эксперты Александр Василовский генеральный директор ГК «Скит» Дмитрий Гладких директор салона «Интерио» Роман Жадаев директор сети магазинов «Колор Студия» Вера Какалия и.о. директора компани
эксперты
Александр Василовский генеральный директор ГК «Скит»
Дмитрий Гладких директор салона «Интерио»
Роман Жадаев директор сети магазинов «Колор Студия»
Вера Какалия и.о. директора компании «Праздничный мир»
Данил Камышев начальник отдела закупок компании «Пилон»
Алексей Малыгин ведущий специалист отдела по работе с инвесторами холдинговой компании «Домоцентр»
Олег Писклов генеральный директор компании «Касторама Рус»
Елена Сорокина коммерческий директор сети магазинов кафеля и сантехники «Эврика»
По данным компании «Росбизнес-консалтинг», емкость DIY-ритейла (do it yourself) в России по итогам 2007 г. составила около $14 млрд. Согласно исследованию «РБК», крупнейшими городами по объему продаж стройматериалов, не считая Москву и Санкт-Петербург, в 2007 году стали Екатеринбург (3% от продажи стройматериалов в РФ), Нижний Новгород и Челябинск (по 1,7% соответственно). Местные эксперты считают, что красноярский рынок DIY-розницы занимает не более 1% от российского. Ведущий специалист отдела по работе с инвесторами новосибирской холдинговой компании «Домоцентр» АЛЕКСЕЙ МАЛЫГИН говорит, что за прошедший год емкость красноярского DIY-рынка превысила цифру в $100 млн. Генеральный директор ГК «Скит» АЛЕКСАНДР ВАСИЛОВСКИЙ («Армада») считает, что емкость местного стройритейла колеблется в дельте $100-150 млн.
Емкость местного рынка стройматериалов более $100 млн
Эксперты отмечают, что около 70% местного стройритейла в руках у старожилов рынка. «Уже несколько лет в Красноярске не меняются лидеры», — отметил Александр Василовский. Ведущими операторами местной DIY-розницы остаются универсальные компании «Скит» (бренд «Армада»), «Чемпион», «Пилон», «Водолей», «Элитстрой», «Декарт» (бренд «Вавилон», представитель санкт-петербургской компании «Керамир» в Красноярске), «Дом Куприяна». Среди узкоспециализированных компаний аналитики выделили сеть салонов кафеля и сантехники «Эврика», ИП Куперман (бренды «Ламинат-т-т», «Линолеум-м-м»), сеть «Колор Студия». Кроме того, хорошие позиции по отдельным отделочным материалам в руках «универсалов»: например, керамогранит и кафель — у «Элитстроя», сантехника — у «Водолея» и пр. На долю крупных компаний приходится, по разным оценкам, 70-75% рынка.
В последнее время в город вошли несколько новых внешних компаний. Среди них старожилы выделили новосибирский «Декорум» и барнаульскую «Практику». Однако, по оценке участников рынка, на расстановку сил их приход не повлиял.
Большинство специалистов утверждают, что красноярский рынок строительных и отделочных материалов за год показал стандартный прирост в 20-30%. ЕЛЕНА СОРОКИНА, коммерческий директор сети магазинов кафеля и сантехники «Эврика»: «Наши обороты выросли на треть. Думаю, это средние цифры по рынку». Однако не все эксперты так оценивают развитие рынка. Но есть мнения, что прирост за последний год был гораздо меньше. Александр Василовский: «По нашим наблюдениям, фактическая емкость рынка осталась на прежнем уровне. Максимум — рост на 10%». Начальник отдела закупок компании «Пилон» ДАНИЛ КАМЫШЕВ также отмечает снижение темпов роста рынка. «До мая этого года прирост по сравнению с прошлым годом был ниже», — сказал г-н Камышев.
На рынке обособился premium-сегмент
Участники местного рынка строительных и отделочных материалов отметили, что в этом году впервые за всю историю этого рынка можно говорить о выделении на нем premium-сегмента. Эксперты говорят, что в денежном выражении премиальный сегмент составляет уже около 5% от общего «пирога», тогда как два года назад большинство игроков рынка не называли его полноценным сегментом. По мнению аналитиков, главная причина тому — общий рост доходности потребителя. ВЕРА КАКАЛИЯ, и.о. директора компании «Праздничный мир» (салон отделочных материалов «ДеРик»): «Мы подсчитали, что только за последний год число покупателей с высокой платежеспособностью выросло на треть». Способствовал выделению premium-сегмента и тот факт, что на рынке уже есть круг компаний, которые выбрали себе «дорогую» специализацию. Вера Какалия: «В этой нише в Красноярске работают пять крупных компаний: «Зодчий», «ДАрт», «Паllадио», «Технология комфорта» и «ДеРик».
