Меню

Обзор: Продовольственный ритейл

эксперты Андрей Граванов вице-президент холдинга «Сибирская губерния» (сеть гипермаркетов «АЛПИ») Иван Козьмин директор по развитию и эксплуатации «РегионМарта» (сеть «Поляна») Эльвира Манакова

Красноярский рынок продовольственного ритейла растет в основном за счет местных игроков. Пришлым федеральным ритейлерам пока не удалось отвоевать значительную долю рынка у красноярских сетей. Эксперты прогнозируют, что это произойдет, если в город зайдут крупные федеральные и транснациональные компании — «Ашан», «Мосмарт» и «Лента».

эксперты
Андрей Граванов
вице-президент холдинга «Сибирская губерния» (сеть гипермаркетов «АЛПИ»)
Иван Козьмин
директор по развитию и эксплуатации «РегионМарта» (сеть «Поляна»)
Эльвира Манакова
генеральный директор управляющей компании «Каравай»
Алексей Орлов
начальник отдела маркетинга компании «Лента»
Евгений Осояну
коммерческий директор сети «ОКЕЙ»
Татьяна Павловская
генеральный директор сети «Красный Яр»
Сергей Рябов
директор сети «Парус»
Олег Сипетый
генеральный директор сети «Командор»

Пследние полтора года красноярский рынок продовольственного ритейла был богат на события: приход Metro и «ОКЕЯ», уход с рынка «Елисеевского» и «Орлана», выход «Командора» за пределы края. Вершиной информационного айсберга стал слух о том, что самая крупная местная сеть «АЛПИ» будет продана транснациональной компании «Ашан». По словам генерального директора сети «Командор» ОЛЕГА СИПЕТОГО, это заставило всех местных игроков пребывать в напряжении: «Ведь если «Ашан» зайдет сюда, нам всем придется труднее, потому что это крупный транснациональный игрок с отработанными технологиями».

Сомнения старожилов рынка развеял вице-президент холдинга «Сибирская губерния» (сеть гипермаркетов «АЛПИ») АНДРЕЙ ГРАВАНОВ. Он рассказал «ДК», что в целом слухи имеют под собой основания: «Представители «Ашана» действительно приезжали в Красноярск, и мы вели с ними переговоры. Но не стоял вопрос о продаже «АЛПИ». Речь шла об объединении усилий, о возможных совместных проектах. Подобные переговоры мы также ведем с Metro Group и «Перекрестком». Пока ни с одной из этих компаний мы не пришли к окончательному результату». Г-н Граванов добавил, что, в любом случае, в ближайшие полгода кардинальных изменений на местном рынке продритейла ждать не стоит.

Цивилизованная розница держит больше трети местного продуктового рынка

По словам аналитиков, местный рынок продритейла растет теми же темпами, что и федеральный. Генеральный директор управляющей компании «Каравай» ЭЛЬВИРА МАНАКОВА отметила, что в целом за прошлый год он прирос на 20-25%: «Эти цифры вполне сопоставимы с общероссийскими».

Основной рост рынку, по словам его участников, дали местные сети. ИВАН КОЗЬМИН, директор по развитию и эксплуатации «РегионМарта» (сеть «Поляна»): «Красноярские игроки сегодня задают тон и формируют местную продовольственную розницу. Думаю, все сети с красноярской пропиской росли либо такими же темпами, как и рынок, либо даже обгоняли его».

Всего на красноярском рынке продуктовой розницы работают 13 крупных игроков. Из них 10 — это сетевики, трое — «Поляна», «ОКЕЙ» и Metro — имеют по одному гипермаркету.

Ритейлеры единодушно выделяют четверку лидеров: «АЛПИ», «Командор», «Красный Яр», «Каравай». По словам Олега Сипетого, эти сети уже не первый год удерживают позиции: «Даже приход внешних игроков мало влияет на расклад сил между этими компаниями». К четверке лидеров участники рынка добавили еще двух «середняков» — сети «Десятка» и «25 часов». Генеральный директор сети «Красный Яр» ТАТЬЯНА ПАВЛОВСКАЯ отмечает, что сегодня на цивилизованную торговлю (сети продовольственного ритейла) приходится всего около 40% рынка: «Остальную часть по-прежнему занимают единичные магазинчики, павильоны, ларьки, рынки и т.п.». Олег Сипетый добавляет, что пока операторам продовольственного рынка не удалось серьезно изменить этот расклад: «Еще есть люди, которые предпочитают походу в супермаркет поездку на рынок, поэтому пока говорить о том, что сетям удалось победить нецивилизованную розницу, нельзя».

