 региональных типографий. Сейчас его представительства уже запущены в Самаре, Перми, Волгограде и т. д. Красноярск был своего рода пилотным проектом. Местным партнером федерального игрока стала компания «Юнитмедиа».
Ярослав Буянов: «Мы вошли на рынок с новым оборудованием, позволяющим печатать как черно-белые издания, так и цветные. Еще одним конкурентным преимуществом «Новой типографии — Красноярск» стала цена услуги — на входе она была чуть ниже, чем у «Офсета».
Новому игроку достаточно быстро удалось изменить расстановку сил на местном газетном рынке. «Менее чем за год мы отвоевали больше 50% заказов «Офсета». Кроме того, к нам перешла часть клиентов «Радуги» и «Красраба», — сообщил «ДК» г-н Буянов. — Думаю, будут и дальнейшие изменения: у нас планы амбициозные, рассчитываем увеличить объем выпускаемой продукции в полтора раза».
Рост газетного рынка новый игрок связывает с приходом в регион сетевых изданий. В качестве примера приводится активизировавшийся в последнее время сегмент газет-телегидов, где конкуренцию местному «Телевизору», начиная с середины апреля, составят сразу два сетевых издания — «Телесемь» и «Теленеделя». Кроме того, рост обеспечивают специализированные рекламные издания: «Окна-двери», «Мебель для всех» и т. д.
«Если наши конкуренты не обновят свое оборудование, им придется уйти из этой ниши», — уверен Ярослав Буянов. Как рассказал «ДК» коммерческий директор ПИК «Офсет» Вячеслав Шаманский, производственно-издательский комплекс не собирается «без боя» уступать рынок. «Рассматривается вопрос о закупке в декабре этого года нового оборудования для полноцветной печати. Кроме того, преимуществом «Офсета» всегда было и остается издание многотиражных газет», — подчеркнул г-н Шаманский.
Вступление России в ВТО может убить местную полиграфию
Перспективу прихода новых игроков в другие сегменты полиграфического рынка Красноярска большинство экспертов назвали маловероятной. Ниши плотно заняты крупными местными компаниями, часть из которых сама активно работает на соседние регионы («СИТАЛЛ», «Платина», «РИПШ», «Поликор»). Анатолий Щелканов же полагает, что исключать вероятность региональной экспансии нельзя: пример «Новой типографии» — тому доказательство. «Потенциал местного полиграфического рынка огромен. Места на нем хватит еще не одному десятку новых игроков. Это подтверждает хотя бы то, что за годы усилившейся конкуренции никто не вышел из игры», — сказал г-н Щелканов.
Компании, работающие с офсетом, по мнению Павла Сажина, в ближайшие годы будут активно обновлять и расширять парк оборудования. Рынок же цифровой печати, по прогнозам Сергея Севрюкова, будет размываться: «Цифровое оборудование становится доступней. Поэтому будет все больше компаний, которые начнут приобретать профессиональную цифровую технику в личное пользование. Сейчас этот рынок размывают рекламисты, скоро к ним присоединятся крупные компании других направлений бизнеса».
Павел Кочкин: «Думаю, на полиграфическом рынке в ближайшие годы серьезных потрясений не будет. Темп прироста сохранится на уровне роста ВВП — около 8%». Единственное событие, которое может серьезно изменить расстановку сил в этой сфере, — вступление России в ВТО. Анатолий Щелканов: «Я убежден: местные полиграфисты не выдержат конкуренции с западными компаниями. Где-нибудь в Новосибирске европейский концерн построит свою мега-типографию, мощностей которой хватит, чтобы обеспечить полиграфией весь Сибирский Федеральный округ».