Меню

Уйти в онлайн и вернуться: хроника обнуления красноярского бизнеса

Кажется, что мы зависли между небом и землей, что ближе — неизвестность, хаос или возможности? ДК собрал первые ощущения и первые кейсы предпринимателей, балансирующих в новой реальности.

 

«Пациенты напуганы: спрос на медуслуги упал на 67 %»

 

 
 
 
 
Михаил Шапран
председатель правления
СМО СРО «МедАльянс»,
директор «Клиники ИПМ»
 
Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 
«Диагноз» звучит четко и однозначно: пациенты напуганы. Из-за истерии, которая, на мой взгляд, совершенно безосновательно нагнетается вокруг коронавируса, погрязшие в страхе зара-зиться люди практически перестали посещать медицинские учреждения. Болит живот — остаюсь дома, зашкаливает давление — остаюсь дома и т. д. Уже в ближайшей перспективе увидим обратную сторону этой медали: вовремя не обратившись к врачу, человек просто вырастит у себя хроническое или острое заболевание. А медицинская отрасль столкнется с серьезным увеличением запущенных проблем со здоровьем. Конечно же, такое поведение пациентов не может не отражаться на бизнес-показателях частных медучреждений. Индекс оценки потребительской активности фиксирует, что за первую неделю апреля спрос на медицинские услуги упал более чем на 67 % относительно сопоставимого периода 2019 года.
 
Готова ли сфера к этим переменам? 
В отличие от многих других сфер, которые ищут и находят островки возможностей в работе онлайн, на медицинскую отрасль в этом вопросе наложены серьезные законодательные ограничения. Врачи не имеют права вести в онлайн-режиме первичные консультации. Повторные консультации можно проводить онлайн только в исключительных случаях, например, когда необходима лишь трактовка обследований и нет потребности в повторном осмотре пациента. Для онлайн-консультаций необходима обязательная регистрация в единой государственной информационной системе «Здравоохранение», а сами консультации должны быть записаны, и не только в карточке, ведется также аудио- либо видеозапись. 
 
Что делаете лично вы?
Как многопрофильная клиника, на время карантина мы исключили определенные виды услуг, например, медицинский осмотр, выдачу справок в бассейн и прочее. Остальные услуги предоставляем, как и раньше. Видим в этом в том числе важную социальную функцию — распределение пациентов между государственными и частными клиниками позволяет избежать скопления людей. В целом по рынку отмечается возросший спрос на выездное обслуживание: вызов врача на дом, забор анализов, УЗИ на дому. 
 
Что из наработок возьмете в будущее?
В 90 % случаев медицинская услуга не может обойтись без очного приема. Врач не сможет послушать легкие, и тем более сделать операцию онлайн. Что точно хотелось бы вынести из текущего периода — это подходы к нормотворчеству. Оказалось, что перепрофилировать больницу под инфекционный профиль можно за считаные дни, а не за полгода. Можно на три месяца прекратить плановые проверки бизнеса, а если ничего серьезного не случилось, отменить любые проверки до конца года. Можно поставить вопрос еще радикальнее: а зачем вообще нужны проверки? Чем меньше будет эта ненужная нагрузка на здравоохранение, в том числе на частную медицину, тем больший рывок сможет совершить отрасль.
 
 

«Все заведения на замке — это как Луна упала на Землю»

 

 
 
 
 
 
 
директор ресторанного холдинга Bellini group 
 
Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 
В первые после закрытия заведений дни увидели всплеск спроса на доставку — даже, что называется, «словили запару». Однако после был большой откат. Сейчас тенденция такова: на выходных, как и раньше, спрос увеличивается, в течение недели — уменьшается. Никакой устоявшейся схемы нет: бывают неплохие дни, а бывает наоборот.
 
Готова ли сфера к этим переменам? 
Глобально — никогда не предполагали, что все наши заведения могут враз закрыть. Низкий спрос, падение среднего чека, что угодно, но только не замок на двери — это как Луна упала на Землю. К этому мы точно не были готовы, как и к тому, что останемся с такой проблемой один на один, без поддержки государства. 
 
