Меню

«У локальных ритейлеров есть отличный шанс». Чего ожидать красноярским игрокам рынка

Ольга Сумишевская, директор практики консультационных услуг в области стратегии и операционной эффективности PwC о ближайшем будущем ритейла.

Ольга Сумишевская,
директор практики консультационных услуг
в области стратегии и операционной эффективности PwC
 
Если проанализировать данные по обороту розничной торговли и реальным доходам населения за последние несколько лет, можно увидеть, что они то падали, то росли, но в целом происходит стагнация. Причем хуже всего обстоят дела именно с доходами населения. Это подтверждается настроениями покупателей. Люди голосуют рублем, что сказывается на розничном товарообороте. ЦБ сегодня фиксирует инфляцию на уровне 5,5 % и ожидает, что потребители ее ощущают на уровне 9 %. Однако по итогам опроса PwC потребители чувствуют инфляцию на уровне около 10,5 %. О росте цен говорят более половины опрошенных, при этом треть отмечают, что их финансовое положение ухудшилось и продолжит ухудшаться. Поэтому они консервативно относятся к своим тратам, считают, что сейчас не лучшее время для покупок и инвестиций.
 
На фоне этой стагнации происходит консолидация розничного рынка. В основной массе регионов доля федеральных сетей занимает более 20 %, где-то уже приближается к 30 %. По результатам наших предыдущих исследований, в 2015 году в Сибири доля федералов составляла 9 %, а сейчас — 13 %. И эта тенденция будет продолжаться. В планах у сетей активно заполнить всю территорию до Забайкалья.
 
Кроме непосредственно физических магазинов федеральных сетей нельзя отрицать роль онлайн-игроков. Это один из самых быстрорастущих сегментов сегодня. Более половины потребителей во всех регионах страны хотя бы раз в месяц делают покупки онлайн. Многие производители уже работают только через онлайн, потому что отчетливо видят, что сегмент non-food в магазинах сокращается. К примеру, онлайн-игрок Wildberries гораздо ближе к потребителю, чем может показаться — его пункты выдачи есть даже где-то в районе Камчатки.
 
Совмещение этих каналов — офлайн- и онлайн-магазинов — это один из самых главных трендов, влияющих на наше будущее, на потребление. Сегодня они уже выступают в парт-нерстве. Например, Ozon делает совместный проект с «Пятерочкой», выставляя в их магазинах постаматы для выдачи своих онлайн-заказов.
 
Насыщение розничного рынка за счет роста доли федеральных игроков и онлайна на фоне ухудшения макроэкономической ситуации ведет к сокращению числа региональных ритейлеров. В 2017 году в результате банкротства или поглощения закрылись 9 локальных продуктовых сетей, а 2018-м — уже 20. А если взять еще и сегмент non-food, то эта цифра будет почти вдвое больше.
 
Со сложностями сталкиваются не только региональные сети, но и федеральные. У них, безусловно, есть свои преимущества — они сильные, мощные, с более конкурентными ценами, в первую очередь на товары А-брендов. У них больше возможностей давать глубокие скидки в промо за счет закупочной цены. Но при этом они сталкиваются со сложностями в определении количества и формата торговых точек в условиях ограниченного выбора локаций. У них недостаточно знаний специфики локального спроса и потребительских предпочтений, а также нехватка свежего локального ассортимента, привычного для местных покупателей.
 
Регионалы имеют свои преимущества перед федеральными конкурентами. Это высокая узнаваемость и доверие к бренду, близость к потребителю за счет удачных локаций, знание локального потребителя и использование таргетированного подхода к ассортименту и ценообразованию, плотное сотрудничество с местными производителями. 
 
По результатам проведенных исследований, около 70 % людей готовы платить больше за местный товар. Потому что «он наш», «мы знаем его качество», «мы ему доверяем». Это отличный шанс для локальных ритейлеров и производителей — делать в партнерстве уникальные предложения для своего потребителя, которого они знают гораздо лучше, чем вновь пришедшие коллеги.
 
Федеральные сети — как Римская империя, которая приходит с войной и все сметает на своем пути, быстро завоевывает земли одну за другой. Но в какой-то момент они могут наткнуться на некую Галльскую деревушку, которую не смогут победить, потому что у ее жителей есть волшебное зелье.