Меню

Вклад в культуру — инвестиции в человеческий капитал

В современном обществе роль культуры и ее экономический потенциал радикально изменились. Культура сегодня — это важный ресурс развития, источник нового мышления.

Она формирует специфику территории и привлекательный, в том числе и для инвестиций, имидж городов. 
Ресурсы культуры более активно, чем в прошлом, включаются в экономический оборот. А менеджмент эффективной культурной организации сегодня принципиально не отличается от менеджмента бизнес-компаний.
Но если для предпринимателя главная цель — получение прибыли, то конечный результат работы культурной организации в большей степени направлен на конкретного человека, удовлетворение его культурных потребностей. И конвертирован он не в деньги, а в культурные компетенции личности. Чем выше эта планка, тем выше профессиональный статус человека, его конкурентоспособность и востребованность. Такой человек способен позитивно влиять на изменения профессиональной и социальной среды вокруг себя.
Ответ на вопрос «Может ли культура зарабатывать?» неоднозначен. С одной стороны, в постиндустриальной модели общества культура, как и многие сферы человеческой деятельности, включается в обмен услугами. Она формирует и удовлетворяет спрос на свободное время, досуг. Безусловно, прибыльно массовое искусство, ориентированное в большой степени на развлекательные формы.
Но на культурных услугах в сфере интеллектуального досуга вряд ли должно и можно зарабатывать. Такая деятельность не может быть самоокупаемой и сверхдоходной. Но это совсем не значит, что она не может быть эффективной и востребованной. Современный человек, в особенности молодой, «всеяден». Ему в равной степени интересны и развлекательные, и интеллектуальные формы досуга. Сегодня он может пойти в клуб на популярную рок-группу, а завтра — на концерт симфонической музыки.
Главным преимуществом культурной услуги становится возможность личностного развития, получения новых знаний и культурного опыта. Мировая практика показывает, каким мощным инструментом формирования и удовлетворения культурных потребностей могут быть публичные библиотеки и музеи . Причем, как правило, в Европе и США такие культурные институции созданы усилиями частного капитала.
Невозможно говорить о самоокупаемости программ в области академического либо актуального искусства. Для их создания и «проката» всегда нужны дотации. Высокое искусство не создается на «потребу» и ради коммерческой выгоды.
И чтобы культурная услуга была доступна для «семейного кошелька», а у самой сферы была возможность использовать новейшие технологии, необходима консолидация госусилий и частной инициативы. Один только госбюджет такую модернизацию культуры потянуть уже не сможет. Да и не должен.
Само сообщество людей должно вкладываться личными средствами в свое культурное развитие, выкупая культурную услугу. А бизнес должен становиться все более активным в поддержке таких процессов. Вот здесь как раз и есть поле для тесного взаимодействия культуры и бизнеса.
Я противник подхода, при котором бизнесу предлагают «подлатать» отраслевые бюджетные дыры культуры, оставшиеся без господдержки. Я за формирование механизмов и практики социального партнерства. Формы сотрудничества могут быть разные — благотворительность и спонсорство. Выступая спонсором мероприятия, бизнес может успешно «продвинуть» свой бренд. В благотворительности же для бизнеса важно понять, что вклад в культуру — это «длинные» инвестиции. Они, в конечном счете, повышают социальную стабильность, формируют привлекательную среду. Это инвестиции в «человеческий капитал». 
Город, в котором высока плотность культурных событий, а молодые таланты находят своевременную финансовую поддержку для самореализации, такой город — привлекательное место не только для живущих в нем, но и для мобильных и ищущих приложения своим профессиональным силам новых горожан.
Такой город становится на карте пульсирующей точкой, он втягивает креативных людей в созидательную деятельность и еще больше приумножает свою привлекательность. Очень хочется, чтобы таким местом стал Красноярск, здесь все для этого есть, необходимо только захотеть и научиться складывать ресурсы культуры и бизнеса.
 

Ирина Прокопенко

Колонка написана специально для «Делового квартала»