эксперты Эльдар Аминов директор по маркетингу ГК «Крис» Наталья Бем корреспондент журнала «О рекламе» Максим Гуревич руководитель проекта «Живые мысли» Елена Дзагоева руководитель К
эксперты
Эльдар Аминов
директор по маркетингу ГК «Крис»
Наталья Бем
корреспондент журнала «О рекламе»
Максим Гуревич
руководитель проекта «Живые мысли»
Елена Дзагоева
руководитель Красноярского филиала компании Kelly Services
Денис Зернов
директор Красноярской Ассоциации бизнес-консультантов
Татьяна Коротцева
руководитель ККО в Красноярске «Городского Ипотечного Банка»
Галина Кошкина
редактор интернет-проекта Reklama-mama
Екатерина Малаховская
директор РГ «Оникс» по Сибирскому региону
Денис Стародубцев
тренер компании «Тренинг Холл»
Владислав Шаталов
директор языкового клуба Well
Руководитель проекта «Живые мысли» МАКСИМ ГУРЕВИЧ уверен, что сейчас колоссальное количество компаний находятся в ожидании интересных идей, связанных с рекламой. Эти компании не хотят или не могут выкладывать большие деньги за рекламу, при этом они готовы воспринимать инновационные решения. Одним из таких решений может стать сарафанное радио. Участники «Дискуссионного клуба» «ДК», проведенного при поддержке интернет-проекта Reklama-mama и Красноярского филиала «ДубльГИС», предположили, что времена, когда сарафанное радио воспринималось только как хаотичный канал распространения информации, останутся в прошлом.
Ложечки нашли, а осадок остался
«Моей истории всего несколько часов, — сразу откликнулся Максим Гуревич. — Я покупаю жене автомобиль и, честно признаться, подустал от этого дела. Машину ей я уже практически выбрал, но захотелось какого-то мнения об автомобиле извне, и я решил обратиться к помощи интернет-сообщества. Зашел на форум, прочитал страниц 20. Там активно обсуждается, в нужном ли месте у этого автомобиля расположены стеклоподъемники. И что я имею на данный момент — колоссальное сомнение. Влияние рекомендации оказалось очень велико. Если раньше я в эту машину был влюблен, то вдруг какие-то невнятные, по большому счету, причины серьезно поколебали мой выбор и, что самое обидное, лишили меня удовольствия от выбора. Примерно как в известном анекдоте: ложечки нашли, а осадок остался»
«За подобными примерами далеко ходить не надо», — продолжил тренер компании «Тренинг Холл» ДЕНИС СТАРОДУБЦЕВ. «Дело происходило в салоне компании, торгующей цифровой техникой. Продавец рассказывал о фотоаппарате, клиент был практически «готов», в этот момент в салон вошли два молодых человека, и один другому сказал: «Мужик отстойный фотоаппарат смотрит». Покупатель развернулся и ушел», — рассказал свою историю г-н Стародубцев.
«Позвольте привести еще один пример, — настоятельно попросил слово гость из зала. — Я когда-то работал торговым представителем крупной алкогольной компании в одном из соседних с Красноярском городов. Так вот, каждое мое утро начиналось с того, что я шел в один из магазинов и минут пять вещал покупателям и продавцам, что водка такого-то бренда (продукция наших конкурентов) плохая. И таких торговых представителей, как я, в городе была целая армия. Результат — через несколько месяцев продажи конкурентов заметно упали. Основываясь на собственной практике, могу сделать такой вывод: с помощью слухов за год можно любой бренд «поставить колом».
Однако директор РГ «Оникс» по Сибирскому региону ЕКАТЕРИНА МАЛАХОВСКАЯ сказала: «С тем, что сарафанное радио как прием вирусного маркетинга популярно, я готова спорить». «Оникс» разрабатывает множество рекламных кампаний в 13 офисах по России и, по словам Екатерины Малаховской, часто делает заказчикам предложения по внедрению рассматриваемого на этой дискуссии метода. Но пока очень мало компаний соглашаются на использование слухов как инструмента продвижения. «Рынок осторожничает. У нас есть лишь единицы примеров за 15 лет опыта, когда заказчики на это пошли, когда мы сознательно разработали как рекламный прием вирусный маркетинг», — призналась г-жа Малаховская.
Специалисты попытались обозначить слабые и сильные стороны сарафанного радио, когда оно используется как осознанный инструмент продвижения и является составляющей частью вирусного маркетинга. А также понять, почему пока на практике решаются использовать его лишь единицы.
Екатерина Малаховская также назвала основным риском метода возможность выхода информации из-под контроля. «Мы создаем механизм, который в какой-то момент может выйти из-под нашего управления. Технология не до конца разработана и, думаю, именно поэтому пока малопопулярна», — подытожила г-жа Малаховская.
Неподдельный интерес у экспертов и гостей вызвал вопрос директора языкового клуба Well ВЛАДИСЛАВА ШАТАЛОВА: «У нас очень лояльные клиенты, стоит ли их мотивировать на привлечение к нам новых людей? Не просто ждать, когда они сами станут о нас рассказывать, а управлять этим процессом, компенсировать им приглашение новых клиентов, например? Деньгами, дополнительными услугами — плата может быть самой разной».
Редактор интернет-проекта Reklama-mama ГАЛИНА КОШКИНА: «Не знаю, понравится ли вам моя идея — пообещайте скидку тому, кто придет по рекомендации. Тем самым вы сохраните лояльное отношение старого клиента и получите нового, уже лояльного к вам, потребителя».
Татьяна Коротцева рассказала, что банкиры давно взяли на вооружение сарафанное радио. «Ипотечное кредитование — один из наиболее «сложных» видов кредитования физических лиц. И здесь на клиента в выборе банка, программ кредитования может существенно повлиять мнение близких, знакомых, друзей», — сказала г-жа Коротцева.
«Вирусная» идея должна быть красивой
Кроме того, сама услуга или товар должны быть настоящими, качественными — «мыльный пузырь» продвинуть через сарафанное радио не удастся — он лопнет в самом начале коммуникативной цепочки. Максим Гуревич считает, что идею будет сложно продвигать, если она несвоевременна. «Посмотрите, как быстро и эффективно с помощью сарафанного радио раскрутили проект «Одноклассники». В Америке так называемые социальные сети существуют уже лет пять, у нас же пять лет назад с тогдашним уровнем проникновения интернета никакие «Одноклассники» не пошли бы в гору, как это происходит сейчас, когда интернет доступен, думаю, уже большинству населения». Денис Зернов с интересом подхватил тему «Одноклассников». «Сама идея проекта так интересна, что я лично выступаю мощным «вирусом» в раскрутке этого сайта — вовлекаю туда всех своих друзей и знакомых. Посмотрите, кого там только нет — известные красноярские банкиры, ритейлеры, консалтеры и т.д. Понимаю, что я — инструмент в чьей-то хорошо спланированной маркетинговой стратегии, но уж больно идея хороша!»