Меню

С молотка: подробно о продаже и аренде муниципального имущества

Руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений мэрии Наталья Павлович рассказала DK.RU по каким ценам продается городское имущество и кому достаются «лакомые кусочки».

— Наталья Николаевна, когда произошло распределение городской собственности? Каким образом одни здания перешли к федерации, а другие остались за муниципалитетом?

— Зарождение муниципальной собственности началось в 90-х годах XX века. До этого  существовал единый фонд государственного имущества, собственником которого выступал Советский Союз.    В 1991 году был принят Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации», закрепивший определение муниципальной собственности.      Так, в состав муниципальной собственности вошли: жилищный фонд, объекты коммунального и дорожного хозяйства, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоёмы, ценные бумаги.

В  июле 1991 года решением Красноярского городского Совета   в  Красноярске был создан Комитет по управлению муниципальным имуществом. Стремительно меняющееся федеральное законодательство определяло цели и задачи          вновь созданной структуры.      

— Чем владеет Красноярск сегодня?

— На сегодняшний день в казне города  значится 1796 зданий, строений, нежилых помещений, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности.  В ведении департамента    находится огромное количество, так называемых, объектов жизнеобеспечения: инженерные сети,  насосные станции, котельные, подвальные помещения, лифтёрные, узлы управления,   мастерские, вентиляционные камеры и многого другое.  

Есть у нас  и  объекты, представляющие  фонд имущественной поддержки малого и среднего бизнеса: это перечень  свободных   нежилых помещений для сдачи в аренду.  В  список включено 22  помещения общей площадью 11,3 тыс. кв. метров, информация  о них размещена на сайте департамента  (www.dmizo-admkrsk.ru) в разделе «Аукционы».   Один из главных активов  - помещения прогнозного  плана приватизации, на 2017-2018 год – это 196 объектов.  Что касается состояния износа имущества муниципалитета: порядка 93 % объектов построены до 1990 года, 7 % возведены с 1990 по 2015 годы.

— Что из имеющейся недвижимости будет дорожать, а что, наоборот, падать в цене?

— Можно предположить, что дорожать будут объекты небольшой и средней площади, в пределах 100-150 кв. метров, расположенные в новостройках, либо в густонаселенных  микрорайонах и вдоль магистралей. Снижение цены мы прогнозируем на здания и помещения в промзонах, на окраинах города, в зданиях старых годов постройки, которые требуют больших затрат, а также объекты с большой площадью.

— Сколько объектов было продано и сдано в аренду в  этом году?

—  По данным на 1 декабря 2017 года, а рамках прогнозного плана приватизации,    продано 52 объекта (в том числе 4 объекта с 2 земельными участками) на сумму 234 млн. рублей. Также 34 объекта выкупили с рассрочкой платежей, деньги в  бюджет  будут поступать в течение 7 лет. В аренду сданы 316 нежилых помещений.  

—  Есть ли сейчас спрос на аренду и покупку недвижимости?

— Спрос небольшой, и он зависит от того, где находится объект. В городе повсеместно пустуют помещения на первых этажах новых торговых  комплексов. Рынок перенасыщен, выбора достаточно. Кому-то, возможно,  интереснее приобрести, либо арендовать имущество  у частника, а не у муниципалитета.

— Бытует мнение, что все «лакомые кусочки» давно распроданы.

— Смотря что считать таковыми?  Если  иметь ввиду, что продажа имущества муниципалитета велась как-то избирательно, кулуарно, по принципу «для своих», то это глубокое заблуждение. Первый этап развития системы управления имуществом города характеризуется началом реализации Закона РСФСР «О приватизации государственных муниципальных предприятий в РСФСР».    В это время приватизируются в основном муниципальные предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания, путем выкупа их трудовыми коллективами на торгах. С 1991 по 1993 год приватизируется 410 объектов муниципальной собственности, что составляет 53% от  общего   имущества,    подлежащего  приватизации.  Средства от приватизации направлялись в соответствующие бюджеты всех уровней, в том числе и в бюджет города для дальнейшего развития инфраструктуры    и выполнения   социальных задач.

Период массового акционирования государственных предприятий в 1992-1994 гг.   между краевым комитетом по управлению государственным имуществом и администрацией города заключались договоры о передаче объектов соцкультбыта и жилищного фонда в муниципальную собственность.   Сразу же после приема объектов из государственной собственности в муниципальную,  более 95%  из них, из-за отсутствия бюджетного финансирования,  были переданы администрацией города по договорам безвозмездного пользования акционерным обществам и государственным предприятиям.

Все, что обывательское мнение считает «лакомыми кусочками» было в аренде у предпринимателей, и  только в  2008 году вышел закон, который позволил бизнесу выкупать арендуемое имущество без аукциона, а еще и в рассрочку. Имущество же, продаваемое на открытых аукционах, формировалось в отдельный перечень, утверждалось  депутатами Красноярского горсовета и размещалось в открытом пространстве

— Считается, что муниципальная аренда дешевле рыночной, но ее сложно получить. Это так?

