Мне задали вопрос «Почему всех бесят новогодние праздники?». Я как социолог считаю, что вопрос очень правильно поставлен. И вот почему.
Петр Иванов, социолог, урбанист
Дело в том, что когда-то давно, в XX веке, мы строили индустриальное общество. Эпоха высокого модерна, все дела. В индустриальном обществе важнейшим качеством жизни общества была тотальная синхронизация процессов.
Заводской гудок — и все побежали на завод работать молотобойцами и сталеварами. Второй гудок — и все побежали в ДК заниматься декоративно-прикладным искусством и вокально-инструментальными ансамблями.
В этой идиллии нет никакой проблемы, если все точно также по удару курантов отправляются в новогодний десятидневный запой, позабыв про трудовые обязанности. Труд и досуг в обществе синхронизирован, никаких проблем нет.
Но вот беда, мы уже живем в стремительно постиндустриализирующемся обществе. Я с утра не бегу по гудку работать молотобойцем, а вечером не бегу в ДК. Десятки и сотни моих контрагентов тоже. Да и ваших тоже.
Как человек, живущий проектным временем, я не очень понимаю, чем отличаются выходные и будние дни. Есть дни, в которые я работаю, и есть дни, в которые я не работаю.
Жизнь в крупном городе уже обеспечивает мне возможность не обращать внимание на то, среда сегодня или воскресенье. Значимым остался только понедельник, т. к. по понедельникам не работают некоторые учреждения культуры.
И вот тут из недр похороненного модерна — как из маминой из спальни, кривоногий и хромой — вылезает Новый Год с его «давайте уже после праздников». С каждым, с каждым моим контрагентом мне нужно уточнять, насколько он соблюдает традицию всесоюзного выключения из жизни на полмесяца.
При этом, стоит заметить, что уже мало кто, кроме госслужащих, трепетно относится к праздникам, и, как правило, может спокойно возобновлять работу уже 3 января.
Впрочем, есть люди, которые решают, что государственные праздники отлично сочетаются с отпуском, и уходят гулять на месяц и больше. В основном это наемные работники. Самозанятые так не делают.
В общем, в прекрасной постиндустриальной России будущего не будет никаких гигантских выходных на Новый Год, и тем более — на майские праздники.
Этот заводской атавизм должен уйти в прошлое, подчиняясь законам трансформации социального времени.