Меню

Роман Гольдман объединяет свои бизнесы под брендом Goldman Group

Роман Гольдман консолидирует свои бизнесы под единым брендом — Goldman Group. Этот шаг — часть новой финансовой стратегии, пиковой точкой которой станет выход на российскую фондовую биржу.

Красноярский агрохолдинг «Сангилен» осваивает новые финансовые инструменты. В начале года был запущен сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «СангиленАгро», в конце мая размещены коммерческие облигации на сумму 30 млн руб. (общий объем программы 500 млн руб.). В ближайших планах — ребрендинг и выход на фондовую биржу. «ДК» поговорил с генеральным директором «Сангилена» Романом Гольдманом о том, зачем агрохолдинг движется в сторону холдинга финансового. 
 
«Сангилен» все чаще фигурирует в финансовых новостях: кооператив, коммерческие облигации. Чем вызваны эти нетипичные для агрохолдинга шаги?
— Год назад в холдинге была принята и сейчас реализуется новая финансовая стратегия. Ее первой ласточкой стал сельскохозяйственный потребительский кооператив. В начале лета были выпущены коммерческие облигации: мы пионеры в Красноярске и Сибири и пятые-шестые в России. Следующая цель — выйти на российскую фондовую биржу.
Каковы причины? Банк — хороший инструмент для начинающих, но когда компания становится большой и понятной с точки зрения перспектив, бухгалтерии, команды и прочее, самое время примерить на себя новые более выгодные финансовые инструменты. Это как платье, которое девушка подбирает под определенный случай.
Банк — длинные кредиты под, скажем так, приемлемые условия; кооператив или облигации, а, в конечном счете, инвесторы — это «короткие» и дешевые деньги. За «длинными» и дешевыми деньгами нужно идти на рынки ценных бумаг.
 
Зачем нужна альтернатива традиционным банковским кредитам?
— Давайте посчитаем. Выходить на фондовый рынок с суммой меньше, чем 1 млрд руб., не имеет смысла; по моим оценкам доходность наших облигаций будет в районе 11% годовых. Средняя ставка по кредиту в банке сегодня — 16%. Мы «выигрываем» 5% с миллиарда — это 50 миллионов! Это ответ на вопрос «Зачем?». Банковские кредиты в России сегодня — это штаны, которые может быть и выглядят неплохо, но они на три размера меньше: в них не то что ходить, даже присесть нельзя — кредиты мешают развиваться. В нашем случае штаны по размеру — это инвесторы. 
 
Некоторые говорят, что отчетность холдинга показывает высокий уровень закредитованности, и делают вывод о том, что дела идут не очень хорошо. 
— Первый вопрос: «высокий уровень закредитованности» по сравнению с чем? Если по сравнению с семейным кредитом тех, кто так говорит, возможно, он действительно высок. Наш кредитный портфель на сегодня 1,3 млрд руб. Я оцениваю его как небольшой и абсолютно управляемый в соотношении с активами компании.
В собственности у нас находится свинокомплексстоимостью 1,5 млрд руб., элеватор, в котором хранится 40 тыс. тонн зерна госфонда, порядка 8 тыс. га, автозаправочная станция, нефтебаза… Можно перечислять и дальше, но уже понятно, что объединенные активы превышают наши кредиты в несколько раз, по нашим подсчетам, в четыре раза.  
Другая сторона вопроса: сельхозкооператив был зарегистрирован в Центробанке, это серьезная процедура. Или компания, которая выступала организатором размещения облигаций, стала бы она рисковать свое репутаций и связываться с ненадежным эмитентом?
 
Еще одна «реплика из зала» касается рентабельности сельского хозяйства, которая гораздо ниже, чем проценты, обещанные пайщикам кооператива.
— Животноводство — одна из двух составных частей большого понятия сельское хозяйство —  действительно, не очень рентабельный бизнес. Но вот растениеводство при современной технике, грамотном управлении и достаточном опыте дает в среднем 50% годовых. Правда, получается так не у всех, у нас — получается.
К тому же доход пайщиков кооператива формируется не только аграрными предприятиями холдинга. У нас есть оптовый топливный бизнес, запущена специальная программа для инвесторов «42 дня» с доходностью 24,75% годовых: в разгар шашлычного сезона, когда розничная и оптовая продажа мяса взлетает по некоторым позициям в десятки раз, мы способны выплачивать такие проценты. 
 
