эксперты Владимир Железнов директор Красноярского филиала компании «Грузовозофф» Владимир Зорин коммерческий директор «Центра складской логистики» Роман Клёнов директор Красноярского филиала к
За минувший год грузопоток на красноярском рынке значительно увеличился. Однако эксперты констатируют: спрос на услуги логистических операторов практически не вырос. Компании по-прежнему занимаются перевозкой и хранением грузов самостоятельно и не спешат отдавать логистику на аутсорсинг. Давно ожидаемый «бум» на этом рынке, похоже, отодвигается еще на несколько лет.
По словам директора Красноярского филиала компании «Реил Континент» РОМАНА КЛЁНОВА, объем перевозок его компании за год вырос на 30%. В «СИБКОНТЕ-Красноярск» также рассказали о хорошей положительной динамике в этом вопросе.
«По итогам первого квартала всего по железной дороге перевезено на 25% грузов больше по отношению к тому же периоду 2007 года. Объем отправленных грузов составил 24,4 млн тонн (примерно 268 тыс. тонн ежесуточно)», — оценила емкость «железнодорожного» сектора г-жа Матвеенко. Прирост грузооборота в сегменте автомобильных перевозок эксперты оценили не менее чем в 20%. Участники рынка отметили, что по количеству клиентов наиболее емкий — сегмент автоперевозок. «Например, мы занимаемся как железнодорожными, так и автотранспортными грузоперевозками. Их соотношение в нашей компании составляет примерно 20% к 80%», — утверждает директор Красноярского филиала компании «Грузовозофф» ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНОВ. В свою очередь, Роман Клёнов отмечает, что клиенты предпочитают автоперевозки, только когда речь идет о доставке на сравнительно небольшие (до 1,5 тыс. км) расстояния. «При необходимости доставить груз на большее расстояние заказчики в большинстве случаев пользуются железнодорожным транспортом», — говорит г-н Клёнов. Востребованы, по словам аналитиков, сборные отправки небольших партий грузов как автомобильным, так и железнодорожным, и водным транспортом. Например, часто именно так доставляются из пункта А в пункт В контейнеры. Коммерческий директор компании «СибТранссервис» ИГОРЬ КОТИКОВ добавил, что в последнее время «вес» рынку прибавило и такое направление, как перевозка сложных негабаритных грузов. «Это связано с тем, что в крае активно строятся промышленные предприятия. Наша компания одной из первых начала развивать это направление», — рассказал г-н Котиков.
В Красноярске до сих пор нет складов премиального класса
«Большая часть грузоперевозчиков — мелкие и средние предприятия, имеющие 1-3 офиса-представительства в регионе и не располагающие собственными производственными мощностями, инфраструктурой, подвижным составом. Иначе говоря, они выступают просто посредниками услуг», — говорит г-жа Матвеенко.
В сегменте складской логистики, как говорят эксперты, рынок также слабо продвинулся вперед. Так, например, многие руководители компаний склонны считать, что в Красноярске нет складов не только класса А, но даже В и В+. «У нас до сих пор преобладают складские помещения класса С и С+. Из этого можно сделать вывод, что сегмент складской логистики в Красноярске находится на начальной стадии развития», — считает Лилия Матвеенко. С этим мнением согласен коммерческий директор «Центра складской логистики» ВЛАДИМИР ЗОРИН: «Компании, которые утверждают, что располагают складами премиального класса, явно преувеличивают реальные факты. Уверен, что ни один склад в Красноярске по всем параметрам не дотягивает до класса А. Да, есть очень хорошее по местным меркам складское предложение, но это не «премиум».
Комплексные логистические услуги (3PL), по мнению аналитиков, на местном рынке сейчас единичны. Этот сегмент самый молодой, он начал развиваться буквально в прошлом году. «Кроме традиционных монополистов, таких как Красноярская железная дорога, среди игроков этого рынка я бы выделил всего несколько компаний, которые совсем недавно начали развивать комплексные услуги: STK, «Ленком» и «Терминал», — сказал генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики ВАЛЕРИЙ ЛУКИНЫХ. По его мнению, это первые красноярские компании, которые с полным основанием можно будет называть логистическими операторами. «У каждой из них есть свои преимущества. Например, STK — это мощная транспортная компания, которая в феврале запустила лучший на сегодня в городе складской терминал. «Терминал» отличается разработанной технологией логистики, а «Ленком» — разветвленной сетью товаропотоков. Сейчас им всем необходимо отрабатывать интеграционные связи с другими участниками рынка», — пояснил г-н Лукиных.
