Город часто сравнивают с огромным организмом, живущим по своим законам. Современные города-организмы стремительно растут, притягивая ресурсы: человеческие, финансовые, политические, технологические.
Сегодня сложно определить, кто управляет городом: все еще люди или уже технологии? Пришло ли в наш город цифровое будущее? Кто формирует городской интеллект и какое место в стратегии развития Красноярска отведено бизнесу? Эти и другие темы стали предметом обсуждения на дискуссионном клубе «ДК» City Sapiens («Город разумный»). В экспертный пул вошли представители власти, научного сообщества, бизнеса — телекоммуникационные и IT-компании, транспортные, энергетические, жилищные и строительные организации.
Эксперты дискуссионного клуба «ДК»:
Алексей Машегов, заместитель мэра Красноярска — руководитель департамента информационной политики
Александр Бирюков, руководитель управления информатизации и связи администрации города
Александр Блинов, главный инженер ИВЦ Красноярской железной дороги
Эдуард Камаев, владелец компании «Транспортные системы Красноярска»
Светлана Глоба, заместитель директора Института управления бизнес-процессами и экономики СФУ
Анатолий Сергеев, директор Ассоциации технологических компаний «ИТЭРА», основатель ГК «СибитSystems»
Александр Субботин, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками «ЛАНИТ-СИБИРЬ»
Денис Якунин, руководитель группы привлечения, департамент по работе с корпоративными клиентами Красноярского филиала МТС
Виктор Шмидт, начальник департамента технологического развития, инноваций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности «МРСК Сибири»
Владимир Гаврилов, руководитель по развитию интеграционных проектов Сибирского филиала ПАО «МегаФон»
Она Кичеева, руководитель по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» в Красноярском крае
Игорь Кавецкий, руководитель направления отдела прикладных проектов по корпоративному и государственному сегментам «Ростелеком»
Александр Померанцев, начальник цеха АСУТП компании «КрасКом»
Сергей Пивоварчик, руководитель группы конструкторов, BIM-координатор компании «Монолитпроект»
Эдуард Распопов, директор Информационного центра по атомной энергии
Модераторы:
Юлия Чанчикова, главный редактор журнала «Деловой квартал» — портала DK.RU
Андрей Шевелев, создатель бизнес-акселератора «300 стартапов», венчурный инвестор
Традиционно редакция «ДК» проводит в августе дискуссионный клуб, посвященный цифровизации экономики в разрезе полезности для бизнеса. На этот раз участникам диалоговой площадки, состоявшейся в Информационном центре по атомной энергии, предложили взглянуть на тему с других сторон. Во-первых, понять: как преломляется процесс цифровизации в традиционных отраслях, связанных с жизнедеятельностью мегаполиса. Во-вторых, приземлить «летающую тарелку» новых технологий на Красноярск и решить: насколько наш город разумен, оцифрован и удобен для пользователей — горожан.
Трек № 1. Кто формирует заказ на цифровизацию?
Технологии не самоценны и не появляются ради некой оторванной от жизни идеи всеобщей технологичности. В основе всегда присутствует запрос на технологию, решение некой проблемы с помощью инноватики. Сомодератор дискуссионного клуба Андрей Шевелев предложил начать обсуждение с поиска ответов на системный вопрос: кто и как определяет дефицит цифровой инфраструктуры города?
Первым слово взял Александр Бирюков:
— Отправной точкой цифровизации города являются его жители. Есть новые технологии — и это хорошо, есть растущие тренды — и это тоже замечательно, но именно людей и их потребности мы ставим во главу угла, принимая решение о внедрении той или иной технологии в жизнь города. Умный город в любом случае создается для человека. Так, автоматизация приборов учета в ЖКХ, управление светофорным движением, расширение зоны покрытия сотовой связи — все это делает жизнь современного горожанина более удобной.
