Меню

Татьяна Ворожцова: «В бизнес-реалити-шоу умение находить компромиссы важнее лидерских качеств»

досье Татьяна Ворожцова Шеф-редактор проекта «Кандидат». В 13 лет работала в Свердловской областной молодежной газете «На смену!». Окончила факультет журналистики МГУ и Российскую академию г

Каждый наемный менеджер мечтает повысить личную капитализацию. Один из новых и весьма экзотичных способов стать известным в бизнес-сообществе и увеличить свою стоимость на рынке труда — участвовать в телевизионном реалити-шоу «про бизнес». О том, насколько это действенный способ и что остается за кадром телеэфира, рассказала «ДК» Татьяна Ворожцова, шеф-редактор программы «Кандидат-2».

досье
Татьяна Ворожцова

Шеф-редактор проекта «Кандидат».
В 13 лет работала в Свердловской областной молодежной газете «На смену!». Окончила факультет журналистики МГУ и Российскую академию госслужбы при Президенте РФ (специальность — «связи с общественностью»). Работала в столичных газетах, на радиостанциях, телевидении, в политическом и бизнес-PR. Была помощником депутата Госдумы, начальником отдела по связям со СМИ Госкомитета по делам молодежи. Руководила рекламным агентством «ТМК». Была шеф-редактором рубрик «Доброе утро» на «Первом канале» и «Утро» на НТВ, курировала программы «Ты — супермодель» (СТС), «Субботник с Оксаной Федоровой и Никой Ганич» («Россия»), «Большая стирка» («Первый канал»), «МетеоТВ» на разных каналах и др.

