Меню

Обзор: Юридические компании - 12.11.2007

экспертыВалерий Борисенко генеральный директор юридического агентства «Сибирский правовой дом» Станислав Заблоцкий адвокат, партнер адвокатского бюро «Арбикон» Светлана Кудрук директор юридическог

Местный рынок юридических услуг развивается стихийно. Отсутствует единая система ценообразования, а качество услуг в целом по рынку оставляет желать лучшего. Аналитики прогнозируют, что ситуация изменится через 2-3 года, когда в Красноярск окончательно придет крупный столичный капитал и как следствие ужесточится конкуренция между местными и московскими юристами.
эксперты
Валерий Борисенко
генеральный директор юридического агентства «Сибирский правовой дом»
Станислав Заблоцкий
адвокат, партнер адвокатского бюро «Арбикон»
Светлана Кудрук
директор юридического агентства «Альтера»
Вера Ледышева
директор правовой фирмы «Фемида-Гарант»
Филипп Полетаев
исполнительный директор юридического агентства «VIP»
Галина Романовская
директор консультационно-правовой фирмы «Фемида»
Александр Шпагин
председатель коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры»

Красноярские юристы говорят о ежегодном увеличении спроса на их услуги. Председатель коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры» АЛЕКСАНДР ШПАГИН уверен, что в сегменте физических лиц это объясняется повышением правосознания граждан. «Если раньше к услугам юристов обращались только по факту судебного разбирательства, то сегодня люди стремятся предупредить подобную ситуацию, заранее проконсультировавшись со специалистом», — пояснил г-н Шпагин. Рост нише корпоративных клиентов, по его мнению, дает спрос со стороны активно входящих на местный рынок компаний из других регионов.

Порог вхождения на рынок равен нулю

Специалисты разделяют рынок юридических услуг на два сектора: адвокатские образования и иные организации, оказывающие юридические услуги (сюда входят не только специализированные агентства, но и представители смежных рынков, оказывающие юридические услуги в качестве сопутствующих: риэлторские, бухгалтерские и аудиторские компании, охранные предприятия и т.д.).

Принципиальная разница между участниками рынка заключается лишь в том, что адвокатам в отличие от юристов разрешено вести уголовные дела. Однако, как отмечают эксперты, каждый из двух сегментов, по сути, представляет собой отдельный рынок, развивающийся по своим законам.

По разным оценкам, число юридических организаций в Красноярске колеблется от 100 до 150, включая частнопрактикующих юристов без оформления предпринимательской деятельности. «Костяк рынка составляют около 30 фирм. Это постоянно действующие компании со стажем работы от 3 до 10 лет. В остальном это юристы-одиночки, организации-участницы смежных рынков, компании-однодневки и даже просто подрабатывающие студенты», — рассказывает директор юридического агентства «Альтера» СВЕТЛАНА КУДРУК.
Как утверждает директор консультационно-правовой фирмы «Фемида» ГАЛИНА РОМАНОВСКАЯ, за год количество игроков на рынке увеличилось примерно на 10%. «Численный рост рынку обеспечивают новички — выпускники вузов, пробующие свои силы в бизнесе», — поясняет г-жа Романовская.

Финансовую емкость этого сегмента аналитики подсчитать затруднились. ФИЛИПП ПОЛЕТАЕВ, исполнительный директор юридического агентства «VIP»: «Даже зная точное количество участников, определить финансовый объем рынка невозможно из-за отсутствия на нем единой ценовой политики. Цены в разных компаниях на одни и те же услуги могут отличаться в разы, поэтому подсчитать даже приблизительный суммарный объем очень трудно».
Участники рынка сходятся во мнении, что сегмент юридических организаций развивается во многом стихийно. В настоящее время нет какого-либо надзорного органа, контролирующего их деятельность, равно как и саморегулируемой некоммерческой организации, которая бы выполняла данные функции. «С отменой лицензирования юридической деятельности вход на рынок стал практически неограничен. Для этого не надо не то что регистрации юридического лица, но даже специального образования», — уверен Александр Шпагин.
Сумма минимального порога вхождения на рынок юруслуг, по оценкам экспертов, фактически равна нулю. «Частной практикой можно заниматься на дому, имея только компьютер и телефон. Сегодня много юристов-одиночек работают таким способом», — рассказывает г-н Полетаев. Организация агентства тоже не требует больших капиталовложений. По оценке Галины Романовской, для этого достаточно 50-60 тыс. руб. «На эти деньги можно снять офис, приобрести необходимую оргтехнику и специализированное ПО», — поясняет эксперт. Генеральный директор юридического агентства «Сибирский правовой дом» ВАЛЕРИЙ БОРИСЕНКО утверждает, что агентство из трех дипломированных юристов можно создать за 100 тыс. руб.

