Меню

Обзор: Типографии

экспертыЯрослав Буянов генеральный директор компании «Новая типография Красноярск»Даниил Жеребцов коммерческий директор компании «Харменс»Станислав Коростелев исполнительный директор типографии

Красноярский полиграфический рынок близок к насыщению. Молодые компании, желая пробиться на него, вовсю используют демпинг. Между тем старожилы полиграфии утверждают, что основную конкуренцию им составляют не местные новички, а новосибирские типографии. Именно с ними, по мнению экспертов, в ближайшие годы будут конкурировать красноярские предприятия.

эксперты
Ярослав Буянов
генеральный директор компании «Новая типография Красноярск»
Даниил Жеребцов
коммерческий директор компании «Харменс»
Станислав Коростелев
исполнительный директор типографии «Платина»
Павел Кочкин
генеральный директор компании «СИТАЛЛ»
Андрей Малюгин
директор печатного центра «КПД»
Константин Плотников
начальник типографии ИД «Вояж»
Анатолий Щелканов
директор компании «Поликор»

Директор типографии «Поликор» АНАТОЛИЙ ЩЕЛКАНОВ сбился в подсчетах новых оперативных типо­графий и салонов-конкурентов. По его словам, ежегодно на рынок заходит с десяток «молодых»: «Точного числа типографий, работающих в Красноярске, вам никто не назовет. Официальных статистических данных нет. На мой взгляд, сегодня в городе действуют более ста компаний, вплоть до небольших «киосков», занимающихся оперативной печатью».

