Меню

Обзор:Трейдеры металлопроката

эксперты Александр Белов начальник управления регионального развития компании «Комтех» (Москва) Александр Белов региональный директор Сибирской региональной дирекции компании «Мечел-Сервис» (Нов

Рынок металлоторговли один из самых динамично развивающихся в Красноярске. Эксперты отмечают значительный ежегодный прирост его объемов, что привлекает в регион все больше крупных федеральных игроков. Конкуренция между металлотрейдерами сегодня настолько высока, что, по прогнозам аналитиков, уже в будущем году некоторые из них будут вынуждены уйти с рынка.
эксперты
Александр Белов

начальник управления регионального развития компании «Комтех» (Москва)
Александр Белов
региональный директор Сибирской региональной дирекции компании «Мечел-Сервис» (Новосибирск)
Сергей Кузьмин
директор Красноярского филиала компании «Красо»
Олег Лефлеров
директор ТД «Амурметалл-Ангара» (Иркутск)
Артем Мандрик
заместитель директора по коммерческой части компании «Сибпромснаб»
Иван Сукнов
заместитель генерального директора по сбыту группы компаний «СибМеталлСервис»
Рынок ежегодно растет на 15-20%
Емкость красноярского рынка металлопроката за прошлый год эксперты оценили примерно в 600 тыс. тонн. Ее прирост в этом году, по разным оценкам, составит от 15% до 30%. «Если в прошлом году рынок в сезон (с марта по сентябрь) потреблял в среднем 35 тысяч тонн металла ежемесячно, то в этом году уже около 48 тысяч тонн», — говорит заместитель директора по коммерческой части компании «Сибпромснаб» АРТЕМ МАНДРИК.

Аналитики уточняют, что речь идет о рынке черного металлопроката. Долю сегмента цветного металла они оценить затруднились, однако, по их словам, она незначительна в общем объеме местного рынка металлоторговли.
Динамику рынка специалисты объясняют растущими темпами строительства в регионе, в первую очередь, промышленного. «Достаточно перечислить лишь несколько объектов, строительство которых было запущено в прошлом году: Богучанская ГЭС, Ванкорское и Юрубчено-Тохомское месторождения, реконструкция Железногорской ТЭЦ. Кроме того, был запущен ряд крупных проектов в Хакасии и Тыве, куда местные металлотрейдеры также осуществляют значительные поставки», — пояснил заместитель генерального директора по сбыту компании «СибМеталлСервис» ИВАН СУКНОВ. Артем Мандрик добавил, что за последний год заметно выросли объемы поставок в пределах самого Красноярска. «Это объясняется увеличением строительства объектов из металлоконструкций. По этой технологии сейчас строится большинство нежилых зданий города — торговые и офисные центры, автосервисы и так далее», — отмечает эксперт.
Новички прибегли к «демпингу»
В тройке лидеров рынка (по объемам поступившего металла) называют «Сталепромышленную компанию», «Красмет» и «Сибпромснаб». Вплотную к ним примыкают «СибМеталлСервис», «Феррум», «УралСибТрейд» и «Карбофер» (бывший «ЕвразМеталл-Сибирь»). «Сообща эти компании «держат» более половины местного рынка», — утверждает Артем Мандрик.

В общей сложности на местном рынке металлоторговли работают около 25 компаний. Однако это только «официальные» участники рынка, имеющие прямые связи с заводами-поставщиками металла. Намного больше на рынке «теневых» игроков, так называемых «перекупов». «Это небольшие компании, у которых нет прямых договоров с металлургическими заводами. Они покупают металл у тех же трейдеров для последующей перепродажи», — пояснил директор Красноярского филиала компании «Красо» СЕРГЕЙ КУЗЬМИН. По его оценке, доля «перекупов» на местном рынке доходит до 20%.

Одним из главных событий прошлого года эксперты называют давно прогнозируемый приход в Красноярск крупнейших федеральных компаний — «Инпром» и «Комтех». Участники рынка утверждают, что пока они не повлияли коренным образом на рыночную ситуацию, однако Сергей Кузьмин говорит, что уплотнение рынка уже сейчас дает о себе знать. «Инпром» и «Комтех» исповедуют типичную для многих компаний при заходе на новый рынок политику демпинга. По нашим оценкам, разница в цене у них и остальных игроков составляет в среднем от 500 до 1000 рублей за тонну в зависимости от ассортиментной позиции. Не исключаю даже, что они сейчас работают в убыток, поскольку, как новички, не имеют пока ни налаженного сервиса, ни отработанного ассортимента, ни постоянных клиентов. Все, чем они сейчас могу привлечь потребителя, — это низкой ценой», — пояснил г-н Кузьмин.