Текущая ситуация — это попытка выжить: мы не привыкли, а главное, не хотим вести бизнес так. При этом понимаем: это лучше, чем совсем ничего. В отличие от работы в зале доставка — услуга очень специфичная. В заведении приготовленное поваром блюдо попадает гостю на стол примерно за 30 секунд, и в этой задаче задействован один официант. Доставка же — это целая цепочка из допзатрат и действий: контейнер для блюда, обработка заказа диспетчером, работа доставщика, расходы на бензин и амортизацию машины, униформа. Доставка, безусловно, дополняет работу заведений, но без обслуживания зала она становится очень затратным мероприятием.
 
Не все заведения нашего холдинга имели доставку — пока попытка резко переориентировать их на доставочный сегмент приносит больше расходов, чем прибыли. При этом хорошей опорой в новых реалиях стала ИТ-инфраструктура: на протяжении нескольких лет планомерно инвестируем и развиваем это направление. Это и стабильно работающий сайт, и процесс обработки заказов, и возможность быстро вносить изменения, и система отслеживания заказа. 
 
Что делаете лично вы? 
Многое из того, что мы делаем сегодня, в обычной ситуации лично для меня было бы моветоном, но текущий момент — время необходимых для «поддержания штанов» компромиссов. Самый нехитрый прием — 50 % скидки на кофе на вынос. Заведения, где можно купить такой кофе, оклеили соответствующей рекламой — никогда бы не сделали такого в «мирной жизни». Запустили комбонаборы для тех, кто продолжает работать в офисе. В «Ромбабе» ввели доставку тортов кусочками, а не только целыми, как раньше — это проблематично с точки зрения внутренних процессов, но пользуется спросом. В самих кондиториях, которые относятся к магазинам хлебобулочных изделий и поэтому работают, запустили продажу сыров. 
 
Что из наработок возьмете в будущее? 
Честно? Ничего не хотелось бы брать. Конечно, доставка останется и будет развива-ться, но очень хочется, чтобы люди вернулись в заведения, наслаждались блюдами и атмосферой. Еда в заведении в любом случае лучше, чем привезенная тебе — пусть даже горячая.
 
 
 
 

«Хождение по магазинам становится атавизмом»

 

 

 

 

венчурный инвестор
(бизнес-акселератор «300 стартапов», «Экономка»)
 
Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 
За март число клиентов проекта «Экономка» выросло в четыре раза: с 10 до 40. Кратный рост отчасти обусловлен эффектом низкой базы. Одновременно видим, как быстро люди переключаются с одной из самых сильных привычек — поход в магазин — на привычку забирать нужные товары два раза в неделю из стоящего рядом с квартирой постамата. 
 
Готова ли сфера к этим переменам? 
Сейчас на доставку приходится 0,5 % рынка ритейла в России, поэтому пока все, кто работает в этой сфере, скорее единомышленники, а не конкуренты. Самому ритейлу доставка малоинтересна: операционная рентабельность тут небольшая, но игнорировать ее ритейлеры не могут. В онлайн будет уходить все больше покупателей: когда есть тот, кто купит, привезет, сэкономит тебе 4 часа жизни в неделю, хождение по магазинам становится явным атавизмом. Однако не питаю иллюзий: скорректировать привычки людей по щелчку пальцев не удастся. Ритейл приучил покупателей к своим способам потребления, расставив эндорфиновые капканы в виде акций и скидок. Эпидемия, возможно, нарастит число тех, кто выбирает доставку, еще на полпроцента, но основное развитие и основная борьба еще впереди. 
 
Что делаете лично вы? 
За месяц проект пробежал двойную дистанцию: каждый раз, удваиваясь по клиентской 
базе, ты строишь новый стартап. Ускорились в направлении операционной модели, модели закупки и доставки. Постаматы — идея, родившаяся еще до коронавируса, получила в момент эпидемии новое прочтение — возможность бесконтактной доставки сейчас очень востребована. Изначально закладывали в постаматы другую ценность: курьеру не нужно подстраиваться под клиента. Не планируя слоты доставки, мы удешевляем последнюю милю.
 