В premium-сегмент идут и новички. В конце 2007 г. на рынке появился узкоспециализированный дорогой магазин — первый в городе салон натуральных отделочных материалов «Интерио». Директор «Интерио» ДМИТРИЙ ГЛАДКИХ: «Такая продукция сегодня очень востребована в европейских странах. Основной наш ассортимент — краски, декоративные покрытия и штукатурка, обои, произведенные с использованием натуральных волокон бамбука и тростника».
Кроме того, «премиумом» заинтересовались и игроки, традиционно работавшие на более массового потребителя. Компания «Колор Студия», которая всегда позиционировала себя как игрок среднеценового сегмента, к осени этого года запустит свой первый проект, рассчитанный на покупателя с высокой платежеспособностью. РОМАН ЖАДАЕВ, директор «Колор Студии»: «После десяти лет работы в масс-секторе стройритейла мы поняли, что рынок «созрел» для премиальных магазинов, поэтому запускаем свой первый салон дорогих отделочных материалов. Если этот магазин будет востребован, то мы перепозиционируем две свои первые торговые точки на premium-сегмент». По словам г-на Жадаева, проект обойдется компании примерно в $2 млн.
Интерес к этому сектору аналитики объясняют высокой доходностью премиальных проектов. Если ряд операторов в масс-сегменте говорят о снижении уровня доходности (по их словам, сегодня она не превышает 10%), то рентабельность в нише премиальных отделочных материалов, как утверждает Вера Какалия, может достичь 50%.
В итоге рост этого сегмента эксперты оценили в 50-70% — и это, как они считают, не предел. «В перспективе, думаю, premium-сектор будет держать шестую часть рынка в его денежном выражении», — сказала Вера Какалия.
Потребитель перестал гнаться за низкой ценой
Аналитики единодушно отмечают: в этом году заметно изменился портрет местного потребителя. Вера Какалия утверждает, что сегодня покупатель перестал гнаться за низкой ценой. В 2007 г. почти в два раза вырос средний чек в DIY-магазинах. По словам Елены Сорокиной, год назад в магазинах «Эврика» потребитель оставлял 30-50 тыс. руб. Сегодня, делится эксперт, «средний чек» в сети уже колеблется от 70 до 100 тыс. руб. Г-жа Сорокина: «Еще пару лет назад самым емким был сегмент «ниже среднего» и мы наблюдали, что лучше всего продавалась продукция стоимостью до тысячи рублей за квадратный метр, например, кафель. Сегодня же покупатели того товара постепенно переходят на отделочные материалы сегментов «средний» и «средний +» — они перешагнули «порог тысячи рублей».
Кроме того, г-жа Сорокина отмечает, что новые возможности покупателям дают потребительские кредиты, которые стало популярно брать для проведения ремонта. «Условия получения таких займов гораздо мягче, нежели кредитов на квартиру или машину», — считает она.
Сегодня, утверждают участники розничного рынка отделочных материалов, потребитель все реже делает разрозненные покупки, утверждают эксперты. Он предпочитает приобретать все в одном месте — продукцию одного производителя и из одной коллекции. «Различные телевизионные программы про ремонт и дизайн, специализированные журналы — все это способствует воспитанию требовательного потребителя. Люди не хотят покупать просто кафель или сантехнику, им нужны готовые решения, например, готовый проект ванной комнаты», — говорит Елена Сорокина. По словам большинства экспертов, очень позитивно сказывается на стройритейле развитие рынка дизайнерских услуг. Около 50-70% покупок в магазинах отделочных материалов совершается с дизайнерами. «Сегодня человек посещает наш магазин либо со своим дизайнером, либо просит консультацию штатного специалиста, тогда как еще два года назад покупатель не хотел ничего слышать об услуге, считая, что это очень дорого», — поделилась г-жа Сорокина.
Ритейлеры «берут» покупателя шоу-румами
Чтобы удовлетворить растущие запросы потребителя, компании вынуждены дополнительно инвестировать в бизнес. Например, игроки постепенно отходят от «прилавочной» подачи продукции к предоставлению товара в интерьере. «Мы одни из первых стали в Красноярске делать шоу-румы. Цель создания выставочных площадей такого класса — в наиболее выгодном и интересном свете представить весь ассортимент магазина. Так, выходя на рынок Новосибирска, мы представили в своем магазине 60 коллекций — 80% ассортимента. А ведь это колоссальные затраты. Например, один проект шоу-рума ванной комнаты в среднеценовом сегменте стоит десятки тысяч рублей», — рассказала Елена Сорокина. По словам г-жи Сорокиной, только на выкладку продукции в магазине площадью 600 кв. м может уйти около 2,5 млн руб. Как полагает Вера Какалия, способ подачи продукции в шоу-руме — хорошее конкурентное преимущество, которое позволяет увеличить продажи примерно на 10%. Дмитрий Гладких отметил, что эта цифра может быть гораздо больше — порядка 30-40%. Однако сегодня шоу-румами, утверждает Елена Сорокина, могут похвастаться не все местные компании. «Помимо нас выставочные площади есть у «Армады», «Элитстроя» и «Старика Хоттабыча».