Делая из жизни менеджеров шоу, телевидение сегодня стремится занять нишу, свойственную скорее деловым изданиям. Пионером можно назвать канал ТНТ, заказавший в прошлом году продакшн-студии Junior TV программу «Кандидат» — адаптированный к российской действительности вариант американского The Apprentice, выходившего на NBC шесть сезонов. Реакцией на успех проекта стало появление шоу «Офис», «Капитал» и, разумеется, «Кандидат-2», где роль ведущего взял на себя глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин, сменивший ресторатора Аркадия Новикова, отработавшего первый сезон.
Вы можете влиять на качество отбора участников проекта, но как быть с целевой аудиторией программы: в среде амбициозных менеджеров смотреть телевизор, тем более реалити-шоу — моветон, да и сам мотив людей, которые едут сниматься на ТВ, вместо того чтобы строить карьеру здесь и сейчас, может показаться профессиональному сообществу со­мнительным. Получается, вы сильно рискуете, рассчитывая увлечь решением бизнес-кейсов зрителей «До­­ма-2»­ или, кстати, выполненного в схожей скандально-бытовой идеологии шоу «Офис».
— Не скрою, и у Junior TV перед покупкой прав на шоу, и у ТНТ перед трансляцией программы были весьма обоснованные опасения в своевременности, а следовательно, успехе проекта. Причем эти сомнения разделяли и правообладатели The Apprentice: соглашались продать лицензию, если ведущим станет яркая фигура российского бизнеса. Аркадий Новиков хорошо известен в бизнес-среде, но мало знаком широкой аудитории, так получилось, что перед сделкой его имя стало часто мелькать в западной деловой прессе, и это сыграло нам на руку. Ну а Владимира Потанина знают все, и перспектива второго сезона «Кандидата» ни у кого сомнений не вызывает.
Компания «Гэллап Медиа» подсчитала, что на время прошлогоднего показа средняя доля «Кандидата» в общем объеме телесмотрения у целевой аудитории — людей в возрасте 18-30 лет — составила 11%, а вообще шоу посмотрело около 6% людей старше 18 лет. Это хорошие показатели, неожиданно хорошие. Да и аффинити было близко к максимальному.
«Кандидат-2», по ожиданиям, должен показать заметно лучший результат: другие масштабы ведущего, съемок, заданий, участников. Аркадий Новиков, кстати, участвовал в съемках одного эпизода «Кандидата с Владимиром Потаниным», посмотрел на новых конкурсантов — позавидовал, сказал, что этих взял бы к себе всех.
Договариваясь с Новиковым, вы уже знали, что он будет работать «на разогреве» у олигарха?
— Разумеется, нет, но и в том, и в другом случае интерес был всегда обоюдным, а сейчас мы стоим перед большой проблемой — кто будет после Потанина. Не скрою, на первый сезон люди приходили, чтобы поучаствовать в шоу, раскрутиться на ТВ и, может быть, получить высокооплачиваемую работу в Москве. В этот раз буквально все в голос говорят: хочу работать у Потанина. А в соответствии с амбициями — и квалификация, и опыт работы, и риски. Многие участники прошлого сезона были вынуждены после финального кастинга уволиться с работы. Одним «проигравшим» удалось найти более престижную, денежную должность. Например, Анна Кустова сейчас переехала из Новосибирска в Москву и работает топ-менеджером в компании «Бизнес-Мастер», у Константина Бордуноса. Романа Коновалова наблюдал с экрана его работодатель, затем взял его обратно, повысил в статусе до директора по маркетингу. А вот с Юлией Григиной ситуация обратная: до «Кандидата» она выиграла сумасшедший конкурс на топовую позицию в «Индепендент Медиа», которую вскоре покинула из-за телепроекта. После того как на десятом задании Аркадий Новиков с ней простился, Юле пришлось вновь искать работу. Так вот, многие работодатели, когда узнавали, что она уволилась ради участия в реалити-шоу, сразу говорили ей «до свиданья». Устроиться Юля смогла лишь после того, как «Кандидат» вышел в эфир, да и то она долго была недовольна должностью. Сейчас, насколько я знаю, ей удалось найти более подходящую работу.
В прошлом году я посмотрел только эссенцию из всех выпусков «Кандидата», которую на ТНТ прогнали в один день. Но этого хватило, чтобы понять: уровень профессиональной подготовки большинства участников существенно ниже, чем, скажем, навыки большинства респондентов «ДК», среди которых немало молодых менеджеров. Я говорю об унылости предлагаемых идей, качестве их исполнения, манере общаться шаблонными фразами, почерпнутыми из брошюр типа «Как сделать карьеру за 14 дней», странной, чопорной политкорректности и т. д. В общем, сложилось впечатление, что передо мной кто угодно, но не люди из реального бизнеса.
— Легко рассуждать, сидя на диване. Когда же на тебя уставились пять объективов, яркий свет, кругом враги, ни на секунду нельзя остаться одному — просто поразмышлять и собраться с мыслями, а тут еще нужно придумать решение, да такое, чтобы его приняли все остальные, такие же амбициозные и желающие победить... Вдобавок ко всему приходится работать на камеру — фильтровать слова и эмоции, иначе «эти телевизионщики» обязательно при монтаже вставят самую дурацкую твою фразу Представляете, какой это стресс?!
Что бы мы ни говорили, но в экономике задействовано не так много людей: узкоспециализированные бизнес-дайджесты интересны очень небольшой аудитории — меньше одного пункта рейтинга. «Кандидат» — шоу о бизнесе, составленное по законам шоу-бизнеса. Почему оно интересно простому зрителю? Здесь есть человеческая драма, а задания строятся так, что приоритетными становятся не узкоспециальные знания, а качества личности и то, как участники выстраивают отношения.