Как оцениваете первые результаты по развитию новых фининструментов?
— Все, что было запланировано, достигнуто даже в больших масштабах, чем мы ожидали. В кооператив люди принесли в два раза большую сумму. Наш опыт сельскохозяйственной кооперации обсуждался на собрании Агропромышленного союза Красноярского края, где я выступал в ранге руководителя секции финансирования и кредитования. Это еще один эффективный инструмент развития отрасли — в ближайшие год-полтора его освоит большинство аграриев края, сельскохозяйственных кооперативов будет существенно больше.   
По коммерческим облигациям — рассчитывали, что лимит по программесоставит 100 млн руб., но верхний предел был установлен на отметке 500 млн руб. Первая эмиссия составила 30 млн руб.
 
Если результаты превзошли ожидания, может ли работа по привлечению средств через новые финансовые инструменты временно встать на паузу? 
—Нет. Я не говорю о каких-то колоссальных деньгах. Если брать сельское хозяйство: изначально мы рассчитывали привлечь ресурсы для развития сельхозпредприятий холдинга в соотношении 50/50 — пайщики/кредиты. Однако за счет средств пайщиков удалось привлечь почти 80% от необходимого объема. Но, кроме сельского хозяйства и животноводства, холдинг развивает другие направления — две оптовые компании, мясоперерабатывающий комплекс. Это капиталоемкие бизнесы с очень хорошими перспективами для роста. 
Что касается коммерческих облигаций — средства от их реализации пойдут на развитие сети магазинов «Мясничий». На сегодня их около 20, к концу года хотим выйти на показатель 25-30. При этом количество не так важно, важна прибыльность каждой торговой точки. Если нам будут нужны деньги для развития, мы знаем, где их взять. Но деньги ради денег нас не интересуют. 
 
В какие сроки вы планируете выйти на фондовую биржу?
— Рассчитываем, что это произойдет в январе-марте следующего года. Готовимся к этому шагу уже около года. Нюансов очень много, к примеру, вся бухгалтерия должна быть переведена на МСФО. В рамках новой финансовой стратегии нам предстоит еще одна задача — ребрендинг. Причина проста: инвесторы фондовой биржи — а в основном это Москва — не знают, что такое «Агроэлита» или «Сангилен». Поэтому в ближайшее время для консолидации всех активов и управления ими будет создана управляющая компания — Goldman Group. 
Над ребрендингом работает сильная новосибирская компания. Думаю, в ближайший месяц будет утверждена финальная версия брендбука, а к сентябрю, сезону деловой активности, запущена рекламная кампания.
 
Апрельский тренинг, благодаря которому о Романе Гольдмане узнали очень многие, тоже стратегический шаг для подкрепления нового бренда?
— Тонкое замечание, но так получилось случайно. Это была одна из целей, которую я поставил себе как мужчина, и которой добился. К 9 вечера — а тренинг начался в 11 утра — в зале осталось сидеть 87% человек. Для меня это показатель. 
 
И дальше будете работать в этом направлении? 
— Да, и не только в этом. Родилось еще несколько смежных направлений — коучинг, индивидуальные консультации, групповое наставничество и пост-тренинг, адресованный тем, кто хочет проработать и закрепить знания, полученные на тренинге. 
 
Что касается бизнеса — с учетом возможностей, которые дают новые финансовые инструменты, нет ли планов иди в другие направления?
— Ответ: нет. Наш девиз — расти изнутри, расширяться на тех направлениях, где мы уже работаем, и стать не только первыми, но и лучшим по каждому из них. Потенциал компании для такого развития — это как минимум ближайшие пять лет.