На газетном рынке произошло перераспределение сил
Несмотря на большое количество компаний, заметных типографий в городе не так много, отмечают игроки. Как утверждает генеральный директор компании «СИТАЛЛ» ПАВЕЛ КОЧКИН, лидеров рынка по годовому денежному обороту наберется не больше десяти: «К основной пятерке я бы причислил «Платину», «Поликор», «СИТАЛЛ», «РИПШ», «Знак», «Офсет»».
Эксперты говорят, что силы на полиграфическом рынке по сегментам распределились следующим образом: газеты «держат» «Новая типография Красноярск» и «Офсет», в нише упаковки из местных лидируют «Платина» и «РИПШ», в этикетке — «СИТАЛЛ», в журнальном и рекламном сегменте — «Платина», «Поликор» и «СИТАЛЛ». Участники рынка считают: именно эти компании дали основной рост местному полиграфическому рынку в прошлом году. Павел Кочкин: «По моим подсчетам, рынок за прошлый год вырос примерно на 20%, и произошло это в основном за счет лидеров. По большому счету, эта ситуация постоянна. Такой прогресс красноярская полиграфия демонстрирует вот уже несколько лет». Доходность бизнеса директор печатного центра «КПД» АНДРЕЙ МАЛЮГИН оценил в 15-20%: «Рентабельность на этом рынке во многом зависит от того, в какой нише ты работаешь. Но думаю, что у среднего полиграфиста она не ниже 15%. А в ряде случаев даже выше».
Эксперты единодушны: в целом мест­ный полиграфический рынок консервативен. Круг лидеров не меняется уже несколько лет, сумасшедший рост — тоже в прошлом. За последний год изменения претерпел лишь сегмент газетной печати. В нем произошла смена лидеров. Несколько лет подряд безусловным лидером здесь был «Офсет». По оценке генерального директора компании «Новая типография Красноярск» (федеральный сетевой проект) ЯРОСЛАВА БУЯНОВА, «Офсет» занимал более половины рынка: «В прошлом году произошло перераспределение сил. Около 60% рынка забрали мы. На долю когдато основного игрока теперь приходится около 30%». За год «Новая типография Красноярск» перетянула часть клиентов «Офсета» — около 25 изданий. Гн Буянов признался, что и сейчас он ведет переговоры о переходе одной из тиражных газет города в его типографию.
Ярослав Буянов уверен, что уже к концу этого года его компания возьмет всех крупных клиентов в этой нише как в городе, так и в крае: «За год мы хотим увеличить свои производственные мощности вдвое».
Новички завоевывают клиента демпингом
Эксперты отмечают, что местный полиграфический рынок близок к насыщению. Анатолий Щелканов: «Не могу сказать, что он «трещит по швам» и открытие новой типографии приводит к закрытию какойто старой. Но «масса» компаний уже близка к критической. Особенно в сегменте печати рекламной продукции». Несмотря на высокую плотность, именно здесь открывается большинство компаний. Участники рынка говорят, что «молодежь» манят туда две причины: невысокий порог вхождения и кажущаяся простота бизнеса. Анатолий Щелканов: «Сегодня, чтобы организовать небольшую оперативную полиграфию для печати рекламных буклетов, понадобится около $5060 тыс. На эти деньги покупают машину, приглашают двухтрех верстальщиков, ставят резачок, фальцовку — вот вам и вся типография». Тем не менее, рассказал гн Щелканов, для организации полноценной типографии с хорошими специалистами, дорогой техникой высокой мощности надо вложить в несколько раз больше.
Исполнительный директор типографии «Платина» СТАНИСЛАВ КОРОСТЕЛЕВ называет еще одну причину популярности этого рынка: «Новичкам всегда кажется, что это легкий труд. Поставил машину — и штампуй себе продукцию. Но все не так. Чтобы заработать имя, хорошо зарекомендовать себя заказчику, надо постоянно учиться, посещать выставки, совершенствовать техническую базу». Близкий к насыщению рынок не позволяет новым компаниям сразу закрепиться на нем. И здесь, по мнению экспертов, они пытаются идти напролом, «роняя» рынок. Андрей Малюгин: «В последние два года демпинг стал острой проблемой для многих старожилов полиграфии. Новоявленные компании на те же услуги, что и у нас, пытаются выставлять цены со скидкой до 30% — это путь в никуда». Анатолий Щелканов сообщил, что в его практике были случаи, когда цены у новичков были на 50% ниже среднерыночных.
В то же время Ярослав Буянов считает, что привлечь клиента на этом рынке другими методами, кроме низкой цены, сложно: «Мы сами заходили в газетную полиграфию, демпингуя. Наши цены были ниже цен основного конкурента на 15%. Тогда мы работали на минимальной прибыли. И эта тактика сработала: клиенты потянулись к нам, и компания заняла более половины рынка. Сейчас мы делаем ставку не на низкие цены, а на качество, сроки выполнения, а также расширяем услуги допечатной и послепечатной подготовки».
Основные конкуренты местных типографий «прописаны» в Новосибирске