— Теоретически так быть не должно. Но все зависит от вида деятельности. Допустим, для социально ориентированного бизнеса цена аренды  чисто символическая.  Существует такое понятие, как преференция, когда можно заключить договор аренды без торгов, при условии, что деятельность соответствует критериям, установленным муниципальной программой «Создание условий для развития предпринимательства в Красноярке». Это может быть деятельность медицинского профиля, образовательные организации, предприятия связи и другие социально-ориентированные структуры. Однако если на одно и то же помещение поступит несколько заявок, мы будем обязаны провести торги.

Для всех, кто интересуется муниципальной арендой. Подробную информацию о проведении аукционов и характеристиках объектов участники могут получить на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации города Красноярска www.admkrsk.ru.

 

— Насколько сложно работать с объектами культурного наследия? Мне, как обывателю, всегда казалось кощунственным, что они в принципе подлежат продаже.

В  Красноярске    значительная часть помещений в  традиционном центре  торговли и предпринимательства  (в основном,  это проспект Мира)  значится в статусе объектов культурного наследия.  Это памятники,   как местного, так и  регионального значения. В соответствие   с нормами Федерального законодательства,   наравне с иным имуществом, они могут быть  объектами приватизации.  В ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» прописан ряд особенностей приватизации памятников архитектуры.

Но в рамках реализации данного закона до 2013 года  департамент  муниципального имущества и земельных отношений не проводил аукционы по продаже объектов культурного наследия. 

30  апреля   состоялись первые торги по продаже    памятника  местного значения,    по ул. Ленина, 84. Нежилое двухэтажное здание «Дом О.К.Андреева»  площадью 614,1 кв. м. с земельным участком 847 кв. м. было реализовано по цене  свыше 15 млн. рублей, при стартовой цене  432 630,00 рублей. Проектом охранных обязательств установлена ориентировочная стоимость проведения работ по сохранению всего памятника  -  59 миллионов 835 тысяч рублей. Установлены виды работ, которые  должен выполнить собственник.

Идея отдать исторические памятники индивидуальным предпринимателям или коммерческим фирмам   для реконструкции и открытия в памятниках культуры общественных учреждений нашла поддержку в среде красноярского бизнес - сообщества.   По условиям, изложенным в охранных обязательствах,   новый собственник,    обязан обеспечить   заботиться о   содержании памятников культуры.    

—  А почему город не может отремонтировать здания, представляющие историческую ценность?

— Средств на это в бюджете не предусмотрено. Да и сама процедура довольно сложная. Для работы с объектами культурного наследия нельзя нанять рядовых строителей и отделочников.  Нужны организации, которые имеют специальную лицензию.  

— Как осуществляется контроль после продажи объектов, вы следите за их судьбой?

— Мы можем, как жители города,  наблюдать за тем, что с ними происходит. В соответствие с нормами Федерального законодательства, собственник, получая право распоряжаться таким уникальным имуществом, берет на себя и ряд обязательств,  финансовые расходы по всему, что связано с сохранением объекта.

—  Какова доля в бюджете города от продажи и аренды недвижимости?

— Департамент муниципального имущества и земельных отношений обеспечивает значительную часть бюджетных поступлений.  С начала года  размер бюджетных поступлений  составил  свыше  2 мрдр.  рублей.   Доля поступивших доходов департамента в структуре  бюджета города составила  13,5% от собственных доходов бюджета города, или 55,3% неналоговых доходов бюджета города.

— А что выгоднее, продавать, или сдавать в аренду?

— Все зависит от ситуации. Порой долгосрочная аренда выгоднее. Но только в том случае, если арендаторы исправно платят. Если нет,  возможно, выгоднее продать.

— В каких случаях возможно расторжение договора с арендаторами?

— Как отмечено в  Гражданском кодексе РФ,  задолженность по арендным платежам более двух  периодов  является основанием для обращения в судебные органы с иском о принудительном взыскании долга и  расторжении договора.  По закону никто не вправе извлекать личную выгоду,  эксплуатируя муниципальное имущества, приумножать своё состояние  за счет благополучия миллионного города.    

— Может ли однажды закончиться муниципальное имущество, и чем тогда будете заниматься?

— Согласно законодательству,  в муниципальной собственности должны находиться только те объекты, которые непосредственно  задействованы в реализации полномочий муниципалитета. Например, инженерные сети, автомобильные дороги, словом объекты жизнеобеспечения города.   Закончиться могут встроенные и пристроенные помещения. Но ведь и права аренды могут заканчиваться, либо мы можем их расторгать по тем или иным причинам, и выставлять объекты вновь. Поэтому работа будет всегда.

— Поделитесь планами на следующий год, что будет в приоритете?

— Работать, работать и работать.  Проведем инвентаризацию всего имущества,  договоров аренды на наши объекты. Также будем наращивать объемы по продаже и аренде земельных участков.

Досье

Наталья Николаевна Павлович

В 1996 году  окончила  Красноярский государственный педагогический институт по специальности:  «математика, информатика,  вычислительная техника». В 1999 году   -  Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция». В 2009 году, в институте экономики, управления и  природопользования ФГОУ ВПО  «Сибирский федеральный университет» прошла профессиональную подготовку в области государственного и муниципального управления. До назначения в департамент муниципального имущества и земельных отношений занимала должность заместителя руководителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Светлана Хустик