Алексей Машегов добавил дискуссионности:
— Пока мы не углубились в обсуждение конкретных технологий, подчеркну: чтобы город стал разумным, должно стать разумным управление этим городом со стороны мэрии. Здесь, прежде всего, необходимо наладить четкие каналы коммуникации с жителями. Можно сколько угодно говорить, что во главе угла находится житель, но, если нет понятных каналов коммуникации, где люди свои проблемы обозначают, ничего дельного не получится. Следующий этап — собственно управленческое вразумление внутри подразделений мэрии, муниципальных служб, в отношениях с подрядчиками. Это повышение качества управления напрямую. Сегодня мы активно работаем над этими вещами, потому что без подобной настройки никакие цифровые технологии не помогут.
Игорь Кавецкий выступил первым от представителей телекоммуникационной отрасли:
— Запрос на новые технологии в первую очередь формируется жителями и властью. В свою очередь телекоммуникационные компании должны этот запрос удовлетворять. Отмечу, сегодня цифровизация развивается семимильными шагами — новые технологии, новые возможности появляются чуть ли ни в ежедневном режиме. И здесь важно, чтобы жители и власть были в курсе тенденций. Более того, необходимо пропагандировать те возможности, которые уже есть, то, чем уже можно пользоваться. Например, на портале Госуслуг можно записаться на очередь к врачу, получить новые права, узнать о своей налоговой задолженности и еще много разных сервисов. Один из KPI степени цифровизации территории — количество жителей, пользующихся этими услугами. Этот процент нужно поднимать и совершенствоваться дальше. Также важная составляющая разумного города, на мой взгляд, связана с технологиями, которые решают задачи безопасности. Основными заказчиками в этом случае выступают профильные министерства и ведомства, МЧС, МВД. Заказ на цифровизацию формирует и бизнес. Например, сегодня у малого и среднего бизнеса востребована услуга видеонаблюдения — установка камер, запись в определенном интервале времени, распознавание по лицу и повышение трафика с помощью этой технологии.
Она Кичеева также подчеркнула, что формирование заказа без знания технологий не всегда эффективно:
— Отдавать формирование заказа на цифровизацию только лишь жителям — не всегда правильный путь, так как люди не обязаны следить за всеми новинками, не знают, как их можно реализовать и применить в решении собственных насущных проблем. Наглядным примером могут быть банковские карты: долгое время люди не видели в них большой необходимости. Но когда была создана инфраструктура и терминалы появились везде, мы оценили удобство безналичных платежей, и теперь многие даже не носят с собой наличные. Так что, на мой взгляд, при определении основных проектов цифровизации города необходима совместная работа IT-структур, телекома и власти. Допустим, телеком выходит с инициативой: у нас есть данные, мы можем их анализировать, это поможет улучшить жизнь горожан. Далее администрация рассматривает предложение и понимает, каким образом проект может быть реализован, несет ли он ощутимые социальные эффекты.
Владимир Гаврилов отметил влияние федеральной повестки в области цифровизации на развитие форматов «умный город» в российских миллионниках.
— Компания «МегаФон» активно принимает участие в реализации идеи цифровой экономики в стране. В большинстве случаев это федеральные проекты, которые претворяются в жизнь в регионах. Есть локальные примеры муниципальных инициатив. Например, в Пскове у нас подписано соглашение с администрацией города, и мы там работаем по нескольким направлениям, связанным с оптимизацией дорожного движения. В том числе по транспорту и по умным светофорам — когда светофоры автоматически корректируют свою работу на основе загруженности дорог и перекрестков. Но все же в основном развитие идет по федеральным программам, то есть средства здесь выделяет государство. Также есть запрос на услуги, приносящие доход бюджетам разных уровней: собираемость штрафов ГИБДД на основе фото- и видеофиксации, габаритно-весовой контроль коммерческого транспорта, платные парковки. Подобные решения позволяют эффективно использовать уже имеющуюся государственную и муниципальную собственность.
