Найти платежеспособную аудиторию, увидеть потенциальный спрос, привлечь якорного арендатора. Обычная модель, но курорт «Горная Саланга» применил ее на необычном рынке - в профессиональном спорте.
«Деньги освоены бездарно»
Таким образом, спортивная инфраструктура не стала для вас убыточной социальной нагрузкой?
Раньше там даже сборная России тренировалась, еще перед Ванкувером. Потом научились делать искусственный снег, и сборная уехала оттуда, потому что в таких условиях жить — это не тот уровень, который нужен. Не только по проживанию, но и по организации питания, наличию массажных кабинетов, сервисных комнат и т.д.
Мы, проанализировав все это, решили построить многофункциональный спортивный комплекс. В проекте есть и вторая очередь, где будет бассейн, чтобы охватить аудиторию спортсменов по реабилитации — это большие пласты платежеспособных аудиторий, на которые страшно замахиваться. И до недавних пор, до кризиса, это было сложно — они стремились уехать за границу, например, в Австрию.
Сейчас ситуация изменилась?
Впрочем, мы пытаемся не хранить все яйца в одной корзине и делать не только для фристайла. У нас на третьем этаже спорткомплекса зал, мы его называем разминочный. Его площадь — 24х18 метров, чтобы вместилось ровно два ковра, чтобы иметь возможность принять борцов. И мы ведем работу, мы хотим убедить их к нам приезжать. Будут борцы, будут фристайлисты, будут, возможно, игровые виды спорта. Среднегорье всеми востребовано, а ездить в Кисловодск из Сибири накладно.
Раньше, еще в советские времена, тренировкам в условиях среднегорья была посвящена куча диссертаций, куча олимпийских медалей получена благодаря им. Потом все это подзабылось — из-за безденежья в девяностые, прежде всего. Если дать такую возможность, худо-бедно, это станет востребованным. Взять пять сибирских регионов — постепенно мы раскачаем тему среднегорья. Все поймут, что это такое. Как только первые результаты ощутят на себе те или иные команды — процесс пойдет. Это опять же бизнес-модель.
Мы проанализировали потенциальный спрос и изучили требования. Среднегорье нужно, таких баз нет, наверное, надо рискнуть и сделать. Благо якорный арендатор у нас появляется — фристайл. Это ничем не отличается от любой другой бизнес-модели, скажем, от торговых центров. Тут спорт — не социальная нагрузка. Я надеюсь на это. Доказать не могу.
Стоимость водного трамплина оказалась значительно выше, чем ожидалось
Как участвует в ваших начинаниях государство?
Но в регионах ничего толком сделано не было. Хотя программа развития спорта предполагала выделить очень много денег именно на создание центров спортивной подготовки. Но деньги были освоены бездарно, во многом из-за того, что пытались сделать гигантоманию. В России нет ни одного трамплина для фристайла, соответствующего международным требованиям.
Но зато построили в Ленинградской области монумент, монументище просто! Железобетонный трамплин. У них был холм, это конечная часть спуска. А дальше сделали из бетона, из металла трамплин. Плюс административное здание. Все вместе стоило 2 млрд рублей. Когда строили, в правилах FIS (Международная федерация лыжного спорта. — Прим. ред.) значилось: уклон должен быть 28 градусов плюс-минус 4. Они посмотрели и решили сделать 24 градуса, разрешено же правилами. Постепенно правила эволюционируют, и все соревнования проводятся только на 28 градусах. 24 — только молодежь и юниоры.
Когда они это все возвели, уже было понятно: никто тренироваться там не будет. Снега в Ленинградской области даже с пушками искусственного оснежнения не дождешься, а снег нужен в октябре, максимум в ноябре. Зачем строили, исходя из природных условий, непонятно. А во-вторых, зачем такой уклон было делать? Все, трамплин стоит и разрушается, как у нас на Николаевской сопке. На нем мало кто тренируется, только СДЮШОР. И таких примеров масса.
Но при этом по программе все построенные объекты должны быть в собственности государства. В Германии все наоборот — там все в частных руках, тамошнее минспорта арендует объекты. Частный бизнес следит за инновациями, развитием тех или иных видов спорта, объектов, которые государство возьмет в аренду или купит. А когда государство само создает и само себе продает...
Простой пример. Чусовое — центр зимних видов спорта. Ночью перед соревнованиями выпало много снега. Нужен ратрак. Суббота. А суббота-воскресенье у ратракщиков выходные. Когда я провожу соревнования, то хочу, чтобы ко мне и в следующий раз приехали. Поэтому ратракщик не знает, когда у него выходной, он будет ночь работать.