Клиент предпочитает держать логистику под «колпаком»
Такого же мнения придерживается Игорь Котиков: «Лишь некоторые клиенты готовы работать по системе полного логистического аутсорсинга. Большинство пока не созрели и стараются держать логистику у себя под «колпаком».
«Дело в том, что логистика — это обслуживающая отрасль, и она не может развиваться сама по себе. Мы полностью зависим от клиентов. Например, наша компания, как проводник услуги складского хранения, предоставляет дополнительные виды услуг, такие как переупаковка, паллетирование грузов и так далее. Однако они практически не востребованы. Клиент предпочитает просто арендовать у нас площади и самостоятельно осуществлять логистические операции», — утверждает Владимир Зорин. Он добавил, что это одинаково касается как местных клиентов, так и федеральных, и даже транснациональных. «Я думаю, причина в том, что грузообороты даже таких крупных компаний в нашем регионе пока не настолько велики, чтобы логистический аутсорсинг мог обеспечить существенное снижение издержек», — полагает г-н Зорин.
Коммерческий директор компании «STK-Логистика-Красноярск» МИХАИЛ КЛИМОВИЧ поддерживает общее мнение своих коллег о том, что логистические услуги в комплексе сегодня пользуются небольшим спросом на местном рынке. «Должен признать, что мощности нашего терминала, который был запущен полгода назад, не загружены полностью. Я вижу главную причину в том, что мы не можем работать напрямую с крупными компаниями-производителями. Дело в том, что на нашем рынке они в основном представлены дистрибьюторами и дилерами, которые сами выступают в качестве складских операторов. Например, руководитель одной из дистрибьюторских компаний, побывав на нашем терминале, сказал: «Склад, конечно, у вас хороший, но работать я с вами не буду. Я ведь сам себе складской оператор. Зачем я стану отдавать вам свои деньги?» — поделился г-н Климович.
Кроме того, по словам Михаила Климовича, чтобы новая услуга пользовалась спросом, надо ее продвигать, однако что мы знаем о 3PL-операторах? Да ничего! Компании ведут слабую маркетинговую политику. «Мы поняли эту ошибку и сейчас начали заниматься продвижением: встречаемся с потенциальными клиентами, ведем «разъяснительную работу», — поделился Михаил Климович.
К комплексной логистике рынок все равно придет
Железнодорожные перевозчики также отмечают, что комплексная услуга станет востребована клиентами. «Наша компания содержит собственные складские площади в Красноярске, чтобы иметь возможность предоставлять не только услуги транспортировки, но и хранения грузов», — рассказал Роман Клёнов.
Михаил Климович считает, что в ближайшие годы на местном логистическом рынке усилится конкуренция. «По моим данным, три местные компании уже приступили к строительству современных складских терминалов и как минимум две федеральные проявляют активный интерес к нашему рынку. Они также планируют построить здесь логистические узлы», — поделился г-н Климович.
Эту информацию частично подтвердил Владимир Зорин: «Сейчас мы проектируем склад класса А на 100 тысяч квадратных метров. Первую очередь планируем запустить к концу 2009 года».
эксперты
Владимир Железнов
директор Красноярского филиала компании «Грузовозофф»
Владимир Зорин
коммерческий директор «Центра складской логистики»
Роман Клёнов
директор Красноярского филиала компании «Реил Континент»
Михаил Климович
коммерческий директор компании «STK-Логистика-Красноярск»
Игорь Котиков
коммерческий директор компании «СибТранссервис»
Валерий Лукиных
генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики
Лилия Матвеенко
генеральный директор компании «СИБКОНТ-Красноярск»
Владимир Железнов
директор Красноярского филиала компании «Грузовозофф»
Владимир Зорин
коммерческий директор «Центра складской логистики»
Роман Клёнов
директор Красноярского филиала компании «Реил Континент»
Михаил Климович
коммерческий директор компании «STK-Логистика-Красноярск»
Игорь Котиков
коммерческий директор компании «СибТранссервис»
Валерий Лукиных
генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики
Лилия Матвеенко
генеральный директор компании «СИБКОНТ-Красноярск»
В своих прогнозах двух-трехлетней давности развитие комплексной логистики специалисты напрямую связывали с приходом в Красноярск крупных федеральных торговых компаний. Однако за минувший год в город зашел целый ряд крупнейших ритейлеров, но на развитие рынка логистических услуг это никак не повлияло. «Безусловно, рынок транспортно-логистических услуг в целом вырос. Однако его динамика обусловлена отнюдь не тем, что клиенты начали привлекать к управлению цепочками поставок логистических операторов. Просто у них возросла потребность в транспортировке и складировании грузов в условиях общего оживления экономики», — отметила генеральный директор компании «СИБКОНТ-Красноярск» ЛИЛИЯ МАТВЕЕНКО.