Сами новички не отрицают, что заходят на наш рынок с более низкими ценами. «Мы сознательно занижаем цены на свою продукцию, поскольку сейчас это наиболее эффективный способ выхода на красноярский рынок», — заявил начальник управления регионального развития компании «Комтех» АЛЕКСАНДР БЕЛОВ.

Так, «Инпром» после выхода на заявленную мощность намерен занять до 10% регионального рынка дистрибуции металлов. Предполагаемый объем продаж — 3-5 тыс. тонн в месяц. (По оценкам экспертов, примерно таковы же объемы продаж нынешних лидеров местного рынка.)

«Комтех» также не скрывает своих амбиций. «Мы однозначно рассчитываем стать одним из лидеров красноярского рынка. В наших планах строительство металлосервисного центра с широкими возможностями по предпродажной подготовке, услуги по доставке металла собственным автотранспортом», — рассказал Александр Белов. Он уверен, что его компании удастся потеснить местных конкурентов за счет больших внутренних ресурсов и налаженного централизованного снабжения.
Производители держат металлотрейдеров «в узде»
Усилению конкуренции на местном рынке в прошлом году способствовали не только новые металлотрейдеры, но и производители металла. По словам экспертов, ряд заводов начал развивать собственные сбытовые сети. Так, в прошлом году в Красноярске открылся филиал компании «Мечел-Сервис» — официальной сбытовой структуры стальной группы «Мечел».

«В июне 2007 года руководство компании «Мечел» приняло решение реализовывать весь производимый «Челябинским металлургическим комбинатом» объем арматурного проката через сеть «Мечел-Сервис», — рассказал «ДК» региональный директор Сибирской региональной дирекции компании «Мечел-Сервис» АЛЕКСАНДР БЕЛОВ.

Однако, по словам директора ТД «Амурметалл-Ангара» ОЛЕГА ЛЕФЛЕРОВА, это не означает, что металлургические комбинаты рассчитывают полностью взять сбыт в свои руки. «Коммерческие структуры заводов помимо сбытовой несут еще целый ряд функций. Во-первых, это своего рода «консульства», которые налаживают коммуникации завода с дилерами в регионах, улаживают какие-то спорные моменты и так далее. Во-вторых, они играют роль системной разведки: «мониторят» рынки, чтобы производитель имел адекватное представление о них», — пояснил г-н Лефлеров. По его утверждению, если сбытовые компании производителей и составляют конкуренцию металлотрейдерам, то незначительную. «Скажем, работают на рынке 20 металлотрейдеров, и на него заходит еще один игрок. Насколько может перераспределиться емкость? На 4-5%, не более. Никто этого и не заметит», — утверждает г-н Лефлеров.

Однако трейдеры придерживаются другого мнения: в условиях нынешней жесткой конкуренции ощутимо появление любого нового игрока. Тем более если речь идет о производителях металла, которые сами устанавливают цены, могут позволить себе демпинговать и предоставлять большие отсрочки платежа клиентам, переманивая их тем самым у металлотрейдеров.

«Несмотря на то что трейдеры — это, по сути, дилеры заводов-производителей, отношения между этими участниками рынка не назовешь партнерскими. Заводы различными методами пытаются держать нас «в узде». Скажем, устанавливают квоты и заставляют выкупать их в полном объеме, невзирая на то, что нам может быть и не нужно такое количество металла в данный момент. Невыполнение же обязательств грозит нам штрафами, неустойками и так далее вплоть до разрыва договора», — рассказывает Иван Сукнов.

Самый мощный рычаг давления заводов на трейдеров — цена. По словам аналитиков, в этом году она росла, как никогда прежде. «С декабря по июль цены на металл выросли в среднем в два раза. На некоторые позиции, например, арматурный прокат, рост составил 110-120%. Многие из наших клиентов даже вынуждены были свернуть свой бизнес — металл стал для них слишком дорог», — утверждает Сергей Кузьмин. Артем Мандрик добавил, что в начале сезона цены могли меняться ежедневно. «Все уже привыкли к традиционному повышению цен весной и падению осенью, но таких скачков цен, как в этом году, на моей памяти не было», — уверяет эксперт.