По данным «Росстата», в целом емкость красноярского рынка розничной торговли в 2007 г. составила $1,7 млрд. На долю прод-ритейла пришлось около $700 млн.

В Красноярске на 100 тыс. жителей приходится один гипермаркет

Красноярские ритейлеры единодушно отмечают, что основным событием последнего времени на местном рынке продуктовой розницы стал приход федеральных игроков — Metro Group и «Доринды» (бренд «ОКЕЙ»).
В ноябре прошлого года Metro Group открыла в Красноярске магазин формата cash and carry общей площадью 12,5 тыс. кв. м. Летом 2008 г. компания «Доринда» запустила свой проект — гипермаркет «ОКЕЙ» — общей площадью 11,5 тыс. кв. м. в ТРК «Планета».

Специалисты уверены, что оба игрока на рынок особого влияния не оказали. Иван Козьмин: «Признаться честно, мы ожидали перераспределения сил. Все-таки два крупнейших федеральных бренда. Но перетока клиентов не было». С экспертом соглашается и Олег Сипетый: «Когда открылся «ОКЕЙ», мы прогнозировали, что хотя бы около 5% рынка он сможет отнять у местных сетей. Все же он удачно расположен, в самом крупном в городе торгово-развлекательном центре, плюс к этому федералы привезли тот ассортимент, которого в большинстве местных сетей просто нет. Но пока, по нашей оценке, новичку не удалось занять значимую долю рынка».

По подсчетам экспертов, сегодня местные операторы держат около 90% рынка цивилизованной продовольственной розницы. Татьяна Павловская: «Федеральные компании заходят к нам чаще не сетью, а одним-двумя магазинами в формате гипермаркета. В этой ситуации потеснить крупные местные сетевые проекты сложно. Сегодня пока, по нашей оценке, иногородние игроки не занимают значимую часть рынка, поэтому в общем раскладе сил их можно отнести к строке «прочее».
Сами же федералы уверены, что глобального перераспределения сил не произошло просто потому, что местный рынок прод-ритейла пока не заполнен и наполовину. ЕВГЕНИЙ ОСОЯНУ, коммерческий директор сети «ОКЕЙ»: «Красноярск привлекателен для федеральных ритейлеров как раз потому, что здесь есть куда расти. По сравнению с центральной полосой России сибирский рынок не насыщен». Начальник отдела маркетинга компании «Лента» АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ для сравнения приводит в пример питерский рынок: «В Санкт-Петербурге на каждые 100 тысяч жителей приходится 1,13 гипермаркета. В Красноярске на это же количество людей всего один магазин такого формата. Это говорит о том, что потенциал для роста еще есть». С питерскими коллегами соглашается Андрей Граванов. По его словам, красноярский рынок продовольственного ритейла не насыщен во всех форматах: «Городу не хватает и гипермаркетов, и магазинов у дома. Совсем плохо развит у нас формат cash and carry».

Мелкие сети выбирают надежный тыл

Однако на рынке все же есть сегмент компаний, который серьезно ощутил влияние федералов, — это мелкие розничные сети с числом магазинов не больше трех. По словам игроков, именно этот сектор прод-ритейла остался самым незащищенным. Если еще два года назад в Красноярске работало около десятка таких небольших сетей, то сейчас, по оценкам аналитиков, их число сократилось минимум вдвое. Андрей Граванов: «Сколько точно таких проектов в городе, сказать сложно, но то, что их число сокращается, стопроцентно. Кто-то встает под крыло крупных сетей, а кто-то вообще уходит с рынка». Из значимых уходов эксперты выделили закрытие «Елисеевского», переход сети «Диксон» в управление «Командором», сети «Орлан» — в управление «Красным Яром». Олег Сипетый говорит, что такая судьба мелких сетей закономерна. «Сегодня с учетом усиления конкуренции со стороны московских компаний в Красноярске уже экономически невыгодно иметь сеть из двух-трех точек. Я думаю, что для нашего города нормальная, прибыльная сетка — это от 5-7 магазинов в зависимости от формата. Тогда ты набираешь определенный объем, поставщики охотнее идут с тобой на контакт, предлагают более интересные условия», — говорит г-н Сипетый. С ним соглашается Андрей Граванов: «Небольшим компаниям очень сложно выдержать конкуренцию со стороны крупных игроков. На мой взгляд, с приходом федералов или без них число таких участников рынка все равно бы сократилось, потому что выживать небольшому оператору с каждым годом становится все труднее».