Сейчас на территории крупного экомаркета строим даркстор — сборочно-упаковочный цех. Собственники торгового центра увидели в нас стратегических партнеров и дали хорошую ставку по аренде: становясь дополнительным каналом продаж, мы увеличиваем ценность для арендаторов экомаркета. Основная текущая цель — расти в количестве клиентов, но не падать в качестве. Поэтому как проект технологический в несколько рук программируем и автоматизируем все процессы, оттачивая закупку, сборку, доставку товара.
 
Что из наработок возьмете в будущее? 
Верю в «Экономку» и будущее стартапа. Даже в такой консервативной сфере, как закупка повседневных товаров, пришло время инноваций. Нам уже удалось расшить много узких мест: доставлять со стабильным качеством и попадать в ожидания клиента. На каждый заказ клиент дает обратную связь, к примеру, какие бананы или яблоки какого размера он хочет видеть. Собирая эти данные, мы, как та самая экономка, обеспечиваем человека нужными ему товарами.
 
А сам человек минует множество стрессовых мин: толчею в магазине, очереди и даже необходимость мотаться около торгового центра в поисках парковки. Это все-таки не только про сэкономленное время, но и про качество жизни.
 
 

«Промпарки становятся актуальными антикризисными площадками для производственных бизнесов»

 

 

 

 

генеральный директор
индустриального парка «Красный Яр»

 

Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 

Пандемия коронавируса стала серьезным ударом для экономики. Однако кризис — время перемен, поиска и запуска стартапов. Индустриальный парк — идеальная для этого площадка. Мы помогаем предприятиям сократить на старт производства до 50 % расходов и до 1,5 лет. Подготовку помещений проводим за свой счет согласно техническим требованиям резидентов. Арендатор имеет возможность запустить производство или открыть офис, не отрываясь от основной деятельности. В новой реальности возрастет роль партнерства, коллабораций, и здесь индустриальный парк тоже предоставляет возможности по выстраиванию производственных связей.
 
Готова ли сфера к этим переменам? 
К таким резким пересменам, уверен, не был готов никто. Но это не повод останавливаться. Наш индустриальный парк  входит в федеральный реестр промпарков Минпромторга России. Таким образом, мы имеем сегодня право пользоваться мерами господдержки. Активно выходим с инициативой на региональный уровень по разработке мер поддержки резидентов. Надеюсь, что сейчас, когда в ежедневном режиме работает штаб по поддержке экономики при губернаторе Красноярского края, этот процесс получит ускорение.
 
Что делаете лично вы? 
В истории современной России это далеко не первый кризис, который мы переживаем, поэтому у нас уже есть комплекс универсальных антикризисных мер, которые стопроцентно работают. В настоящее время мы приостановили реализацию нескольких проектов, а также сократили текущие затраты. В то же время мы прекрасно понимаем, что и у наших клиентов наступают далеко не самые легкие времена, в связи с чем к каждому клиенту применяем индивидуальный подход и разрабатываем план дальнейших действий.
 
В нашей повседневной работе мы пока не применяли никаких ограничений, однако уже сейчас понятно, что мы будем активнее использовать онлайн-возможности, проводить видеоконференции и переговоры по Skype.
 
Что из наработок возьмете в будущее? 
Как будет возможно, мы активизируем все начатые проекты без исключений. Для каждого резидента у нас всегда были и остаются индивидуальные продукты. Из нового — время развивать удаленные сервисы. 
 
 
 

 

«Организация событий по своей сути офлайновая история»

 

 
 
 
 
 
Ольга Лаевская, 
собственник агентства
событийного продюсирования Allure ideas
 
Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 
Эвент-индустрии карантин дает очень небольшое пространство для маневра. 
В первую очередь это все, что можно провести онлайн: онлайн-конференции, онлайн-форумы, онлайн-семинары. В случае мероприятий, которые возможны только офлайн, заказчики либо снимают бюджеты, либо переносят события, самый оптимистичный прогноз — лето.
 
Готова ли сфера к этим переменам? 
Организация мероприятий и событий по определению и сути офлайновая история. Можем ли мы переизобрести концерт? Да, и такие примеры уже есть. Но как только отменят карантин, люди «разлогинятся» и пойдут на живой звук, за живым общением. Другой пример — тим-билдинг. Цель мероприятия очевидна — лучше познакомить людей из разных кабинетов, чтобы в будущем они взаимодействовали эффективнее. Онлайн эти задачи не решит.  
 