Денис Якунин акцентировал внимание на том, что развитие «умного города» начинается с развития инфраструктуры:
— Если спросить у любого жителя на улице: «Слушай, а мы сейчас в цифровом веке живем?» — скажет: «Да, у меня приставка „Денди“ появилась еще в 90-х годах». Но если говорить о City Sapiens, то это немножко другой уровень. Я точно скажу: ни одни житель, проезжая по дороге, не скажет: «В первую очередь нам нужна Big Data». Проезжая по дороге, мы чертыхаемся, почему светофор сейчас красный, а дорога пустая. По-хорошему, здесь администрации и надо услышать жителя, а уже отделу автоматизации завернуть все это в Big Data. Если мы говорим про Урал и Сибирь, то запрос на цифровизацию в основном идет от бизнеса. Бизнесу нужно, чтобы у него не воровали топливо. Бизнес хочет знать, сколько товара отгрузили и сколько дошло до адресата. Бизнес делает запрос, а мы понимаем, каким продуктом его обеспечить. Если же говорить об условиях, при которых в Красноярске или другом городе будет развиваться City Sapiens, то это в том числе еще и осознанность в понимании мировых трендов. Например, сегодня это интернет вещей. Кто-нибудь знает, что такое интернет вещей в Красноярске? Нужно об этом говорить, пропагандировать. Второе условие — это инфраструктура. Без нее город не станет по-настоящему умным.
Выступление Анатолия Сергеева стало продолжением темы разумного управления:
— Если мы говорим о современном городе, соответствующем ожиданиям современного человека, то, наверное, умная голова, умное управление в городе — одна из самых главных составляющих, без этого вряд ли город получится не то что разумным, но хотя бы здоровым. Человек должен жить в городе, не замечая услуг: цифровых или нецифровых сервисов. Раньше говорили: связь как воздух, пока она есть, мы ее не замечаем. То же самое можно сказать и про цифровизацию. Вот когда ее не станет, тогда начнутся проблемы. К сожалению, в Красноярске таких проблем достаточно много, но они все решаемы. Что первично: житель или управление? Тут как яйцо и курица. Все неразрывно связано. Но мой ключевой посыл о том, чтобы управление городом максимально использовало информацию, возможность ее получения и обработки без архаичных методов. Вспомните, когда еще не было 2ГИС, когда не было доступного интернета на каждом телефоне. Вы оказываетесь в новом городе, нужно пройти к супермаркету — что мы делаем? Людей опрашиваем — а скажите, как пройти, какая дорога? У современного поколения даже вопросов таких не возникает — достал телефон, нажал 2ГИС, набрал адрес — маршрут построен. Но если обратиться к управлению города, к сожалению, методы остались прежними: совещания, планерки, консилиумы, симпозиумы… И это архаичное управление окружающей действительностью. Приведу пример из недавней практики. Мы сейчас тоже занимаемся управлением светофорными объектами, и недавно обозначилась проблема по общественному транспорту. Достаточно глупая ситуация, когда в одном объекте перевозки пассажиров перевозчики вынуждены ставить три sim-карты: одна отвечает за то, чтобы вовремя назывались остановки, вторая связана с системой расчетов для считывания билетов, третья, по-моему, для подсчета пассажиров. Эти все сервисы можно бы было объединять, интегрировать между собой. Мы бы получили более дешевое и качественное решение. И так на всех уровнях. Когда мы говорим об управлении городом, мы должны говорить о максимально интегрируемом сообществе разных функциональных управлений и департаментов. Вопрос информатизации должен быть сквозным. Кто заказчик? Заказчик — наша жизнь. Когда мы пользуемся смартфоном, мы хотим им пользоваться в полной мере. Когда мы переходим к вопросам регистрации своего ребенка в ЗАГСе или записи его в детский сад, я хочу получать такой же сервис, я не хочу бегать за справками, не хочу доказывать, что мой паспорт — он мой. Умный город — это город, который не создает проблем человеку ни на каком шагу, ни в одной ситуации. Идеальный умный город — тот, который помогает, подсказывает, прогнозирует мои потребности и говорит, где мне их получить.