Мне показалось, будто поведение участников срежиссировано под определенные задания. Уже во время выдачи вводной было понятно, какая команда победит. Прогнозирование развития ситуации и соблюдение баланса выигрыша-проигрыша — часть лицензионного формата The Apprentice?
— Формат, действительно, строгий, но он распространяется только на технологию создания шоу, на количество участников, заданий, на сам принцип выполнения задания и финальную фразу «Вы уволены», которую произносит ведущий после «разбора полетов» в конце каждой серии. А начинку, контент делает группа редакторов во главе со мною: тут нет лицензионных ограничений, напротив, мы стараемся, чтобы задания были максимально адаптированы к нашей действительности. Ваше наблюдение о якобы запрограммированности шоу любопытно, но оснований так думать у вас нет. Все развивается спонтанно, и мы никого не «кодируем». Все, чем ребята занимаются, — действительная работа «в поле»: это переговоры с реальными людьми, решения, которые приносят ощутимый эффект (деньги, заключенная сделка, бизнес-концепция, рекламный ролик и т. д.). Единственное требование к заданию — его «телегеничность»: кому интересно смотреть, как группа людей пишет бизнес-план?! В то же время, если участ­ник идет договариваться с директором супермаркета об аренде торговой площади, сделку действительно заключают, просто все формальности сделают юристы за кадром, а на передний план будут вынесены переговоры.
В новом шоу будет в два раза больше реальных конкурсов по типу «сделать рекламный ролик для МТС» — их пишут вместе со спонсорами проекта, в результате участники должны создать продукт, который будет внедрен в этой компании. После выхода первого «Кандидата» оказалось, что претендентов на такой продакт-плейсмент очень много. Опять-таки мы были вынуждены выбирать более телегеничные, например, поступило много заявок от инвестфондов, банков, ПИФов и т. д., но как можно сделать конкурс на их специфике зрелищным, мы не решили.
Добавлю, что «Кандидат» с Владимиром Потаниным будет сниматься не только в Москве: участников вывезут на «Норильский никель», в Пермь и в Лондон.
Если съемки — это постоянный стресс, нужно быть жестким, расчетливым, готовым к драке, почему же тогда в первом «Кандидате» победила Татьяна Бурделова — самый мягкий, компромиссный и неконфликтный участник?
— А что тут удивительного? Владимир Потанин, например, говорит, что хороший менеджер — это прежде всего не яркая индивидуальность, а человек, который ищет и находит компромиссы. Лидеры нужны, они получают дополнительные очки, и все понимают, что надо быть лидером. Но если все будут лидерами, дело не сдвинется. Тут суть в компромиссе: найти лучшую идею, принять ее и, даже если она не твоя, приступить к ее воплощению. Татьяна так может, Аркадий Новиков это увидел, и сегодня результат превзошел обещания: Таня стала исполнительным директором новиковского ресторанного холдинга с зарплатой, превышающей заявленные 1,5 млн руб. в год.
По каким критериям идет входной отбор участников? Насколько круты должны быть их должности?
— Формально они лишь должны быть старше 18 лет. Мы смотрим на хорошее образование, на опыт работы, не обязательно на больших должностях, есть ребята, у которых свой бизнес, есть линейные менеджеры и топы крупных компаний. Вообще-то, в расчет идут только личностные навыки, умение общаться, убеждать, быстро реагировать, держаться до по­следнего. Скажем, на первом «Кандидате» был такой Василий Смольный — 19-летний бармен, но такой классный переговорщик — уболтает кого угодно. Ребята сразу повелись на это его качество: ему удалось убедить всех, даже самых именитых и жестких, принять для команды предложенное им название, на мой взгляд неудачное, к тому же так назывался бар, в котором Василий работал.
В этом году за финальный кастинг отвечает Потанин, он легко может вычислить, где человек действительно разбирается в предмете, а где врет. Ему помогает широкая эрудиция и умение расставлять психологические ловушки для собеседника.
Вы упомянули о том, что все хотят быть лидерами. Это было заметно по передаче. Но также было очевидно, что многие претендовавшие на сей статус выглядели как зомби, накаченные корпоративной масскультурой и произносящие речевые модули, когда-то загруженные в мозг на штатном тренинге. В свое время экс-директор по маркетингу компании «Тинькофф» Самвел Аветисян назвал их бройлерами: стандартные системные существа, творцы банальных идей, без харизмы, но с исполнительским азартом — отличное сырье для руководителя-манипулятора. Еще у бройлера есть разъем, через который его накачивают корпоративной культурой, и чем разъем шире, тем бройлер лучше. К сожалению, подобных «менеджеров, сориентированных на результат», сейчас становится все больше, смотреть на них тяжело... Вы специально таких выбираете?
— Нет, но они хорошо умеют маскироваться, есть такой типаж: сверху лощеные, а внутри — пустота. Я не соглашусь с вами, что их на проекте было много, но признаю, что были. К примеру, Илья Строков. Поначалу все думали, что он главный претендент на победу — такой уверенный, грамотный, рассудительный Аркадий Новиков долго не мог его раскусить, хотя очень хорошо разбирается в людях. Когда же дело дошло до конкретных поступков и решений, все стало ясно. Новиков даже потом сказал: «Я готов взять всех, но только не Строкова!» — и уволил его с формулировкой «Вы много говорите и мало делаете».
Задача шоу — дать срез современного молодого менеджмента России. Если среди таких людей попадаются, как вы говорите, бройлеры, тем интереснее наблюдать, как они взаимодействуют с другими. Если получается живая картинка, значит, наша задача выполнена.

