Меню

Топ-5 бизнес-событий 2008 года

от редакции   В спецпроекте «5 событий года» «ДК» предложил красноярским предпринимателям назвать наиболее значимые для местного бизнеса события, произошедшие в прошлом году. В качестве судей высту

Очевидно, что 2008 год запомнится, прежде всего, как год начала мирового экономического кризиса. Уже сейчас «кризис» прочно засел в головах бизнесменов, отодвигая на задний план все другие события ушедшего года. Между тем в 2008 году в городе реализовывались инвестиционные проекты, запускались торговые и производственные площадки, открывались новые предприятия.
от редакции
 
В спецпроекте «5 событий года» «ДК» предложил красноярским предпринимателям назвать наиболее значимые для местного бизнеса события, произошедшие в прошлом году. В качестве судей выступили эксперты, вошедшие в «ТОП-15 самых упоминаемых персон в «Деловом квартале» по итогам 2008 г.». Им было предложено назвать пять событий, которые, по их мнению, оказали наиболее значительное влияние на развитие красноярского бизнеса в прошлом году.

Нетрудно догадаться, первое, что называли, — экономический кризис. Некоторые наши эксперты даже отказались от участия в проекте, так как затруднились выделить какие-то иные события — настолько, по их словам, кризис затмил по значимости все произошедшее. Многие отметили, что год разделился для них на две половины — до и после наступления кризиса. При этом предприниматели признавались, что события, которые до августа-сентября 2008 г. казались им едва ли не грандиозными, сейчас утратили свою значимость, отошли на второй план.
«До кризиса, например, я считал масштабными и очень весомыми проекты строящихся в городе ТРК, но сейчас они мне кажутся ничтожными. Кроме, разве что, «Планеты». Все перевернулось с ног на голову, произошло переосмысление ценностей. Я вдруг осознал, что мы ничего не научились производить, а умеем только торговать и развлекаться», — заявил ресторатор АНАТОЛИЙ ВАЩЕНКО.
Однако, выпустив «кризисный пар», участники опроса все же назвали события, которые, на их взгляд, были самыми важными на красноярском рынке в 2008 г. Прежде всего, эксперты отметили возросший интерес к нашему региону со стороны федеральных властей. В начале 2008 года Красноярский экономический форум посетил тогда еще будущий президент России Дмитрий Медведев, позже в Красноярск прилетел премьер-министр Владимир Путин, участвовавший в открытии четвертого моста через Енисей.
Несколько экспертов отметили то, что через Красноярск начал осуществлять полеты один из крупнейших европейских авиаперевозчиков — компания Lufthansa Cargo.
Значимыми, но названными лишь одним-двумя экспертами были и такие события: открытие нового деревообрабатывающего комбината под Красноярском, запуск компанией «Монолитхолдинг» линии сборного каркасно-монолитного домостроения, принятие закона, позволяющего субъектам малого и среднего бизнеса выкупать муниципальную недвижимость, Красноярская автомобильная выставка.
Из большого числа названных событий «ДК» выделил пятерку самых упоминаемых. И попросил участников этих событий и аналитиков прокомментировать их.

Сколько перевозчиков ушло с рынка после транспортной реформы? Почему высококлассные бизнес-центры, запущенные в прошлом году, не перераспределили рынок офисной недвижимости? Насколько подорожали новые иномарки?
Событие № 1. Открытие ТРК «Планета»
«Планета» победила всех! Ребята из «РосЕвроДевелопмента» показали, как надо делать качественный торгово-развлекательный центр. Теперь остальные комплексы, открывшиеся после «Планеты», смотрятся блекло по сравнению с ней», — говорит Анатолий Ващенко.

Больше половины опрошенных экспертов «ДК» назвали открытие «Планеты» самым важным событием года. «А как иначе! Ее запуск повлиял на каждую пятую компанию в Красноярске. Комплекс оттянул клиентов у торговых центров, ресторанов, одежных магазинов, продовольственных сетей. Думаю, даже продавцы на рынке КрасТэц почувствовали отток покупателей», — сказал ресторатор ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВ.
Эксперты единодушны: «Планета» успела вовремя открыться. Первая очередь самого крупного за Уралом ТРК общей площадью 110 тыс. кв. м была торжественно запущена в апреле прошлого года. «Затяни они сроки сдачи, откройся не весной, а, скажем, осенью, в самый расцвет кризиса, кто знает, как обстояли бы дела у девелопера», — размышляет директор компании LexDevelopment ДМИТРИЙ БОГДАНЧИКОВ.