Элемент нетворкинга — это генеральная линия для любого мероприятия. Даже различные форумы и конференции, которые неплохо чувствуют себя онлайн, располагают усеченными возможностями. Вы можете видеть спикера, задать ему вопрос и даже «выйти» в отдельный кабинет для приватного разговора, но человеческий контакт если и будет, то в очень ограниченном варианте. Схлопнувшиеся возможности отразятся на отрасли негативно. Речь не просто о перепрофилировании компаний — немало игроков с рынка просто исчезнет.
 
Что делаете лично вы? 
До карантина мы проводили цикл мероприятий для педагогов из лицеев для одаренных детей: вывозили их в Финляндию для знакомства с работой отрасли образования. 
 
В рамках продолжения отношений разработали для педагогов обучающие онлайн-семинары. Для их проведения будем комбинировать несколько коммуникационных онлайн-платформ. 
 
Сейчас обрабатываем запрос на онлайн-корпоратив для 350 человек. Сотрудникам компании привезут домой ноутбук, еду и алкоголь, развлекательная программа пройдет онлайн. Звучит простенько, но по факту задача сложнейшая! На личном примере знаю: на то, чтобы наработать навык общения в другом формате, даже относительно небольшой группе людей нужно несколько дней, а тут — несколько сотен человек. Большой вопрос — администрирование: кого мы показываем, как люди общаются, как давать слово ведущему и устраивать конкурсы. В нормальной жизни человек поднимает руку и отвечает на вопрос или в паузах идет потанцевать — формат онлайн-корпоратива эти возможности просто отсекает. 
 
Что из наработок возьмете в будущее? 
В первую очередь это формат внутренних коммуникаций. В силу частых командировок опыт работы с коллективом на «удаленке» оказался очень ценным. Плюс такой формат хорошо показывает, на что способен человек и насколько он самостоятелен. Из полезного для заказчика — деловые и обучающие форматы, которые существовали и раньше, но в условиях карантина получили более глубокое развитие.
 
 

«Важно сохранить уровень

профессиональной коммуникации в онлайн»

 

 
 
 
 
 
 
Елена Новикова
директор по развитию интернет-аукциона Au.ru
 
Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 
Само по себе поведение в онлайн на аукционе не изменилось, разве что больше стало новых посетителей и тех, кто давно не заходил на Au.ru. Но изменились потребительские предпочтения. Сменился топ не только популярных товаров, но и целых категорий. Например, спортинвентарь востребован, как никогда.
 
Готова ли сфера к переменам? 
Да, мы давно в онлайн, сами активно пользуемся своим сервисом, поэтому все изменения чувствуем на себе.
 
 
Что делаете лично вы? 
Часть команды аукциона давно работает удаленно. Для тех, кто в офисе, у нас есть один день в неделю, когда все могут работать из дома. Это помогло нам настроить рабочие процессы задолго до ситуации с карантином. Кроме того, каждый сотрудник уже понимал, что его ждет. Основные сложности возникают, если дома маленькие дети и нет подходящего оборудования для работы. 
 
Когда стало ясно, что на удаленку нужно перейти всем, ребята смогли взять рабочую технику домой, включая кресло и книги. Все старались помочь друг другу с доставкой и настройкой, житейскими советами от тех, кто уже «профи» в этом деле. Написали 7 главных советов для таких, как мы. Отмечу, что важно сохранить уровень профессиональной коммуникации в онлайн таким же, каким он был, когда вся команда сидела вместе. Думаю, нам это удается.
 
В целом организационные вопросы мы решили быстро, и сейчас рабочий процесс идет так же активно, как и раньше. Трудности есть в бухгалтерии из-за физического документооборота. Кроме того, у нас есть сложное оборудование, которое обеспечивает бесперебойную работу сайта. За его состоянием обязаны следить наши администраторы. Они объективно не могут полностью перейти на «удаленку».
 
Что из наработок возьмете в будущее? 
Практику онлайн-совещаний независимо от местоположения участника команды.
 