детали
Что такое «Кандидат»
Реалити-шоу «Кандидат» — лицензионная версия американской программы The Apprentice (на NBC ее вели Дональд Трамп и Марта Стюарт). Автор идеи — Марк Бернетт, придумавший культовое шоу Survivor, известное в России как «Последний герой». В 2006 г. 16 участников, отобранных по всей России из 12 тыс. претендентов, соревнуются за право занять должность топ-менеджера в компании «Интеррос». Ведущий — Владимир Потанин. Он поделил кандидатов на две команды — мужскую и женскую, в ходе проекта состав команд может поменяться. Команды, последовательно выбирая лидера, должны выполнить 14 бизнес-заданий. В конце каждого задания после коллективного обсуждения ошибок Потанин говорит одному из членов проигравшей команды: «Вы уволены». Победившая команда получает бонус: встречу с известным бизнесменом, ужин со «звездой» или загранпоездку. В финале шоу останется только один участник.

детали
Участники проекта «Кандидат-2»
Александр Бражник — национальный тренинг-менеджер компании «Пежо Рус Авто», 29 лет, Москва.
Сергей Вражнов — заместитель коммерческого директора «Уралнефтеком» (неф­тяной трейдер), 26 лет, Южно-Сахалинск.
Сергей Гузев — директор по производст­ву и закупкам компании «Центр-сувенир» (сувенирная продукция), 26 лет, Москва.
Ирина Давиденко — начальник отдела лицензирования компании «Сертификат+» (консалтинг, сертификация, лицензирование), 27 лет, Москва.
Анна Давыдова — директор по экспансии сети гипермаркетов «Карусель» (ГК «Пятерочка»), 27 лет, Москва.
Ольга Ефименко — руководитель отдела маркетинга компании Pro Logistic, 26 лет, Москва.
Мария Леонтьева — начальник отдела маркетинга управляющей компании «Глобал» (производство и продажа нефтепродуктов), 30 лет, Пермь.
Екатерина Любимова — директор центра международного сотрудничества и академической мобильности УГТУ-УПИ, 26 лет, Екатеринбург.
Софья Николаева — руководитель административного департамента холдинга «РОСС Групп» (коммерческая недвижимость), 21 год, Москва.
Дмитрий Родин — доцент кафедры маркетинга Государственного университета управления, 24 года, Москва.
Владимир Сердюк — соучредитель и технический директор IT-компании SoftPoint, 28 лет, Москва.
Анна Стрижкина — начальник отдела маркетинга страховой компании «Капитал-Резерв», 26 лет, Москва.
Яна Хармич — начальник сектора кредитования отделения Сбербанка России, 26 лет, Мурманск.
Алексей Чирков — начальник отдела маркетинга компании «Морион» (разработка и внедрение продукции промышленно-технологического назначения), 29 лет, Пермь.
Алексей Юнин — коммерческий директор новосибирского филиала компании «Вым­пелком», 32 года, Новосибирск.
Владимир Якуба — ведущий специалист департамента управления персоналом макрорегиона «Поволжье — Северо-Запад» компании МТС, 24 года, Нижний Новгород.