Меню

Сергей Костюков: «Городские сценарные игры «Форсайт-2014: 13 способов стать горожанином»

Иллюстрация: Предоставлено компанией «Зеркало»

В 2014 году в Красноярске появилась новая уникальная площадка для молодежи «Форсайт». О целях ее создания и первых городских сценарных играх «Форсайт 2014» рассказал директор центра «Зеркало».

«Площадка для молодежи «Форсайт» была запущена в апреле 2014 года. В течение года участники игр – представители молодёжных центров и общественных организаций проектировали карту городских практик, которая представила приоритетные направления молодёжной политики города», – говорит Сергей Костюков, директор центра авторского самоопределения молодёжи «Зеркало».

 Как появилась идея «Форсайта» в отрасли молодежной политики?

- Изначально вся молодежная политика страны – чисто политический проект. В момент организации так называемых комитетов по делам молодежи в 90-е годы властью двигал исключительно страх. Страх перед всеми «революциями роз», «оранжевыми революциями» и так далее. Как бы «неожиданно» для режима Ельцина оказалось, что современную молодежь а) можно купить, б) она вообще легко продается и покупается и, наконец, в) у нее нет вменяемых представлений о своем будущем в нашей стране. Почему это произошло якобы «неожиданно»? Да потому что самой власти так увлекательно было жить настоящим, перед ней открылось столько «невозможных возможностей», что про целое поколение просто забыли. Было не до него. А молодые люди жили, обрастали недоверием ко всем и ко всему, что-то там себе кумекали, а главное стали постепенно понимать (даже не понимать, а просто чуять) – с этим государством им не по пути. И вот после событий на Украине и в Грузии государство спохватилось. Но ведь комсомол КВНом не заменишь. Но, как говорил один из наших государственных деятелей, процесс пошел.

По всей стране, как грибы, стали появляться эти самые комитеты, а в крупных городах и отдельные молодежные центры со смутными задачами, легкими бюджетами и сомнительными перспективами. Красноярску в этом отношении повезло больше – в нашем городе процесс не просто пошел, он взорвался. Это отдельная, довольно интересная история, однако, результаты налицо: в каждом районе города Красноярска появился своей молодежный центр. Такая, знаете ли, чисто административная привязка: какой район, такой и молодежный центр – Ленинский так Ленинский, Кировский так Кировский.

Я, исходя из названия, представляю себе молодежный центр, ну например, Свердловского района. Большое светлое здание, парты, школьные доски, доска почета – и вдумчивые молодые люди в косоворотках тщательно и с трепетом изучают биографию и революционную деятельность Якова Михайловича Свердлова. Но тогда что же изучать в Октябрьском или Центральном районе? Это, конечно, шутка, но ведь зачастую имя и определяет смысл и базовую деятельность учреждения. Если это не так – кто-то сошел с ума. Помните, как там у Козьмы Пруткова: «если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим».

Поэтому предпринятая в этом году, попытка оформить замыслы основной деятельности учреждений молодежной политики через понятие «городской практики» – важный ход культурной политики отрасли под названием «молодежка». Необходимо в перспективе добиться того, чтобы, просто исходя из названий всех одиннадцати молодежных центров, можно было бы получить достаточно полное представление о тех задачах, которые решает отрасль.

Каковы результаты «Форсайта 2014?»

– Главным результатом этого проекта является то, что запущен процесс перехода от «мероприятивной логики», предполагающей проведение как можно большего количества мероприятий, к логике продвижения городских практик. Это означает, что отрасль «молодежная политика» заявляет о готовности включаться в процессы развития города.

Что можно назвать городскими практиками?

- Продвижение проектов, авторское самоопределение, добровольческие инициативы – это ведь дела! Дела с большой буквы! Это ведь не «драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота». Был такой детский стишок у Агнии Барто. Да и что это значит  «мне петь охота»? За ваши деньги – любые ваши капризы. Но ведь молодежные центры финансируются из городского бюджета. Город Красноярск задохнется без кружков художественной самодеятельности? Нет. А вот без добровольцев, сознательно анализирующих ситуацию, сочувствующих чужому горю, готовых прийти на помощь, задохнется, но это я уже говорю очевидные и банальные вещи. В стратегии молодежной политики города предметом городской молодежной политики является формирование позиции горожанина. Автор, проектировщик, доброволец – это все не слободские практики, не уездные и не гламурные. «Поименовав» таким образом молодежную политику, мы и начинаем строить политику. Мы ведь знаем, кого готовят социальные сети, знаем, кого готовят ночные клубы, знаем, кого готовит КВН. Эти практики давно уже самоопределились, заняли свою нишу на рынке и являются предельно востребованными среди разных групп молодежи. Молодежь же дифференцирована до предела, социологи не успевают даже именовать группы поколений, не то что фиксировать то, чем они заняты деятельностно – от слов «деятель», «деяние» (типы развлечений у всех примерно одинаковы, разница только в толщине кошелька).

Поэтому, если в молодежных центрах будут отражены дела и практики, с которыми можно соприкоснуться, – это и будет означать, что наша политика не безлика, она определена, названа, имеет имя собственное, а значит она реальна. Жива. И достойна именоваться городской.

Центр авторского самоопределения молодёжи «Зеркало»

г. Красноярск, ул. Бограда, 65

тел. (391) 265-03-26

www.mczerkalo.ru