Александр Субботин добавил в продолжение темы:
— Вроде бы у каждого есть сотовый телефон, каждый сейчас живет в информационном пространстве, в соцсетях. При этом мы никак не можем избавиться от большого количества бумаг. Пример из частной жизни. У меня маленький ребенок. Недавно получил рецепт на антибиотик — сейчас антибиотик без рецепта, как вы знаете, купить нельзя. Подъезжаю в аптеку, пытаюсь взять по только что выписанному рецепту лекарство. На что мне говорят: не тот врач, не тот участковый, не тот бланк и тому подобное. Казалось бы, легко решаемая проблема, почти у всех сейчас в сотовые телефоны занесена банковская карта. Почему так же не сделать для медкарты или иного документа? Это же совсем не сложно, а экономия времени простого гражданина колоссальна.
Светлана Глоба подвела итоги первой половины дискуссии:
— Действительно, заказчиком цифровизации являемся все мы. Но трансформатором, модератором процесса должна быть команда, управляющая городом. Именно мэрия должна, на мой взгляд, задавать правила игры. Для этого необходим комплексный, многофункциональный подход: и на стадии постановки задачи, и на стадии ее реализации. Природа создала нас многофункциональными: у нас нет отдельных глаз для чтения, отдельных — чтобы любоваться закатом. Так и в построении умного города не должно быть ненужного дублирования. Например, системы видеонаблюдения нужны для разных отраслей и решения разных задач. Здесь и оптимизация транспорта, и вопросы безопасности, и многое другое. Именно мэрия может выстроить задачу по оснащению города видеонаблюдением комплексно, увязав в единый проект разные задачи разных пользователей. Я прочитала, что по оценкам экспертов McKinsey к 2020 году будет 600 умных городов в мире. Хотя есть и другие данные — считается, что уже 2 500 городов мира используют разные элементы City Sapiens. Думаю, Красноярск тоже входит в их число.
Трек № 2. Как цифровые технологии реализуются в традиционных отраслях
Второй трек дискуссионного клуба City Sapiens («Город разумный») был посвящен реализации цифровых проектов на примере традиционных отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность Красноярска. Однако неожиданно обсуждение началось со стартап-проектов. Андрей Шевелев привел конкретные примеры цифровых идей, с помощью которых решаются не менее конкретные запросы и дефициты современного горожанина.
— Еженедельно мы отсматриваем около 10–12 стартапов. Многие из них про то, как сделать жизнь в городе более комфортной, удобной, разумной. И при этом заработать. Приведу несколько примеров. Стартап-проект «Местомер» помогает определить, где лучше и выгоднее разместить торговую точку. Для этого специальная программа анализируют около 40 параметров в режиме реального времени. Компания «Нити города», делает замечательные аудиогиды в стиле «Орла и решки», которые могут провести туристов по всем памятным местам Красноярска за полтора часа. Недавно один стартап тестировал гипотезу по установке гидропонных систем в домах на этапе строительства. Представляете, мы живем в Сибири, в условиях холода, и застройщики могут получить конкурентное преимущество за счет того, что у них в домах будет стояк с гидропонной жидкостью, в которую вставляешь установку для выращивания зелени прямо на кухне. Некоторые застройщики уже заинтересовались. Еще один стартапер делает автомойки самообслуживания. На юге это уже хайп. Такие автомойки нужны, чтобы быстро помыться, отбить грязь — город ведь задыхается от пыли. В целом самые интересные решения у стартаперов возникают на стыке бытовых вещей и технологий. Есть много точек применения этих идей в разрезе нужд города. Но хотелось бы инициативы и модерации, возможно, некой интеграционной площадки, где стартаперы, власть, бизнес могли бы встречаться и работать над конкретными совместными проектами.