Опытные полиграфисты скептически отзываются о ценовой политике, выбранной новичками. Анатолий Щелканов: «На низких ценах долго продержаться невозможно. Максимум годдва, проедая инвестиции, можно поработать с минимальной прибылью. А конец таких компаний все равно один — бан­кротство. Серьезной конкуренции большинству крупных типографий они не представляют, потому что качество оказываемых ими услуг оставляет желать лучшего».
Игроки признаются: главная борьба за место под солнцем у них идет с ближайшими соседями из Новосибирска. Станислав Коростелев: «С новосибирскими типографиями мы конкурируем в основном в двух направлениях — журнальном и сегменте упаковки. Именно в этих нишах их позиции очень сильны». Как считает Павел Кочкин, новосибирцы перетянули около 15% рынка журнальной продукции и больше половины в секторе упаковки: «В журнальном сегменте основной наш конкурент из Новосибирска — это ИД «Вояж», в упаковке — «Харменс». Именно эти компании забрали львиную долю клиентов».
В ИД «Вояж» печатаются такие местные журналы, как «Городской формат», «Дом снаружи и внутри», «Банзай». Начальник типографии ИД «Вояж» КОН­СТАНТИН ПЛОТНИКОВ подтвердил «ДК», что с его компанией работают многие красноярские клиенты: «Их число прибавляется на несколько процентов ежегодно». Анатолий Щелканов считает, что прежде всего красноярцев привлекает стоимость услуг новосибирских типо­графий: «Цена у наших соседей ниже примерно на 2030%. Люди готовы терпеть неудобства: нести транспортные расходы, содержать человека там, на месте, чтобы он смог получить тираж, имея взамен невысокую стоимость продукции при не всегда высоком качестве».
Коммерческий директор компании «Харменс» ДАНИИЛ ЖЕРЕБЦОВ отметил еще одно преимущество новосибирских полиграфистов перед красноярскими: «Его определяет наша специализация. Мы сосредоточились только на сегменте упаковки. Это позволяет нам очень быстро предоставить заказчику пробный вариант продукции и потом так же оперативно «поставить ее на поток». Кроме того, порог вхождения именно в эту нишу очень большой — несколько миллионов долларов, поэтому конкурентов у нас немного».
Будущее красноярских полиграфистов
за специализацией
Специалисты уверены: Новосибирск будет упорно удерживать местных клиентов и так просто не сдастся. Красноярские компании тоже не собираются уступать рынок соседям. Так, «Платина» уже закупила оборудование для производства упаковочной продукции. Станислав Коростелев: «У нас уже есть стратегический клиент — «Канская табачная фабрика». Для него мы производим 1215 млн экземпляров упаковки в месяц. А в будущем хотим забрать у Новосибирска не только красноярских заказчиков, но и клиентов из Кемеровской области и Дальнего Востока». Однако и в «Платине» понимают, что сразу забрать всех клиентов у Новосибирска не получится. В компании уверены: их «упаковочный» проект «выстрелит» не раньше, чем через годдва. «Должно пройти время, чтобы местные поняли: здесь, в Красноярске, качество работ и сроки выполнения ничуть не хуже, чем в Новосибирске», — говорит гн Коростелев.
Специалисты прогнозируют: в ситуации жесткой конкуренции местные компании в ближайшие два года будут вынуждены прийти к специализации. Павел Кочкин: «Когдато мы провозглашали, что делаем все, кроме денег. А сейчас быть специалистом во всем невозможно. Новосибирцы потому и выигрывают у нас, что сосредоточиваются на одном сегменте. Закупают для него самое лучшее оборудование, нанимают специалистов, и в результате наши клиенты переходят к ним».
Первые примеры специализации в Красноярске уже есть. В начале прошлого года полиграфическая компания «СИТАЛЛ» выделила у себя отдельное подразделение — «Опера Принт», работающее в рекламной полиграфии. Павел Кочкин: «В будущем, я думаю, «СИТАЛЛ» останется в нише промышленной полиграфии. Остальное мы выделим в отдельные подразделения. Возможно, это будет производ­ство, специализирующееся на журнальной или книжной продукции».
Станислав Коростелев не исключает, что универсальный подход останется, но только в работе с очень крупными клиентами: «Для больших компаний важен полный комплекс услуг. Чтобы удержать таких клиентов, полиграфисты станут печатать всю продукцию. А в остальном будут наращивать профессионализм в одной нише».

 

 

мнение
На демпинге долго не протянешь
Андрей Малюгин
директор печатного
центра «КПД»:
Демпинг — одна из наболевших ситуаций этого рынка. Вот недавний пример. Ко мне приходит клиент и показывает прайс «новоявленных» конкурентов, где цены ниже моих примерно на 30%. К таким компаниям, роняющим рынок, я отношусь настороженно. Срок их жизни невелик, и гарантировать то, что они сделают ваш заказ до своего исчезновения, никто не может. Тогда я сказал своему клиенту, что верить низкоценовому предложению — опрометчиво. Стоит заметить, что заказчик не принял их предложения. Прошло немного времени, и этот наш конкурент обанкротился. Я сейчас раздумываю над покупкой части его оборудования.
Поэтому всем коллегам советую внимательно следить за демпингующими организациями. Уверяю вас: уже через год такие «полиграфисты» прогорят, а вы на их провале еще и выиграете.