Грузооборот красноярского рынка за год увеличился в два раза
Эксперты отмечают значительное увеличение тоннажной емкости местного транспортно-логистического рынка. По самым смелым оценкам, она составила за последние 12 месяцев более 100 млн тонн. Для сравнения: два года назад эксперты оценивали ее примерно в 50 млн тонн.
По словам директора Красноярского филиала компании «Реил Континент» РОМАНА КЛЁНОВА, объем перевозок его компании за год вырос на 30%. В «СИБКОНТЕ-Красноярск» также рассказали о хорошей положительной динамике в этом вопросе.
«По итогам первого квартала всего по железной дороге перевезено на 25% грузов больше по отношению к тому же периоду 2007 года. Объем отправленных грузов составил 24,4 млн тонн (примерно 268 тыс. тонн ежесуточно)», — оценила емкость «железнодорожного» сектора г-жа Матвеенко. Прирост грузооборота в сегменте автомобильных перевозок эксперты оценили не менее чем в 20%. Участники рынка отметили, что по количеству клиентов наиболее емкий — сегмент автоперевозок. «Например, мы занимаемся как железнодорожными, так и автотранспортными грузоперевозками. Их соотношение в нашей компании составляет примерно 20% к 80%», — утверждает директор Красноярского филиала компании «Грузовозофф» ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНОВ. В свою очередь, Роман Клёнов отмечает, что клиенты предпочитают автоперевозки, только когда речь идет о доставке на сравнительно небольшие (до 1,5 тыс. км) расстояния. «При необходимости доставить груз на большее расстояние заказчики в большинстве случаев пользуются железнодорожным транспортом», — говорит г-н Клёнов. Востребованы, по словам аналитиков, сборные отправки небольших партий грузов как автомобильным, так и железнодорожным, и водным транспортом. Например, часто именно так доставляются из пункта А в пункт В контейнеры. Коммерческий директор компании «СибТранссервис» ИГОРЬ КОТИКОВ добавил, что в последнее время «вес» рынку прибавило и такое направление, как перевозка сложных негабаритных грузов. «Это связано с тем, что в крае активно строятся промышленные предприятия. Наша компания одной из первых начала развивать это направление», — рассказал г-н Котиков.
Эксперты констатируют: преобладание транспортно-экспедиционных услуг на местном логистическом рынке налицо. «На мой взгляд, называть этот рынок «логистическим» — слишком громко. Сегодня это в большей степени рынок транспортно-экспедиционных услуг. Причем это относится не только к местному рынку, но и к российскому в целом. Сейчас логистический рынок у нас в стране только формируется», — считает Лилия Матвеенко.
«В настоящее время на местном логистическом рынке работают около 150 предприятий, около половины из которых занимаются грузоперевозками», — утверждает Игорь Котиков.
«В настоящее время на местном логистическом рынке работают около 150 предприятий, около половины из которых занимаются грузоперевозками», — утверждает Игорь Котиков.
«Большая часть грузоперевозчиков — мелкие и средние предприятия, имеющие 1-3 офиса-представительства в регионе и не располагающие собственными производственными мощностями, инфраструктурой, подвижным составом. Иначе говоря, они выступают просто посредниками услуг», — говорит г-жа Матвеенко.
В сегменте складской логистики, как говорят эксперты, рынок также слабо продвинулся вперед. Так, например, многие руководители компаний склонны считать, что в Красноярске нет складов не только класса А, но даже В и В+. «У нас до сих пор преобладают складские помещения класса С и С+. Из этого можно сделать вывод, что сегмент складской логистики в Красноярске находится на начальной стадии развития», — считает Лилия Матвеенко. С этим мнением согласен коммерческий директор «Центра складской логистики» ВЛАДИМИР ЗОРИН: «Компании, которые утверждают, что располагают складами премиального класса, явно преувеличивают реальные факты. Уверен, что ни один склад в Красноярске по всем параметрам не дотягивает до класса А. Да, есть очень хорошее по местным меркам складское предложение, но это не «премиум».