Алексей Машегов сразу же отозвался:
— Призываю к встречной инициативе — приходите с идеями. Из тех, которые вы назвали, как минимум одна, а то и две — очень интересные и нужные. Например, аудиогид. Скоро Универсиада, сейчас на игры «Енисея» со всей Сибири люди приедут. Это отличная тема!
Далее в дискуссию включились представители жизнеобеспечивающих отраслей. Виктор Шмидт акцентировал внимание участников на том, что все цифровые проекты «МРСК Сибири» направлены на реализацию ключевой задачи компании — качественное и бесперебойное снабжение жителей города электроэнергией:
— Главная цель всех наших цифровых проектов — удовлетворение потребностей жителей. Это самое важное. Электроэнергия, как и связь, должна быть всегда в наличии, чтобы мы не думали, есть она или нет. Также мы развиваем дополнительные услуги, связанные с оптимизацией затрат компании, что в конечном итоге также позитивно отражается на качестве электроэнергии. Например, цифровые счетчики, которые учитывают и автоматически передают данные о потребленном электричестве. Во-первых, это удобно для людей, во-вторых, помогает бороться с энерговоровством.
В прошлом году компания ввела первую в России цифровую подстанцию 110 кВ имени М. П. Сморгунова. Она находится в Красноярске. Следующий подобный объект — подстанция «Молодежная». Она строится в рамках подготовки к проведению Универсиады. Третья цифровая подстанция появится в Емельяново. Цифровые подстанции нового поколения решают сразу несколько проблем: повышение энергонадежности, развитие инфраструктуры для присоединения новых объектов, снижение энергопотерь.
Есть у нас еще одно новое направление работы. Оно связано с развитием сети электрозаправок для автомобилей с электрическим двигателем. Стратегия сформирована, пул первых пилотных проектов понятен, он будет реализован до конца 2020 года. Три зарядные станции в Красноярске уже установлены и функционируют. Сейчас занимаемся проработкой системы, чтобы пользователям было удобней электрозаправки эксплуатировать. Пока, получив карту в нашем центре обслуживания клиентов, можно абсолютно бесплатно заряжаться. Но, конечно, мы хотим разработать такую автоматизированную систему, которая позволит проводить оплату. Также планируем развивать пригородные электрозарядные станции, чтобы можно было выстроить связь с другими городами: добраться на электрокаре из Красноярска в Кемерово, Новосибирск, другие города. Пока электрокары в Красноярске можно пересчитать по пальцам. Но здесь процесс взаимосвязанный: будет сеть заправок — появятся и электромобили.
По словам Александра Блинова, цифровые технологии плотно вошли в практику РЖД:
— Цифровые технологии используются у нас давно, до того, как появился сам термин. Например, вокзал у нас 2004 года постройки. Там все процессы — вентиляция, отопление — цифровые. Сейчас грядет реконструкция здания, соответственно, вокзал будет еще более технологичным. Казалось бы, телемедицина и железная дорога далеки друг от друга. Между тем с 2008 года у нас работает «Поезд здоровья», который фактически представляет собой компьютерную сеть. Там есть IP-телефония, все данные передаются в электронном виде. Можно в онлайн-режиме проконсультироваться с клиниками Питера и Москвы. Идем дальше. На РЖД работают цифровые котельные — температурные режимы мониторятся и контролируются по всей сети удаленно. В цифровом режиме отслеживаются поезда. Каждый локомотив оснащен sim-картой, и мы видим его на мониторе.
Если же говорить о том, что сдерживает развитие цифровизации, то, на мой взгляд, это нехватка квалифицированных кадров и снижение качества обучения в вузах.
Денис Якунин поделился своими впечатлениями о будущем РЖД:
— Мне посчастливилось побывать на конференции «Цифровая железная дорога». Был вдохновлен. Садишься в вагон, заказываешь стакан чая, а проводница уже знает, сколько тебе сахара добавить, потому что ты уже есть в базе. Знает, какого цвета нужна постель, какая подушка. Вот это настоящий XXI век.
