Меню

Властелин колец

досье ****************************************************************************************** Валерий Бурда Родился 3 декабря 1950г. в Алтайском крае, селе Мартовка Хабарского района. Образо

Валерий Бурда — оптимист. Он сам признается: именно это качество помогло ему освоить все тонкости ювелирного бизнеса и построить одну из самых крупных фабрик за Уралом. «Все вертели пальцем у виска. Никто не верил, что в Сибири можно организовать производство украшений. А у нас получилось», — вспоминает основатель «Ремикса». Сегодня конкуренты вновь скептически поглядывают на планы Бурды: он намерен создать в городе настоящий ювелирный дом. И снова, как и 15 лет назад, уверен в успешности проекта.

досье
******************************************************************************************
Валерий Бурда
Родился 3 декабря 1950г. в Алтайском крае, селе Мартовка Хабарского района.
Образование:
1965-1969 гг. — Красноярский радиотехнический техникум;
1971-1980 гг. — Красноярский государственный политехнический институт. Специальность «радиотехника»
Карьера: 1973-1985 гг.- начальник цеха, заместитель генерального директора объединения «Крайтелерадиобыттехника»;
1985 -1989 гг. — заместитель начальника краевого управления бытового обслуживания;
1989-2000 гг. — генеральный директор объединения «Крайбыттехника»;
с 1992 г. — генеральный директор красноярской ювелирной фабрики «Ремикс».
Семья: женат, двое сыновей, внучка.
Хобби: беговые и горные лыжи, дача, рыбалка, охота.
******************************************************************************************

 

От обувного производства к ювелирному
Всего за несколько лет Валерий Бурда сделал карьеру от молодого специалиста до заместителя начальника краевого управления Службы Быта. Структура эта тогда чем только не занималась: от пошива обуви до ремонта радиотелевизионной техники. Там же, на «государевой службе», он получил свой первый бизнес-опыт.