Комплексные логистические услуги (3PL), по мнению аналитиков, на местном рынке сейчас единичны. Этот сегмент самый молодой, он начал развиваться буквально в прошлом году. «Кроме традиционных монополистов, таких как Красноярская железная дорога, среди игроков этого рынка я бы выделил всего несколько компаний, которые совсем недавно начали развивать комплексные услуги: STK, «Ленком» и «Терминал», — сказал генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики ВАЛЕРИЙ ЛУКИНЫХ. По его мнению, это первые красноярские компании, которые с полным основанием можно будет называть логистическими операторами. «У каждой из них есть свои преимущества. Например, STK — это мощная транспортная компания, которая в феврале запустила лучший на сегодня в городе складской терминал. «Терминал» отличается разработанной технологией логистики, а «Ленком» — разветвленной сетью товаропотоков. Сейчас им всем необходимо отрабатывать интеграционные связи с другими участниками рынка», — пояснил г-н Лукиных.
Причину слабого развития комплексных логистических услуг эксперты видят в том, что они еще не востребованы на рынке. «Сейчас очевиден спрос на аутсорсинг отдельных логистических операций (хранение, транспортировка и т.д.), однако полная передача права 3PL-оператору на ведение логистических операций пока не распространена», — говорит Лилия Матвеенко. Она считает, что причина заключается в традиционном недоверии российских компаний к сторонним лицам и вовлечению их в собственный бизнес.
Такого же мнения придерживается Игорь Котиков: «Лишь некоторые клиенты готовы работать по системе полного логистического аутсорсинга. Большинство пока не созрели и стараются держать логистику у себя под «колпаком».
«Дело в том, что логистика — это обслуживающая отрасль, и она не может развиваться сама по себе. Мы полностью зависим от клиентов. Например, наша компания, как проводник услуги складского хранения, предоставляет дополнительные виды услуг, такие как переупаковка, паллетирование грузов и так далее. Однако они практически не востребованы. Клиент предпочитает просто арендовать у нас площади и самостоятельно осуществлять логистические операции», — утверждает Владимир Зорин. Он добавил, что это одинаково касается как местных клиентов, так и федеральных, и даже транснациональных. «Я думаю, причина в том, что грузообороты даже таких крупных компаний в нашем регионе пока не настолько велики, чтобы логистический аутсорсинг мог обеспечить существенное снижение издержек», — полагает г-н Зорин.
Коммерческий директор компании «STK-Логистика-Красноярск» МИХАИЛ КЛИМОВИЧ поддерживает общее мнение своих коллег о том, что логистические услуги в комплексе сегодня пользуются небольшим спросом на местном рынке. «Должен признать, что мощности нашего терминала, который был запущен полгода назад, не загружены полностью. Я вижу главную причину в том, что мы не можем работать напрямую с крупными компаниями-производителями. Дело в том, что на нашем рынке они в основном представлены дистрибьюторами и дилерами, которые сами выступают в качестве складских операторов. Например, руководитель одной из дистрибьюторских компаний, побывав на нашем терминале, сказал: «Склад, конечно, у вас хороший, но работать я с вами не буду. Я ведь сам себе складской оператор. Зачем я стану отдавать вам свои деньги?» — поделился г-н Климович.
Кроме того, по словам Михаила Климовича, чтобы новая услуга пользовалась спросом, надо ее продвигать, однако что мы знаем о 3PL-операторах? Да ничего! Компании ведут слабую маркетинговую политику. «Мы поняли эту ошибку и сейчас начали заниматься продвижением: встречаемся с потенциальными клиентами, ведем «разъяснительную работу», — поделился Михаил Климович.
Тем не менее эксперты уверены, что через 1-3 года рынок неизбежно придет к тому, что логистику будут отдавать на аутсорсинг. «Рынок уже тяготеет к интегрированным услугам. Сейчас, например, наблюдается явный переизбыток услуги автотранспортных перевозок. Предложение значительно превышает спрос. Чтобы удержаться на рынке, автоперевозчики вынуждены разрабатывать дополнительные услуги для своих клиентов. Думаю, что многие из них пойдут по пути интеграции с операторами складских услуг, не имеющих своих автопарков», — полагает Валерий Лукиных.
Железнодорожные перевозчики также отмечают, что комплексная услуга станет востребована клиентами. «Наша компания содержит собственные складские площади в Красноярске, чтобы иметь возможность предоставлять не только услуги транспортировки, но и хранения грузов», — рассказал Роман Клёнов.
Михаил Климович считает, что в ближайшие годы на местном логистическом рынке усилится конкуренция. «По моим данным, три местные компании уже приступили к строительству современных складских терминалов и как минимум две федеральные проявляют активный интерес к нашему рынку. Они также планируют построить здесь логистические узлы», — поделился г-н Климович.
Эту информацию частично подтвердил Владимир Зорин: «Сейчас мы проектируем склад класса А на 100 тысяч квадратных метров. Первую очередь планируем запустить к концу 2009 года».