Сегмент адвокатских услуг, сообщают аналитики, растет еще быстрее. По данным Красноярской адвокатской палаты, в крае на сегодня зарегистрировано более 900 адвокатов. Еще год назад их было около 600.
По оценке Александра Шпагина, объем местного рынка адвокатских услуг составляет примерно 270 млн рублей в год. «Эту цифру я получил путем собственных расчетов, исходя из того, что размер ежемесячного вознаграждения красноярских адвокатов, по моим данным, в среднем составляет 25 тысяч рублей».

Как утверждают эксперты, минимальным порогом вхождения в адвокатский бизнес можно считать собственно получение статуса адвоката. Для этого помимо законченного высшего юридического образования необходимо сдать квалификационный экзамен в Адвокатской палате, заплатить разовый вступительный взнос — 35 тыс. рублей — и зарегистрировать адвокатское образование. «Как и в сегменте юридической деятельности, закон не воспрещает адвокату оказывать услуги на дому», — говорит адвокат, партнер адвокатского бюро «Арбикон» СТАНИСЛАВ ЗАБЛОЦКИЙ. Рентабельность бизнеса участники рынка оценивают как высокую, учитывая минимальные вложения в его организацию. «Юридический бизнес «продает» интеллектуальный продукт. Сам по себе он достаточно дорог, однако вложений больших не требует. Поэтому и рентабельность высока», — поясняет г-н Заболоцкий.

Спрос на услуги юристов в некоторых сегментах вырос в три раза

Участники рынка отмечают, что спрос на их услуги постоянно растет как у юридических, так и у физических лиц. Повышение спроса в корпоративном сегменте эксперты объясняют количественным ростом клиентуры в основном за счет появления на рынке компаний из других регионов. В секторе физических лиц рост спроса объясняется все более активным вовлечением граждан в правовые отношения. По словам директора правовой фирмы «Фемида-Гарант» ВЕРЫ ЛЕДЫШЕВОЙ, в 90-е годы основным источником дохода юристов была регистрация юридических лиц. «Спрос на эту услугу пошел на спад к началу 2000 года. Сейчас, напротив, поступают заказы на ликвидацию компаний и регистрацию на их основе новых юридических лиц. Спросом пользуются услуги, связанные с изменениями в учредительных документах, увеличением уставного капитала компании, изменениями в составе участников и директоров. Много дел по долговым спорам и невыполнению кредитных обязательств», — рассказала г-жа Ледышева. Галина Романовская добавляет, что юридические лица все чаще нуждаются в защите по оспариванию сделок и в спорах с налоговыми органами.

Как сообщает Станислав Заблоцкий, за последний год в три раза увеличилось количество дел о банкротстве. «Это объясняется изменениями в законодательстве. Раньше инициаторами подобных исков выступали в основном кредиторы, более того, практиковалась схема принудительного банкротства с целью захвата бизнеса. Сейчас с заявлениями обращаются, главным образом, сами должники. Для них при нынешнем законодательстве банкротство — единственный способ не потерять все, погасить долги и заново начать бизнес», — пояснил г-н Заблоцкий. Повышение спроса на юридические услуги в сегменте физических лиц г-н Шпагин объясняет ростом правосознания граждан. «Сейчас все больше граждан обращаются с просьбами «позитивного» характера: посмотреть договор, соглашение и т.д. Раньше обращались, когда дело доходило уже до суда», — делится эксперт. Специалисты говорят, что у физических лиц сегодня наиболее востребованы услуги по защите прав потребителя, консультации и представление интересов в делах, связанных с земельным, трудовым и семейным правом, а также ипотечным и потребительским кредитованием.

Александр Шпагин: «Повышение правосознания у рядовых граждан налицо. Показательно в этом отношении появление в последние годы в судах истцов и ответчиков преклонного возраста — 70-80 лет. Это традиционно наименее активная часть нашей аудитории, скажем, три года назад они почти не участвовали в юридической практике».

На рынке стихийное ценообразование

Стоимость своих услуг как адвокаты, так и юристы рассчитывают самостоятельно, поскольку единого, законодательно регулируемого ценообразования в отрасли нет. Вера Ледышева рассказывает, что в 90-е годы, когда юридический бизнес только начал формироваться, приходилось даже обзванивать другие агентства, чтобы узнать цены на те или иные услуги и сопоставить их с расценками своей фирмы.