Директор сети «Парус» СЕРГЕЙ РЯБОВ отметил, что, по большому счету, небольшие игроки уже давно вынуждены «плясать под дудку» крупных ритейлеров: «Понятно, что, например, те же заработные платы на рынке устанавливает тот, кто покрупнее, и мы уже не можем предложить людям худшие условия. Мы вынуждены от них не отставать, иначе есть опасность просто уйти с рынка. Сейчас, я думаю, в связи с усилением конкуренции процесс ухода небольших игроков только усилится».

Крупные ритейлеры ищут способы удержать позиции

Красноярские крупные сети также готовились к приходу федеральных игроков. Андрей Граванов: «Мы так долго их ждали, что, когда они зашли, особого удивления не испытали. По большому счету, мы понимали, что конкуренция усилится».
Если еще полтора года назад местные старались укрепить позиции и сделать своим конкурентным преимуществом наличие у сети private label (собственных торговых марок — СТМ), то с прошлого года они активно стали делать ставку на сервис. Олег Сипетый: «Стало понятно, что привлечь потребителя собственными торговыми марками очень сложно. Во-первых, чтобы private label стали фишкой сети, у них должно быть отменное качество, у ритейлеров же не всегда есть механизмы контроля качества производимой под их маркой продукции. Во-вторых, у всех федеральных игроков есть давно разработанные private label, и конкурировать с ними непросто». По словам Татьяны Павловской, местный игрок может завоевать своего потребителя качеством обслуживания. «Это только кажется, что выдержать хорошее качество обслуживания просто. На самом деле это вложение в персонал, его обучение, стажировку. Но это оправданные инвестиции, потому что ничто так не привязывает покупателя, как доброе слово и улыбка продавца», — отмечает генеральный директор «Красного Яра». Олег Сипетый добавляет, что федералам как раз и сложнее всего выдержать отличное качество обслуживания: «Местные сети работают не первый год, они хорошо знают своего клиента. Пришлые же компании только начинают работать, у них уйдет время, чтобы завоевать потребителя. Мы поняли это на собственном опыте, когда открыли магазин в Хакасии. Многие люди первое время относились там к «Командору» с недоверием».

Еще один способ защиты от усиливающейся конкуренции со стороны федералов нашла красноярская сеть «Каравай». Ритейлер решил не сосредотачиваться только на рынке Красноярска, а открывать свои магазины в небольших районных центрах края. Эльвира Манакова: «Мы сделали ставку на развитие сети в небольших городах края. Во-первых, в этих населенных пунктах небольшая конкуренция, цивилизованной торговли очень мало. Во-вторых, вряд ли какая-нибудь федеральная компания рискнет запустить свой проект, например, в Емельянове. Для них этот рынок экономически неинтересен, там трудно заработать большие деньги». У компании уже есть действующие и прорабатываются новые проекты в некоторых районных центрах края. Таких как Емельяново, Кедровый, Назарово. Эльвира Манакова добавляет, что в планах «Каравая» — идея работы с краевыми предпринимателями по франшизе: «Мы готовы предоставить франшизу «Каравая». Предприниматели очень заинтересованы в сотрудничестве с нами, и мы, в свою очередь, хотим расширить сеть. Поэтому, я думаю, к осени мы должны запустить первые проекты по франшизе».

К 2010 году на рынке останется не больше трех местных компаний

По прогнозам экспертов, еще около полугода красноярским сетям можно будет почивать на лаврах. Но к началу следующего года ситуация изменится — в город активнее начнут заходить федеральные и транснациональные компании. Уже о своих планах заявили «Мосмарт», который откроется в ТРК «Огни», «Лента», получившая участок на ул. Караульной. Андрей Граванов: «У «Ашана» есть интерес к Красноярску. Я думаю, рано или поздно он зайдет сюда».

Все эти проекты, по словам экспертов, в первую очередь ударят по мелким игрокам. Иван Козьмин: «Небольших ритейлеров будет становиться все меньше и меньше». Олег Сипетый уверен, что со временем дело дойдет и до крупных игроков: «На мой взгляд, процесс будет идти постепенно, сначала уйдут мелкие сети, а к 2010 году очередь дойдет и до крупных. Из местных останется не более трех игроков. Однако процесс может ускориться, если случится, например, продажа како го-либо крупного красноярского ритейлера федералам».

Как полагает Эльвира Манакова, при усилении конкуренции многие местные игроки начнут осваивать формат «магазин у дома». «Большинство заявленных московских проектов — это гипермаркеты. Формат «магазин у дома» пока мало освоен и очень перспективен. Думаю, многие сети им заинтересуются», — заключила Эльвира Манакова.