По мнению Эдуарда Камаева, цифровизация прежде всего дает компаниям преимущество в эффективности использования времени:
— Я как бизнесмен в своей работе использую максимум возможностей, которые предоставляют сотовые операторы. Цель — эффективность. Есть некая двойственность в отношении к тотальной цифровизации бизнеса. С одной стороны, идущий за этим контроль со стороны государства в некоторой степени предпринимателя пугает, с другой — это оберегает нас же от опрометчивых шагов, делает более прозрачным и понятным деловое сообщество России.
Продолжая разговор о цифровизации традиционных отраслей, Александр Померанцев также отметил временной фактор:
— Компания «КрасКом» внедряет цифровые технологии около 10 лет. Множество объектов водяного хозяйства оснащены новыми технологиями, что позволяет сократить время реакций на внештатные ситуации, повысить производительность. Если раньше было так: поступил звонок от жителя — нет воды, выезжает бригада, прибывает на место, разбираются, в результате выясняют, что, оказывается, проблема в электрике. Сейчас диспетчер непосредственно видит, в чем проблема, и отправляет тех специалистов, в чьей компетенции находится устранение неполадки. У нас также есть электрические сети, на которых начинаем ставить цифровые счетчики, передающие данные сразу же в диспетчерский пункт. Жители будут избавлены от этой головной боли.
В обсуждение цифровизации ЖКХ включилась Она Кичеева:
— В основе наших решений для «умного ЖКХ» лежит технология IoT. Это когда счетчики горячей и холодной воды оснащены датчиками, способными автоматически снимать и передавать показания, обрабатывать и интегрировать данные. Такая система — настоящий помощник управляющей компании или ТСЖ: специалистам не нужно снимать показания вручную и проверять их. Также она полезна для самих жильцов — есть удобное приложение, в котором видно, сколько и в какое время тратится воды, электроэнергии, тепла. С его помощью можно производить оплату, получать новости об отключениях или провести онлайн-голосование по тому или иному вопросу. Подобное решение уже внедрено в Иннополисе в Республике Татарстан.
Сергей Пивоварчик поделился, какие цифровые технологии используются сегодня в строительстве.
— У нас уже два жилых района — «Преображенский» и «Живем!» — оснащены системами учета воды. И это далеко не единственное цифровое нововведение. Вообще строительство — отрасль довольно консервативная, до сих пор в массе применяются традиционные технологии. Но в последние годы мы активно внедряем цифровые новинки. Например, это технология информационного моделирования зданий BIM. Раньше это делалось на энтузиазме компании. Но сегодня практика цифрового моделирования набирает обороты. Заказчики стали понимать, что строить по технологии BIM выгоднее: можно полностью управлять проектом и существенно экономить. Более того, с 1 января все госзаказы должны моделироваться по этой технологии. Поясню, как она работает, на примере проектного этапа. Новое 3D-моделирование позволяет свести воедино чертежи всех подразделений, всех разделов — конструкцию, архитектурное решение, инженерные сети. Применение 3D-моделирования и компьютерного анализа позволяет нам избегать, например, пересечений, когда инженерные сети ошибочно прокладываются по несущей конструкции.
В микрорайоне «Преображенский» мы думаем над тем, чтобы оцифровать сам рельеф, благоустройство, наружные сети. Это нужно для того, чтобы УК могла анализировать все процессы в реальном времени. «А давайте позвоним в „КрасКом“, узнаем, есть ли у них там сети» — таких вопросов уже не будет. Есть единая модель, которая содержит все данные. Лидер этого направления Сингапур. Они уже дошли до того, что создают цифровые модели целых городов. Управленцам города удобно — открыли модель, посмотрели: на улице такой-то идет ремонт сетей, значит, пока не будем делать там ремонт дороги, сделаем после. У нас пока все иначе. Когда на Брянской строили развязку, нашли какие-то неучтенные сети. Если город будет оцифрован, ничего подобного не случится.
Финал. Красноярск будущего, какой он?
