Меню

Отельеры рассчитывают на бизнесменов

эксперты Елена Балюта исполнительный директор гостиницы «Красноярск» Марина Безфамильная президент «Сибирской ассоциации Гостеприимства», член координационного совета федерации рестораторов

Последние три года местный гостиничный рынок развивается в основном за счет посещающих Красноярск бизнесменов. Форумы, съезды и конференции пользуются большей популярностью у приезжих, чем Столбы, Мана и Овсянка. Аналитики прогнозируют, что сегмент бизнес-отелей будет расти еще два-три года. В более долгосрочной перспективе эксперты не исключают развитие гостиниц экономкласса, рассчитанных на туристов.

эксперты

Елена Балюта
исполнительный директор гостиницы «Красноярск»
Марина Безфамильная
президент «Сибирской ассоциации Гостеприимства», член координационного совета федерации рестораторов и отельеров России
Андрей Джиоев
генеральный директор компании «Крастяжмашстрой»
Александра Молчанова
директор гостиницы «Сибирский Сафари клуб»
Наталья Салимова
заместитель директора гостиницы международного выставочно–делового центра «Сибирь»
Антонина Юдина
директор гостиницы «Октябрьская»

Директор гостиницы «Сибирский Сафари клуб» Александра Молчанова вспоминает, как в конце прошлого года устроители съезда «Единой России» собрали всех красноярских отельеров с единственной просьбой — предоставить как можно больше свободных, качественных номеров для участников мероприятия: «Нам пришлось мобилизоваться и задействовать все пустующие комнаты, от самых крошечных до больших апартаментов. Стало понятно, что для таких событий существующих отелей мало».