 
 

 

«Мы друг от друга на расстоянии одного «зума»

 
 
 
 
 
 
 
создатель художественной школы имени А. Г. Поздеева
 
Как изменились поведенческие паттерны в вашей сфере? 
Нет какого-то единого для всех тренда. У нас есть программы для младших школьников и для старших, и разные возрастные группы переживают переход в онлайн по-разному. Для старших это нормальная ситуация, они самостоятельно осваивают все платформы, выполняют задания, в целом очень серьезно относятся к художественному образованию. Сейчас, когда школа уже месяц работает в новой реальности, можно говорить о том, что переход в онлайн не сказался на качестве образования. Есть сложность с уроками живописи, потому что не всегда корректно передается цвет при трансляциях, а занятия по рисунку и композиции проходят без потери содержания.
 
С младшими школьниками, к сожалению, картина другая. В этом возрасте учеба в «художке» — это скорее проба вида деятельности или развитие навыка рисования как культурной нормы. И та, и другая задача необязательны, к сожалению. Да и ребенок в таком возрасте требует большего сопровождения взрослого в цифровом пространстве, что для перегруженного родителя зачастую непосильная задача. Но мы видим в новой реальности отличную возможность прокачать детскую самостоятельность и инициативу, надеемся, наши дети выйдут из карантина, обогащенные и новыми художественными умениями, и новым отношением к гаджетам как к способу не только развлечения, но и получения образования. Они научатся, мы верим! А пока ждем, когда они адаптируются.
 
Готова ли сфера к этим переменам? 
Вполне, особенно если сравнивать с другими отраслями, теми же строителями или металлургами. Балет и физкультура перешли в онлайн, так что и для нас это посильная задача.
 
Что делаете лично вы? 
Для нас было важно не останавливать учебный процесс ни на один день, поэтому переобувались на лету: собрали чаты в ВК по группам, записывали педагогов по-простому, на телефон, загружали на свою страницу, кидали ссылки в чат… Без перфекционизма, без раздумий, с колес.
 
В итоге главная задача решена: мы двигаемся по расписанию, причем сохранили практически все группы: и ясли на 2–3 года, и дошкольников, и даже новый продукт выпустили — «Практики истории искусств для малышей». В субботу дети знакомились с творчеством Анри Матисса и из пластилина лепили знаменитый «Танец» — потрясающие работы! Старшие школьники изучают академические дисциплины: рисунок, живопись, композицию. У нас очень сильный преподавательский состав, поэтому мы активно продолжаем готовить абитуриентов для поступления в суриковское училище, институт искусств, СФУ на архитектуру, в столичные профильные вузы.
 
Считаю, что наша задача — не только сплотить и поддержать сообщество, но и расширить границы для всех, кто на карантине. В ближайших планах — zoom-встреча наших детей со школьниками канадской Tamanawis Secondary School, красивый, жизнеутверждающий проект солидарности со всем миром. В онлайн-гости ждем иллюстратора Анну Романову, которая сейчас живет в Праге, с проектом «Бумажный театр». Для родителей проводим встречи с психологами и уроки рисования. Работаем в онлайн и с особыми детьми, и с приемными семьями. И много разных симпатичных коллабораций с нашими друзьями. 
 
С Роевым ручьем готовим арт-азбуку парка, с «Командором» планируем запустить серию интенсивов по фуд-скетчингу, с МТС — мастер-класс «Рисуем город будущего». Жизнь налаживается, входим в привычный многозадачный ритм.
 
Что из наработок возьмете в будущее?
В онлайн огромное количество великолепных инструментов, от них теперь трудно будет отказаться. Планируем параллельно с офлайн оставлять и формат онлайн, к концу недели закончим сайт поздеевка.рф/online и стартанем. Уверена, наши онлайн-программы конкурентоспособны и на федеральном уровне. Уже случился первый опыт продажи нашей программы для школьников и малышей в Новосибирскую монтессори-школу «Научилус». Для меня это серьезный повод для гордости. Вообще, виртуальная жизнь интересна и продуктивна с точки зрения привлечения экспертов, которые нам были недоступны в силу географии, а сейчас находятся на расстоянии одного «зума». И это воодушевляет!
 
Над проектом работали:
Наталья Кобец, Наталья Повольнова, Юлия Чанчикова