Галина Романовская: «Основной ориентир для определения расценок в юридическом бизнесе — ставки адвокатских палат на разные категории услуг. Их в основном придерживается судебная система при определении размера взыскания расходов с проигравшей стороны». Однако аналитики отмечают, что утвержденные ставки носят рекомендательный характер и никто не вправе запретить участникам рынка устанавливать свои цены на услуги. Г-жа Ледышева утверждает, что рекомендуемые минимальные ставки некоторых видов адвокатских услуг, утвержденные Адвокатской палатой, слишком высоки для частных юридических агентств. «При определении стоимости услуги мы исходим из платежеспособности клиента. Могу сказать, например, что 5 тысяч рублей за один судодень, как рекомендовано палатой, для большинства наших заказчиков сумма неприемлемая. В нашей фирме стоимость одного судодня примерно в два раза меньше», — говорит эксперт.

По словам участников рынка, на некоторые услуги сформировались единые расценки. Филипп Полетаев: «Это единовременные услуги, к которым относится, например, регистрация предприятий, получение лицензий на определенные виды деятельности, составление стандартных договоров и т.д. Что касается таких услуг, как представительство в суде или правовое сопровождение сделок, то здесь цены очень сильно варьируются».
В качестве факторов, определяющих стоимость услуг, эксперты называют срок, объем и сложность работы, а также платежеспособность клиента, иначе говоря, цена одной и той же услуги для разных клиентов может отличаться. В числе дополнительных факторов, влияющих на цену, может быть занятость адвоката или юриста на данный момент, эксклюзивность услуги, то, насколько случай распространен в правовой практике, а также «известность» специалиста. Последнее относится, главным образом, к адвокатам. По словам Александра Шпагина, наличие у адвоката громкого имени может увеличить счет за его услуги на 50% и более.

Представители адвокатского сообщества говорят, что у нас пока не получила распространения система почасовой оплаты труда юристов, принятая во всем мире. «Постоянно предпринимаются попытки привить эту систему, однако практика показывает, что наши клиенты предпочитают узнать окончательную цену, что называется, «на берегу», — говорит Станислав Заблоцкий. Он добавляет, что в этом случае адвокат должен заранее предусмотреть все риски ведения дела. «Рассчитать время, которое займет процесс, бывает очень сложно, и адвокат должен понимать, что изначально запланированные расходы могут увеличиться. Однако взимать дополнительную плату в ходе дела у нас не принято, поскольку это, как правило, очень болезненно воспринимается клиентом», — поясняет г-н Заблоцкий.

Юристы пробуют силы на смежных рынках

По оценке экспертов, растущие потребности клиентов заставят местные юридические компании комплексно подходить к предоставлению услуг. Вера Ледышева: «На Западе юридические агентства, как правило, входят в состав консалтинговых корпораций, оказывающих услуги широкого профиля — от юридических до инвестиционных». Многие местные агентства уже сейчас становятся на путь диверсификации деятельности. Как правило, они пробуют себя в нишах бухучета и аудита. Светлана Кудрук: «Три года назад у наших клиентов возникла потребность в бухгалтерском сопровождении. Мы решили принять на постоянную работу нескольких бухгалтеров. Они работают у нас по сей день».

По словам Валерия Борисенко, его агентство имеет интерес на рынке недвижимости. «Мы инвестируем собственные и привлеченные средства в коммерческую недвижимость. В частности, покупаем квартиры для последующего перевода их в «нежилое» и перепродажи. Это дает компании дополнительный доход и стабильность», — утверждает г-н Борисенко.

Участники рынка рассматривают и возможность оказания аутсорсинговых услуг. Вера Ледышева: «Есть несколько компаний, которым мы на договорной основе ведем правовое сопровождения бизнеса». В числе других возможных ниш эксперты назвали лизинговые и консалтинговые услуги. «Сейчас рынок занят не более чем наполовину. Думаю, конкуренция на нем возрастет в ближайшие 2-3 года», — считает Валерий Борисенко. Александр Шпагин полагает, что в долгосрочной перспективе конкуренция усилится за счет прихода федеральных юридических компаний. «Столичные юристы и адвокаты будут приходить сюда по мере проникновения крупного капитала. Думаю, они попытаются забрать у местных игроков сегмент корпоративных клиентов. Сейчас на нашем рынке мало компаний, с которыми им было бы интересно работать», — резюмировал г-н Шпагин.