В последнее время с экранов телевизоров, в печатных СМИ мы все чаще слышим слово «благотворительность».
Отечественный бизнес (в основном крупный), известные люди вслед за Западом приходят к пониманию — нужно помогать тем, кто рядом и кто в этом нуждается. Без лишнего пафоса могу сказать: я с этим пониманием живу давно. Правда, я никогда не думал о себе, как о благотворителе. Просто всегда была внутренняя потребность помогать.
Первые конкретные решения мы с моим бизнес-партнером приняли давно — 10 лет назад, тогда наш бизнес только вставал на ноги. Недалеко от одного из наших заведений был тепловой узел, где всегда крутилось много ребят из неблагополучных семей. Некоторые и вовсе жили там, попрошайничали. Мы пытались что-то сделать: звонили в социальные службы, сами давали им еду, одежду. Тогда же и решили, что в силу возможностей будем помогать детским домам, многодетным семьям. За каждым заведением закрепили своих «подшефных». А чтобы на этой почве не было какого-то жульничества, обмана, выбрали такую тактику — действовать без посредников, напрямую. Так ты и лучше в проблему конкретного человека вникаешь, и вероятность того, что кто-то нагреет на этом руки, сводится на «нет».
Нередко меня спрашивают: «Зачем ты это делаешь?», имея в виду, что благотворительность — занятие, которое отнимает и время, и деньги. Не скрою, это так: компания тратит немало средств на эти цели. Иногда, когда сажусь разбираться с цифрами, понимаю, что где-то с благотворительностью мы даже переборщили в ущерб планам по развитию бизнеса. Но это отдельная тема. Вопросом же «Зачем?» я никогда даже не задавался. Наверное, возникнуть он может только у абсолютно благополучных людей. Те же, кто хоть раз в жизни оказывался в непростой ситуации, меня поймут. Если человеку трудно, ему нужно помочь — подать руку, так ему легче будет выкарабкаться. Есть сильные люди, а есть те, кто слабее, им-то и нужна поддержка. Не обязательно деньгами, можно помочь и действием, и словом.
Знаю, что многие, особенно в вопросе социально неблагополучных слоев, пеняют на государство: мол, пусть оно решает эти проблемы. Так-то это так, но сегодня государства на всех не хватает. И благотворительность, пусть в небольших объемах, точечная, никогда не помешает.
Когда мы только начинали помогать другим, я был уверен, что благотворительность и PR — вещи несовместимые. Ты помогаешь от души, и лишнее внимание СМИ, общественности ни к чему. Но сегодня понимаю: рассказывать нужно, потому что это может стать примером для других. Хороший пример — он тоже заразителен. Он может побудить обеспеченных людей хорошенько посмотреть по сторонам. Порой мне кажется, что бизнесу просто не хватает информации о тех, кому нужна помощь. Не мешало бы провести бизнесменов по детским домам, малоимущим, наркопритонам, сердца у многих бы дрогнули. Ген благотворительности обязательно дал бы о себе знать.
Перед Новым годом я вместе с соцслужбами прошелся по неблагополучным семьям, видел много пьющих родителей, которых соцработники по разным причинам не могут лишить прав. Знаете, я, взрослый мужчина, чуть ли не плакал от того, в каких условиях живут дети. Мне даже стало стыдно, что мы взяли с собой так мало подарков. После этого появилось желание открыть для таких детей благотворительные столовые.
Я соглашусь с теми, кто скажет, что благотворительностью нужно заниматься профессионально. Да, должны быть фонды с прозрачной отчетностью, должны быть люди, у которых есть соответствующая подготовка. Вот почему в прошлом году я открыл благотворительный фонд, но его возможности очень ограничены. Пока в России сфера эта только делает первые шаги, и бизнес может помочь ей окрепнуть быстрее. Найти время, выделить деньги на поддержку тех, кто в этом нуждается. И это не обязательно должны быть люди с «социального дна». Есть спорт, есть многодетные семьи — благополучные, но лишняя копейка им не помешает, есть, в конце концов, талантливые дети, которых можно и нужно поддерживать. Словом, за объектом благотворительности дело не станет. Как говорится, было бы желание.
Владимир Владимиров