Дискуссионный клуб City Sapiens («Город разумный») стал уникальным по количеству встречных предложений, прозвучавших в ходе обсуждения. Практически все участники отметили, что им не хватает переговорной площадки для обмена идеями и разработки совместных проектов.
Денис Якунин:
— На мой взгляд, энергетики и ЖКХ в Красноярске в плане цифры и телекома самые активные. Есть предложение: чтобы дискуссия у нас не была бесполезной, может быть, мы будем ставить задачи и уже их решать? Давайте поймем задачи МРСК, РЖД, других компаний и уже в ходе следующей встречи обсудим, как их можно решать.
Алексей Машегов:
— Сходу назову задачу. Она, наверное, нехитрая для айтишников. Стоит отключить свет в каком-то даже не районе, а квартале — дома на Железнодорожников отключали недавно — и служба «005» не справляется. Туда не дозвониться, начинается дичайший негатив, оттого что людям негде получить информацию. Мне бы хотелось, чтобы у нас была такая система, которая по любому удобному для человека каналу отправляла информацию об отключениях. Причем не по всему городу, всем подряд, потому что мне, допустим, не нужны отключения в Академгородке или где-то еще, а с использованием Big Data, понимая, где я работаю, где мой дом, опираясь на время моего там нахождения. Мне кажется, это вполне реально.
Александр Бирюков:
— В рамках дискуссии много вопросов сводилось к применению технологий в области транспортной доступности города. Да, мы стараемся оптимизировать данное направление, в том числе и с применением IT. Сегодня нам необходимо собрать статистику движения автотранспорта. Насколько я знаю, в Москве есть очень интересная технология, основанная на миграции жителей в границах недели, дня по городу. Она основывается на данных сотовой связи. На основании этих данных можно определять, хватает ли маршрутов общественного транспорта, необходимо ли задействовать дополнительные полосы и так далее. Вот здесь я вижу поле для взаимодействия.
Отвечая на вопрос о площадке переговоров, Алексей Машегов и Александр Бирюков пригласили всех участников дискуссионного клуба продолжить разговор на «Городском форуме», одна из сессий которого будет посвящена «Умному городу»
В финале дискуссионного форума прозвучал вопрос:
Красноярск будущего, какой он?
Александр Бирюков: Город удобный для жизни.
Алексей Машегов: Это такой город, где в Фейсбуке люди беседуют только о детях, цветах, котиках и различных красивостях, потому что нет необходимости обсасывать неудобства городской жизни.
Владимир Гаврилов: Все города развиваются индивидуально. Красноярск будет индивидуальным.
Анатолий Сергеев: Мобильный и безопасный.
Она Кичеева: Хотелось бы видеть Красноярск лидером по внедрению новых технологий.
Александр Блинов: Умный и функциональный.
Сергей Пивоварчик: Как проектировщику мне бы хотелось, чтобы в Красноярске все шло по плану.
Виктор Шмидт: Город, в котором все организации и предприятия эффективно взаимодействуют и создают удобную для жизни среду.
Игорь Кавецкий: Мы понимаем, что наша цель — умный город. Здесь можно построить некую логическую связь: умные жители — умная власть — умный город. Если мы сможем двигаться в этой логике, думаю, мы достигнем цели.
Светлана Глоба: Мне хочется, чтобы наш умный Красноярск был городом, который предугадывает желания людей и формирует, реализует самые современные их требования.
Андрей Шевелев: Умный Красноярск — это Сингапур (смеется).
Денис Якунин: Умный Красноярск — это город следующего поколения, поколения наших детей. У них будет совершенно другой уровень мышления. Я много езжу по разным городам и вижу, что у нас, красноярцев, особый менталитет, открытый — это может дать хороший толчок, может помогать. Но нам нужно быть готовыми брать на себя ответственность. Тогда мы подготовим наш город к следующим поколениям.
Над проектом работали Юлия Чанчикова, Елена Машегова, Наталья Повольнова, Татьяна Шокарева