Меню

В Красноярске тайком похоронили метрополитен

Михаил Меркулов директор Красноярского архитектурного фонда без метрополитена разговор о развитии милионного городалишен всякого смысла Колонка написана специально для «Делового квартала» УКрасн

Михаил Меркулов директор Красноярского архитектурного фонда
без метрополитена разговор о развитии милионного городалишен всякого смысла
Колонка написана специально для «Делового квартала»
УКрасноярска, на мой взгляд, есть одна глобальная проблема, которая мешает ему развиваться. Это отсутствие удобной, комфортной транспортной схемы города. Сегодня решение транспортной проблемы в городе отложено на неопределенное будущее двумя обстоятельствами. Во-первых, в генплане города площадь автомобильных дорог составляет 20% от необходимого количества. Во-вторых, в Красноярске тайком похоронен метрополитен, без которого разговор о развитии миллионного города лишен всякого смысла. О важности метрополитена говорит хотя бы тот факт, что даже во время Великой Отечественной войны в Москве было построено восемь станций метро! А у нас, в мирное время, проект так толком и не начат.
Возьмем еще более простой, «транспортный» пример. В городе не хватает автостоянок. Отсутствие их в Красноярске невозможно объяснить ни техническими, ни экономическими причинами. Это сооружения простые и недорогие. Мировой опыт устройства автостоянок необъятен, в том числе и в миллионных городах с подобным красноярскому климатом. Причина их отсутствия, на мой взгляд, кроется исключительно в нежелании решать вопрос на уровне города. Приведу пример. По инициативе администрации Октябрьского района в 2008 году разработан проект устройства автостоянки на 300 мест вдоль улицы Ладо Кецховели (полуподземный вариант, на кровле — газоны, спортивные площадки и цветники). Проект одобрен главой города, общественностью Октябрьского района. Мэр дал поручение «городской архитектуре» оформить документы, необходимые для строительства объекта. Прошло три года, земля по-прежнему не оформлена.
У нас почему-то принято вопрос автостоянок решать силами работников ГИБДД. Подозреваю, что милицейского образования для проектирования, реконструкции транспортной системы крупного города недостаточно. С этой функцией вполне бы справились архитекторы. Они могли бы предложить поквартальные и помагистральные планировочные проекты (в любом количестве), решающие проблему автостоянок.
Конечно, наличие автостоянок — только один из аспектов решения транспортной проблемы города наряду с развитием транспортной сети, устройством развязок, пешеходных переходов, регулированием движения (единственной функцией ГИБДД) и т. п.
Я считаю, правильному развитию города более всего мешает отсутствие профессионального управления этим процессом. Город развивается в большей степени стихийно, в соответствии с интересами узких сообществ и в ущерб интересам рядовых жителей. Вернуть городу полноценную среду обитания не только необходимо, но и возможно. Для этого нужно особое внимание к этому вопросу первых лиц города и края. Пока, к сожалению, градостроительные проблемы в приоритетах не числятся.
Город необходимо привести в порядок в ближайшее время. Для начала надо откорректировать генеральный план Красноярска. Он был сформирован еще в свете последнего вздоха советской власти. Сегодня этот план запутался в случайных решениях и неожиданных трансформациях.
Пока, судя по происходящему вокруг, такого плана работы в нашем городе ни у кого нет. Отсутствие плана работы приводит к таким фокусам, как отдача под застройку острова Молокова, размещение жилого района повышенной этажности в рекреационной зоне на «Плодовке». А потом опять будем охать и задавать риторический вопрос «кто виноват?»