На площадях «Планеты» обосновались сразу несколько крупных российских и западных операторов. Якорями стали гипермаркет «Okey», техноторговая сеть «М. Видео», одежные бренды компании Inditex (Zara, Bershka и Pull and Bear) и др. Дмитрий Богданчиков уверен, что именно продуманный пул арендаторов позволяет «Планете» удержаться во времена тотального спада потребительского спроса. «Сегодня, когда доходы у людей резко сократились, они стали меньше посещать торговые комплексы. Но даже при этом, по нашей оценке, «Планета» если и потеряла, то не больше 10% своей аудитории. Тогда как другие ТРК лишились 60-70% покупателей», — говорит г-н Богданчиков.

Событие 2. Крах «КрасЭйр»
«Еще год назад вы могли предположить, что с рынка уйдет авиакомпания «КрасЭйр», рассыплется как карточный домик? Лично я — нет», — разводит руками директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов ДЕНИС ЗЕРНОВ.
Падение «КрасЭйр», как сказала половина опрошенных экспертов, резко вернуло наблюдавших за ситуацией с небес на землю. Ощущению стабильности пришел конец. Счетная палата РФ провела проверку деятельности авиаальянса AiRUnion, флагманом которого была компания «КрасЭйр», и пришла к выводу, что проблемы у перевозчика возникли еще в 2006 г. Авиакомпания испытывала значительный недостаток собственных средств и начала жить «в долг». Крупнейшими кредиторами альянса были Альфа-банк, «Ильюшин-финанс Ко» и др.
Ситуация усугубилась в первой половине 2008 г., когда рост расходов компании стал значительно опережать доходы. Скандал разразился в августе, когда топливозаправщики из-за долгов отказались обслуживать суда авиаперевозчика. Не спасли ситуацию и 24 тыс. тонн топлива, выделенные государством. В результате авиакомпании AiRUnion лишились лицензии и были объявлены банкротами.
Вывод государственных аудиторов после анализа ситуации звучит примерно так: авиаперевозчика погубило негативное влияние внешних факторов (рост цен на топливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов) плюс неэффективный менеджмент.
Сейчас в Красноярском арбитражном суде лежат больше ста заявлений о включении в список кредиторов «КрасЭйр». Кроме того, не погашена колоссальная задолженность по заработной плате сотрудникам авиакомпании. Ее доля составляет около 60% от общей суммы долга по зарплате в крае. Авиапарк «КрасЭйр» арестован. «Я думаю, что часть самолетов «КрасЭйр» вообще летать больше не будет — суда изношены. По какой цене будет распродана оставшаяся часть авиапарка, непонятно, на дворе кризис», — заявил «ДК» КОНСТАНТИН БЕЛЕЦКИЙ, аналитик Альфа Банка, специализирующийся на транспортном рынке.
По его словам, о том, как ситуация будет развиваться дальше, сейчас никто ничего вразумительного сказать не может. «Все думали, что частично активы «авиабанкротов» войдут в новую компанию «Росавиа», создаваемую «Ростехнологией» вместе с правительством Москвы. Но те уже заявили, что «КрасЭйр», «ДАЛ» и «Самара» их не интересуют», — сказал г-н Белецкий.

Событие № 3. Городская транспортная реформа
На третьем месте по числу упоминаний — нашумевшая транспортная реформа. Постановление «Об утверждении маршрутной сети Красноярска» вышло в июле. С осени часть маршрутов была упразднена, часть — укорочена. Кроме того, коммерческих перевозчиков обязали «пересесть» на автобусы большой вместимости.
МИХАИЛ ИЛЬЯНКОВ. генеральный директор «Автоколонны 1967»: «На мой взгляд, эта реформа была нужна городу. Во-первых, она усилила меры безопасности перевозок, в частности, за счет укорачивания маршрутов, усиления требований к автопарку, установки системы навигации и контроля ГЛОНАС. Также решила вечную проблему провоза льготников в коммерческом транспорте за счет введения социальных карт». Однако, как говорит г-н Ильянков, не все так радужно — у частных перевозчиков нет уверенности в том, что власти выполнят все свои обязательства по выплате «льготных» денег. «По сути, нас обязали работать с социальными картами, обещав возмещать расходы через каждые два месяца. Не все перевозчики могут позволить себе нести такую финансовую нагрузку (доля льготников на некоторых маршрутах достигает 40-45%). Кроме того, нет твердых гарантий, что эти деньги будут возвращены в срок и в полном объеме», — сказал Михаил Ильянков.
Директор компании «Сирена» БОРИС ДЕМЕНКОВ рассказал «ДК», что выдержать ужесточившиеся правила работы на рынке коммерческих городских пассажирских перевозок смогли не все участники этого рынка. По неофициальной информации, более чем из сотни перевозчиков, как компаний, так и индивидуальных предпринимателей, на рынке осталось около 70. «С 11-рублевым тарифом перевозки в Красноярске низкодоходны, усилившиеся требования еще снизили их доходность. Думаю, из бизнеса ушло бы большее количество перевозчиков, если бы могли продать автопарк. Но он сейчас никому не нужен, многие оказались заложниками этого бизнеса», — сказал Борис Деменков.
По оценке Михаила Ильянкова, чтобы реализовать реформу в полном объеме, тариф на проезд в маршрутках должен быть 16-17 руб.