В условиях небывалого взлета цен рентабельность бизнеса у металлотрейдеров значительно снизилась. «С 15% в прошлом году она упала до 6-9% в нынешнем», — подсчитал Иван Сукнов.
Металлотрейдеры составят «черные списки» клиентов-должников
Рост цен привел еще и к тому, что металлотрейдеры стали «заложниками» своих клиентов. По выражению Ивана Сукнова, трейдеры оказались в ситуации между «молотом и наковальней». «Многие клиенты стали неплатежеспособны. Однако мы не можем не отпускать им металл, поскольку нам необходимо поддерживать оборот. Поэтому сейчас на рынке в ходу различные схемы товарного кредитования и отпуска металла в рассрочку», — пояснил г-н Сукнов. По словам специалиста, многие клиенты начали злоупотреблять этим, набирая металл в долг сразу в нескольких металлоторгующих организациях. «Беря металл в рассрочку, некоторые, причем крупные клиенты, могут позволить себе еще и протянуть с оплатой», — добавляет г-н Кузьмин.

«Доходит до смешного: должник может прийти и попросить еще металл в долг, а «взамен» рассчитаться по прежней задолженности», — рассказывает Артем Мандрик. По его словам, такой «шантаж» со стороны потребителей легко объясним: клиент знает, что ему вряд ли откажут, поскольку в таком случае он уйдет к конкурентам.

Как утверждают участники рынка, дебиторская задолженность клиентов стала настолько велика, что у металлотрейдеров возникла идея создать «черный список» клиентов-должников и договориться ни под каким видом не отпускать им металл в долг. Однако Сергей Кузьмин уверен, что это пустая затея: «Даже если 10 компаний договорятся перестать «баловать» клиентов и отпускать им металл в рассрочку, всегда найдется один, кто нарушит этот договор. Это неизбежно: мы — торговцы, мы не можем держать товар на складе».
Торговцы металлом запускают производства
Еще в прошлом году многие металлотрейдеры заявляли о планах создания у себя сервисных металлоцентров и запуске производственных мощностей. Сегодня, по словам экспертов, все компании-лидеры рынка уже в той или иной степени занимаются обработкой металла.

«Металлоторговцы сейчас стараются развивать в целом сервисные направления: кто-то заводит собственные автопарки, другие покупают станки для глубокой обработки металла. Без дополнительных услуг сегодня клиента не привлечешь. Кроме того, это хорошее «подспорье» основному бизнесу: рентабельность металлообработки на 10-15% выше торговли», — пояснил Артем Мандрик. По мнению эксперта, рынком сейчас такая услуга востребована. «Например, мне известно, что у «Сталепромышленной компании» еще до запуска производства строительного профиля все объемы были проданы», — утверждает г-н Мандрик.

«СибМеталлСервис» также активно расширяет производственные мощности: к уже действующим заводу «СибМеталлКонструкция» и участку металлообработки предприятие в этом году добавило сервисный металлоцентр. «Развитие производства потребовало привлечения высококвалифицированной рабочей силы: инженеров, конструкторов, токарей. В итоге на сегодня уже мы не только выпускаем какой-то конечный продукт, но и выступаем как монтажная команда. Планируем получить лицензию на строительно-монтажные работы. В этом году как производственная компания выиграли несколько тендеров», — поделился достижениями компании Иван Сукнов.

Однако, по мнению Сергея Кузьмина, пока что наличие сервисного металлоцентра мало влияет на позиции компании на рынке. «Безусловно, сервис — это будущее, к которому придут все металлотрейдеры. Процент клиентов, которым нужны готовые изделия и дополнительный сервис, постоянно растет. Но пока что все развивают сервис больше на перспективу, с оглядкой друг на друга. Например, у нас нет сервисного металлоцентра, но за два года, что мы работаем в Красноярске, это никак не повлияло на наши позиции», — утверждает г-н Кузьмин.
В будущем году количество игроков на рынке сократится
Эксперты прогнозируют, что в ближайшем году темпы роста местного рынка металлоторговли сохранятся. «Думаю, емкость рынка увеличится примерно на 15%. Строительство в крае идет полным ходом. Кроме того, на будущий год запланирован запуск еще нескольких объектов», — говорит Артем Мандрик. Также, по его сведениям, на красноярский рынок планирует зайти металлотрейдер с Дальнего Востока. «Насколько серьезны его намерения, не могу сказать, однако, думаю, что его приход кардинально не изменит ситуацию на местном рынке», — полагает г-н Мандрик.

Сергей Кузьмин предполагает, что активизируются уже пришедшие на местный рынок «Инпром» и «Комтех». «Есть предпосылки к тому, что с их приходом сократится количественный состав игроков рынка. В первую очередь, за счет ухода с него части «перекупов». Однако я не исключаю, что будут вынуждены уйти и некоторые крупные компании», — считает г-н Кузьмин.