А здесь не так. Потому что государство само себе предоставляет услугу. Оно хочет просто поставить галочку: подпишите акт выполненных работ. Провели, и отлично, а какие результаты получили спортсмены, никого это не интересует.
Вы все же рассчитываете получить финансирование от Министерства спорта?
Повторю, сам по себе спорткомплекс не окупится за счет аренды. 2 тыс. рублей стоит зал, чтобы группа потренировалась, 8 часов в день — 16 тыс. рублей. Ну, это ни о чем. Ведь в расходной части — тепло, электроэнергия, обслуживающий персонал. Конечно, здесь необходимы дотации.
С другой стороны, имея спортзал, мы добиваемся круглогодичного использования «Горной Саланги». Зимой мы зарабатываем за счет гостей, но всегда имеем возможность принимать те или иные группы спортсменов. А сентябрь, октябрь и май у нас при любых раскладах выпадают: ничем мы не можем заманить в это время туристов, кроме ностальгирующих и меланхоличных.
А тут 50 борцов садится на две недели — и у нас просто великолепно все. Издержки небольшие: повара, пара горничных, и при этом неплохая выручка. Конечно, не как зимой, где есть дополнительные доходы, связанные с прокатом, канаткой, это очень рентабельные вещи. Но зимой и издержки больше. Летом мы существенно сокращаем штат, тратим меньше электричества, себестоимость продуктов ниже.
«Спорт - не социальная нагрузка. Я надеюсь на это. Доказать не могу»
«Наши затраты — не по олимпийским сметам»
Фристайлисты сборной России, среди которых был призер Олимпиады в Сочи Александр Смышляев, опробовали построенный в «Горной Саланге» водный трамплин. Это нехитрое на вид сооружение не имеет аналогов в России. Трамплин обошелся собственникам курорта почти в 10 млн. рублей. Многофункциональный спортивный комплекс — существенно дороже.
Сколько вы вложили в строительство спорткомплекса? Это ведь еще незаконченный процесс?
Еще один затратный проект, за который вы собираетесь взяться, — система искусственного оснежнения. Она нужна спортсменам. А вашему бизнесу она зачем? Ведь снег в Саланге и так выпадает рано.
— На первый взгляд, да. Я долгое время был апологетом: зачем городить огород с искусственным снегом? Но когда это пошло от спортсменов... Им нужно дать стабильный, гарантированно ранний снег. И им нужно много снега. Когда у нас вкатывается та же СДЮШОР, на третий день они делают гору лысой. Искусственное оснежнение даст объем, необходимый, чтобы снега хватило на всех.
На всех горнолыжных курортах есть проблема: кому отдать трассу? Гостям или спортсменам? Рукка делает просто: у них два двухчасовых сета, когда трассы закрывают, чтобы только спортсмены тренировались. В нашем случае, мы в будни имеем не так много гостей, чтобы они были на трассе заметны. Мы можем разводить их со спорт-
А оснежнение — не очень затратное дело, опять же имея свою технику. У нас уйдет до 15 млн рублей. Это капзатраты, их окупаемость 6-8 лет.
Плюс расходы на подготовку новых трасс, необходимых сборной по фристайлу...
Я вернулся и понял, что мы немного отвлеклись в сторону, а лесорубам по барабану: они прошли. Начали адаптировать то, что получилось. И этот процесс не прекращается — мы видоизменяем трассы. Немножко расширяем, прореживаем между ними, чтобы было место для фрирайда. Какой-то холмик сделаем, поворот новый, ответвление. Наездившись по всем трассам за два часа, вы сделаете 12 спусков, и они все будут разными.
Дмитрий Андрющенко уверен: среднегорье будет востребовано
Есть информация, что построенный для фристайлистов водный трамплин обошелся вам на порядок дешевле, чем он стоил бы по государственным сметам.
Мы, честно скажу, не ожидали такого. Не предполагалось, что на спорт, который не приносит прямой отдачи, потратим столько. Потом выяснилось, что надо делать подушку безопасности и ставить мощные компрессоры — мы вышли за 5 миллионов. За три сезона в общей сложности потратили на трамплин до 10 млн рублей. Но вот для комплекса из семи трамплинов в Подмосковье только проект стоит 60 миллионов.
Вы планируете сделать трамплинный комплекс у себя?
— Наверное, да. Если все пойдет, как идет сейчас, федерация фристайла будет