Местные гостиницы «загружены» на 60%
По данным управления внешних связей совета администрации Красноярского края, в городе работают 42 отеля. Марина Безфамильная, президент «Сибирской ассоциации Гостеприимства», член координационного совета федерации рестораторов и отельеров России, поясняет, что большинство из них — старые «советские» гостиницы: «Мы столкнулись с нелепой ситуацией: в крае, куда постоянно идут отечественные и западные инвестиции, приезжают крупные бизнесмены, есть только одна сертифицированная гостиница, имеющая статус «три звезды», — «Октябрьская». Но она рассчитана всего на сто с небольшим мест».
Спрос на отели сегодня в основном создается за счет бизнес-сообщества. Александра Молчанова: «Пока не развивается въездной туризм, гостиницы заполняются бизнес-клиентами. Доля обычных туристов в «Сафари клубе» сегодня не более 10%».
Участники рынка утверждают, что средняя годовая «загрузка» местных отелей составляет 60%. Елена Балюта, исполнительный директор гостиницы «Красноярск», говорит, что во время ярмарок, форумов и съездов заполняемость увеличивается до 80-90%. Марина Безфамильная добавляет, что за последние три-четыре года число деловых мероприятий, проводимых в Красноярске, увеличилось минимум в пять раз.
Старожилы рынка наращивают бизнес-инфраструктуру
Отзываясь на рост деловой активности в городе, крупные (от 100 до 200 номеров) «советские» гостиницы стали переформатироваться: реконструируются помещения, добавляются дополнительные бизнес-услуги. За последние четыре года реконструировались «Октябрьская», «Красноярск», «Турист». Каждая гостиница внесла в свой ассортиментный лист услуги, ориентированные на деловую аудиторию. По словам Елены Балюта, такая инфраструктура появилась в «Красноярске» по требованию клиентов: «Для постояльцев, приезжающих в город по работе, важно, чтобы в здании был доступ в Интернет, была возможность провести конференцию, получить факс и т. д.». Г-жа Балюта добавляет, что, по сложившейся на рынке практике, деловой турист тратит в 7-10 раз больше, чем обычный: «Приоритетом для бизнес-клиентов является комфорт, поэтому они заселяются в улучшенные номера стоимостью 2-3 тыс. руб. в сутки. Однако клиентский выбор гостиницы строится именно с учетом наличия в отеле дополнительных услуг: возможности организовать встречу и проводы в аэропорт, воспользоваться бизнес-инфраструктурой отеля».
Небольшие частные гостиницы вслед за «гигантами» вводят бизнес-услуги в свою линейку предложений. Александра Молчанова отмечает, что в «Сибирском Сафари клубе» (отель на 21 номер) конференц-зал был предусмотрен сразу, а беспроводной доступ в Интернет появился недавно: «Все это весьма востребовано. Например, еще несколько лет назад конференц-зал у нас использовался лишь раз в неделю. А в последнее время он работает почти ежедневно».
Игроки отмечают, что подобные услуги приносят не меньше дохода, чем сдача номеров. Соответственно, отельеры будут и дальше расширять предложения для деловых туристов. В планах гостиницы «Красноярск» — сделать еще несколько конференц-залов. По информации г-жи Балюта, их доходность за последние несколько лет выросла в три раза.
Время недорогих отелей для туристов придет через пять лет
По прогнозам участников рынка, сегмент бизнес-отелей будет расти еще два-три года. По мнению Елены Балюта, чтобы удовлетворить растущий спрос, Красноярску необходимо увеличить существующий фонд примерно на 1,5 тыс. номеров.
Первый проект бизнес-отеля в Красноярске уже появился. В марте 2006 г. при международном выставочно-деловом центре «Сибирь» открылась гостиница на 171 номер. Наталья Салимова, заместитель директора гостиницы «Сибирь»: «Учитывая, что в последнее время гостиницы востребованы бизнесменами, мы попытались предусмотреть в отеле все, что им необходимо. В комплексе сразу проектировались выставочные павильоны, три конференц-зала и т. д. Уже сегодня заполняемость «Сибири» достигает 40%, хотя на старте у новых отелей этот показатель всегда меньше — около 20-30%». Г-жа Салимова отметила, что плюсом проекта является его территориальное расположение: «Взлетка уже сегодня стала очагом деловой активности, а через пять-десять лет центр города перенесут именно сюда».
В планах инвесторов — строительство в Красноярске еще двух бизнес-отелей. «Крастяжмашстрой» получила площадку под строительство гостиницы на Стрелке. Это должен быть четырех-пятизвездочный отель общей площадью 14 тыс. кв. м. Андрей Джиоев, генеральный директор компании «Крастяжмашстрой», рассказал, что для управления новым проектом подбирается оператор с опытом: «Мы ведем переговоры с некоторыми компаниями, в том числе и зарубежными. Главное, чтобы гостиницей управлял профессионал. Я думаю, что с того момента, когда мы получим разрешение на строительство, гостиница будет готова через два года». Кроме того, о своем намерении построить дорогой бизнес–отель заявила ГК «Крепость». По данным компании, проект будет реализован к маю 2009 г.
По мнению Антонины Юдиной, директора гостиницы «Октябрьская», городу нужен лишь один подобный отель: «Красноярск — все-таки не Турция, где человек заселяется в гостиницу на две недели и живет там. К нам люди приезжают для решения оперативных вопросов». В то же время Андрей Джиоев считает, что спрос на такие гостиницы будет высок: «Городу необходимы не один и не два подобных проекта. Когда здесь проводятся крупные мероприятия, люди вынуждены останавливаться даже на квартирах».
Эксперты утверждают, что через пять–десять лет в Красноярске грядет бум недорогих отелей для туристов. К этому времени наберет обороты въездной туризм. Александра Молчанова: «Вопрос въездного туризма очень актуален, тема широко обсуждается на уровне краевой власти. Принимаются концепции развития туристической инфраструктуры, в том числе и гостиничного бизнеса. Я думаю, когда будут выстроены турмаршруты, укреплен на рынке бренд «Красноярский край», тогда возникнет и необходимость в недорогих отелях для туристов». Андрей Джиоев отмечает, что пока строить гостиницы в расчете на обычных туристов нецелесообразно: «Если в крае есть туризм, то он носит скорее экологическую направленность — охота, рыбалка. Как мне представляется, цель туристов — не город, а край. Красноярск же выступает как «перевалочный пункт», где человек может остановиться на два-три дня, не больше».