Событие № 4. Запуск первых в городе бизнес-центров высокой классности
«Мы так долго ждали открытия в городе бизнес-центров класса А и В, что уже потеряли надежду. Поэтому, когда в прошлом году наконец-то запустились сразу два комплекса — «Европа» и «Весна», долго не могли поверить, что это наконец произошло», — говорит заместитель директора компании «Коммерческая недвижимость» (сайт KN24.ru) ЕЛЕНА СВИРИДЕНКО.
Первым в августе прошлого года открылся бизнес-центр класса В — «Весна» (проект «Монолитхолдинга»). В декабре прошла официальная презентация комплекса класса А — «Европа» (проект ИК «Европа»). По словам экспертов, это первые в городе центры, оснащенные современными системами безопасности, удобными подъездными путями. В их состав входят ресторанные комплексы и конференц-залы. Оба центра в совокупности добавили городу 27,1 тыс. кв. м качественных офисных площадей. «Это очень существенная цифра, особенно если учесть, что качественных офисных помещений в городе практически не было», — говорит генеральный директор компании «Красноярсклеспромпроект» ВЛАДИМИР АБРОСИМОВ.

Однако, как говорят эксперты, ожидаемого перетока арендаторов не произошло. «Многие аналитики говорили: запустятся «Весна» и «Европа», и вам всем придет конец!» А вышло по-другому. У меня лично ни один арендатор не ушел», — сказал Владимир Абросимов. По словам Елены Свириденко, такая ситуация сложилась по двум причинам: «Во-первых, такие центры открываются под крупные, чаще всего федеральные компании, входящие в город. Во-вторых, ценник у управленцев новых центров, мягко говоря, не дешевый — не менее полутора тысяч рублей за «квадрат». Сегодня же многим арендаторам такие суммы не по карману. У нас, например, сейчас много заказов от компаний, которые бы хотели поменять офис на более дешевый».

Событие № 5. Около 100 продавцов подержанных авто остались «на бобах»
Замыкает рейтинг событие, которое отметили эксперты, неравнодушные к автомобилям, — это повышение пошлин на ввозимые в страну иностранные авто, как подержанные, так и новые. Это событие, грянувшее под занавес года, не заставило долго ждать последствий на местном рынке. «В считанные дни наш бизнес по продаже беспробежных подержанных авто, которому было отдано 4 года жизни, умер. Компания росла, мы открывали новые офисы продаж, строили далеко идущие планы и вдруг все одномоментно потеряли», — говорит директор компании «Красноярск- Авто» АНДРЕЙ МЕРЗЛЯКОВ. По его словам, продажи компании в последние месяцы упали на 99%.
По данным руководителя проекта 24auto.ru АРТЕМА ПОТЕХИНА, в Красноярске работали около 100 аукционных компаний. Сейчас они распускают персонал, закрывают офисы — сворачивают бизнес. «Знаю, что многие из них испытывают проблемы с реализацией автовозов. Вижу это по своему сайту — в разделе «спецтехника» число объявлений о продаже автовозов значительно возросло», — рассказал Артем Потехин.
Эксперты говорят: ударит рост пошлин и по рынку новых иномарок. «На автомобили, собранные за рубежом, пошлины увеличились от 5 до 15%», — рассказал управляющий директор «Медведь Холдинга» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ. Но на этом рост цен не остановится: по некоторым маркам уже прошло ежегодное инфляционное повышение примерно на 2%. «Вносит свои корректировки в цены и рост курса валют. В итоге уже в ближайшее время мы получим увеличение цен на ввезенные новые машины от 20 до 30%. На иномарки, собираемые в России, ожидаем повышения цен примерно на 10%», — рассказал г-н Меркушев.