Также требовательный покупатель подталкивает ритейлеров более активно обновлять ассортиментный ряд. «Раньше на одной коллекции можно было работать до пяти лет. Сегодня же она актуальна не более года. Потом мы сразу же делаем обновления», — рассказывает Елена Сорокина. Причем, по словам Данила Камышева, закупка товара происходит у целого ряда поставщиков, которые представляют производителей из нескольких стран одновременно — сегодня это уже обыденно для ритейлеров. Компании постоянно стремятся расширить количество позиций в своем ассортименте. «У большинства фирм постоянно пополняется копилка партнерских соглашений. Только за этот год мы заключили договоры на поставку новой для нас продукции — утеплителей Knauf INSULATION и строительных смесей BERGAUF», — заключил г-н Камышев.
Стройритейлеры инвестируют и в развитие непрофильных для них услуг. Например, в «Домоцентр» покупатель может обратиться за пошивом штор, колеровкой эмалей и красок, распиловкой, резкой керамической плитки. Сегодня в салоне DIY-товаров клиенту всегда посоветуют специалиста по отделке. «Мы уже несколько лет работаем в связке с одной компанией. А учитывая высокую стоимость отделочных материалов, которые мы продаем, важно, чтобы «отделочники» были очень квалифицированными. И если покупатель просит совета, то нам всегда есть кого порекомендовать», — рассказала Вера Какалия.
Эксперты отмечают: местные компании постоянно находятся в поиске новых форм торговли. Сегодня они уже идут за продвинутым покупателем в интернет. Роман Жадаев рассказал, что одна из краткосрочных целей его компании — постепенно поставить на поток интернет-продажи. Из-за растущей популярности «всемирной паутины» в «Колор Студии» делают на нее хорошую ставку. Компания модернизирует свой сайт для работы с online-заказами. По расчетам г-на Жадаева, в перспективе интернет-заказы могут составить около четверти всех продаж «Колор Студии».
Рынок ждет пополнение
Большинство экспертов уверены: настоящая конкуренция в местном стройритейле еще впереди. Уже в ближайшее время она усилится из-за прихода внешних сетей. По словам Данила Камышева, ряд инорегиональных, федеральных и международных компаний заявлял о приходе в Красноярск. Местные девелоперы, строящие специализированные ТК товаров для дома, приведут в город новых операторов. Так, ГК «ПартнерСтрой», запускающая в конце этого года ТК «Континент» в Советском районе, ведет переговоры с двумя новосибирскими операторами, которые хотят зайти в Красноярск со своими гипермаркетами строительных и отделочных материалов.
По словам Алексея Малыгина, новосибирская компания «Домоцентр» на стадии оформления разрешительной документации на строительство площадей под свой проект. «В 2009 году мы начнем строить гипермаркет», — уточнил г-н Малыгин. Сразу два своих проекта — супермаркет «СуперСтрой» и гипермаркет «СтройАрсенал» — собирается запустить в Красноярске екатеринбургская компания Трест СКМ. Причем оба новичка настроены серьезно — в их планах завоевание 10-15% местной DIY-розницы.
Помимо вышеперечисленных инорегиональных компаний, местный рынок строительных и отделочных материалов уже несколько лет находится в ожидании крупных международных ритейлеров. «IKEA, OBI, Castorama — все эти компании рано или поздно зайдут в Красноярск», — уверен Александр Василовский. IKEA и OBI не озвучили свои планы «ДК». В Castorama свои намерения подтвердили. ОЛЕГ ПИСКЛОВ, генеральный директор компании «Касторама Рус»: «Сейчас мы активно развиваем сеть по всей стране. Безусловно, Красноярск нам интересен, и мы планируем открыть здесь наши гипермаркеты».
Федеральные игроки прогнозируют: местный рынок ждет укрупнение форматов торговли, сейчас этот процесс идет в европейской части России. Олег Писклов уверяет, что на смену салонам строительных и отделочных материалов придут крупные гипермаркеты и супермаркеты. Именно их выбрали для работы международные DIY-ритейлеры. Однако г-н Писклов сомневается, что мелкие форматы исчезнут в стройритейле полностью: «Чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей, компаниям придется развивать линейку различных форматов, в том числе и небольших».
Местные игроки также не стоят на месте: как и федералы, они расширяют сферу влияния. Красноярские компании, работающие в массовых сегментах, активно продолжают развитие. Александр Василовский поделился, что помимо двух гипермаркетов в Красноярске ГК «Скит» планирует запустить торговые точки под брендом «Армада» в Омске, Барнауле и Ангарске. «После выхода в Новосибирск мы присматриваемся к другим сибирским городам. Особенно нам интересны Томск, Омск и Кемерово», — заявила Елена Сорокина. Роман Жадаев также рассказал о своих планах: «В крае мы уже давно работаем как поставщики. В ближайшее время хотим начать продавать франшизу. Уже сейчас у нас есть предложения от нескольких бизнесменов из городов СФО».