— В конце 80-х мы запустили массовое пимокатное производство (производство валенок.-Ред.). В рамках идеи «валенки в каждые руки» изучили потребительский спрос, оснастили новым оборудованием несколько цехов и даже организовали в Абакане семинар по созданию удобной зимней обуви, где собрали всех местных кустарей-пимокатчиков. Вы не представляете, каким спросом пользовалась продукция! Народ просто «сметал» валенки. Пришлось увеличить мощности производства примерно в пять-семь раз. В то время мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: с одной стороны, люди в наших суровых погодных условиях очень нуждались в теплой обуви (а теплее валенок, поверьте, ничего нет), с другой — ее почти никто не делал. Кроме того, на госслужбе я приобрел основные управленческие навыки (тогда в Управлении был огромный коллектив — 35 тыс. человек). Я хорошо узнал край, появились знакомства среди власть имущих.
«Партийные связи» помогли потом создать свое дело?
— (Отвечает, не успев дослушать вопрос.) Нет. Никогда! Никаких партийных денег, комсомольских связей, коммунистического братства. Когда я говорил о знакомстве среди власть предержащих, не имел в виду тот факт, что они нам оказывали какую-то поддержку. Просто вращение в этих кругах помогает отстроить свой бизнес так, чтобы потом не иметь проблем с теми же властями. Например, я научился держать в порядке весь документооборот и в случае чего предъявить в любой момент нужную бумажку.
Тогда что помогло появиться на свет вашей ювелирной фабрике?
— Перестройка. Когда стало понятно, что управление ликвидируют, пришла идея создать открытое акционерное общество. Кстати, оно в Красноярске было одним из первых. Мы об этом объявили всем рабочим, выпустили акции (как сейчас помню, привлекли около 50 акционеров), и вперед — в свободное плаванье. Впоследствии я выкупил контрольный пакет акций.
Но почему именно «ювелирка», а например, не парикмахерская или химчистка, они ведь входили в службу быта?
— Как, впрочем, и ювелирный цех. Хотя тогда он был маленький, всего 30 человек работников... Просто я уже тогда знал, что, если поставить ювелирное производство «на поток», а не делать украшения кустарно, как это было в службе быта, можно основать масштабное, стабильное дело. Первоначальные вливания в бизнес мы сделали за счет акционерных денег. Собрали около 15 тысяч рублей, на них купили первую литейную машину.
В Москву, в Москву
Во время беседы основатель «Ремикса» несколько раз настойчиво подчеркнул: заработать на ювелирном производстве миллионы сложно.
— Слишком много приходится вкладывать в развитие фабрики. Оборудование быстро устаревает, появляются новые технологии. Сегодня, чтобы его обновить, пятнадцатью тысячами уже не обойтись. Хороший литейный станок стоит сейчас около миллиона рублей.
Неужели работаете «в минус»?
— Нет, конечно. Рентабельность в производстве «ювелирки» есть. Но больше можно получить, работая по схеме «купи-продай». Поэтому мы в своих магазинах продаем не только собственные изделия, но и чужие. Такая система не только повышает доходность, но и дает возможность понаблюдать за конкурентами. Мы видим, какие модели они выводят на рынок и что пользуется спросом.
То есть используете своеобразную конкурентную разведку?
— (Хохочет.) Ну это слишком громко сказано. В отношениях с конкурентами нам разведка не нужна. Красноярское ювелирное производство в этом плане вообще уникальное по российским меркам. Нас всего-то пять предприятий. И мы, как это ни удивительно, стараемся держаться вместе. Ездим друг к другу на производство, смотрим, делимся опытом. Вот, например, последний случай. Месяц назад у «Енисейского ювелирного завода» (один из производителей, см. «Детали». — Ред.) сгорела прокалочная печь. А у нас есть запасная — пожалуйста, берите, пользуйтесь. Так что конкурируем мы, скорее, с производителями из Костромы, Екатеринбурга, Москвы. У них в отличие от нас отработанные веками технологии и раскрученные бренды. По моим подсчетам 80% продукции в красноярских ювелирных магазинах – это изделия иноземцев. И лишь небольшая часть производимых украшений приходится на долю красноярских ювелиров.
Как-то пытались потеснить федералов?
— Бороться с ними здесь, в Красноярске, мы не стали. Пошли другим путем: стали осваивать столичный рынок. Три года назад в Москве открыли свой оптовый центр «Торговый дом «Ремикс». С его помощью мы продаем изделия по всей России. Плюс к этому в столице заключили договор с розничной сетью «Кристалл Мечты» — она реализует наши украшения.
Трудно было пробиться в столичную розницу?
— Думаю, что в принципе это сделать сложно. Мне помог случай. На ежегодной ювелирной выставке в Москве познакомился с представителями «Кристалла Мечты» (я еще раньше заприметил эту сеть). Но «познакомиться» — одно, а контракт заключить — совсем другое. Я узнал, что директор этой фирмы — женщина. Купил букет цветов, взял свою пробную продукцию и пошел на прием. Сработало. Ей очень понравились изделия, и она сразу взяла 70% нашего ассортимента. Чтобы розничная сеть в один раз забрала столько — большая редкость.
Тонкая работа с клиентами
История с лояльностью московского директора к «Ремиксу» для бизнеса г-на Бурды показательна. Трудится он в основном для женщин, потому как они главные поклонницы его украшений. Познание вкусов и требований аудитории, по словам Валерия Бурды, — сложная и даже ювелирная работа. Где-то ошибся, просчитался в веяниях моды — и все: ушел на дно.
— До сих пор помню, как выбирал свои первые модели украшений. Это было на самой заре работы «Ремикса». Я поехал в Екатеринбург посмотреть и купить у местных мастеров несколько моделей. Конечно, хотелось купить самое модное и интересное, что сейчас на пике популярности у женщин. Пришел на местную фабрику, долго выбирал изделия. В итоге на свой страх и риск взял крестик, колечко и пару сережек. Консультант стал меня уговаривать купить серьги-шары. Я отказывался — ну кто будет брать такие тяжеловесные украшения! Он, в свою очередь, уверял, что это изделие пользуется спросом. Я поддался, привез в Красноярск все, что купил. Мы сделали подобную продукцию у себя на фабрике. В итоге, из того, что я тогда приобрел хорошо продавались только «шары». И что любопытно, эти серьги по сей день у нас лидеры продаж. Мы их до сих пор для московских оптовиков производим килограммами. Тогда я понял: чтобы быть успешными, ювелирам надо обязательно хорошо понимать свою аудиторию, изучать ее предпочтения и предпочтения. А не рассчитывать только на свой вкус.
Как вы сейчас угадываете потребности потребителя?
— О, это целая технология (лукаво улыбается). Во-первых, я часто хожу по ювелирным магазинам. Внимательно наблюдаю за тем, что покупают женщины, чем интересуются. Кроме того, мы посещаем выставки, там ювелиры со всего мира представляют самые последние свои дизайнерские находки. Правда, сейчас от этого отходим. Стараемся собственных дизайнеров и ювелиров воспитать. Несколько лет назад запустили специальные обучающие полугодовые курсы для ювелиров, занимающихся только технической работой. А совсем недавно открыли собственное творческое бюро, куда взяли неординарных, креативных ребят, с высшим художественным образованием. Уже несколько месяцев они рисуют разные изделия. Скоро мы начнем их производство. В основном это будут дорогие украшения, сделанные в ограниченном количестве.
Раньше вы работали только в эконом-сегменте, а теперь замахнулись на премиум. Это запросы все той же аудитории или стремление не отстать от конкурентов?
— И то, и другое. Но глас аудитории все же первичен. Я уверен: Красноярск «дорос» до дорогих украшений. В городе около 10% очень богатых людей, а просто состоятельных и того больше. Они насытились массовой, штампованной «ювелиркой». К нам часто приходят клиенты и просят им сделать «что-то эдакое». Совсем недавно обратился заказчик с просьбой изготовить золотой браслет для часов. Он обошел все ювелирные и часовые магазины, но везде видел одно и то же. В итоге выбрать ничего не смог и мы делали ему браслет под заказ. О том, что дорогие изделия востребованы, говорит и такой факт, что в городе появляются ювелирные салоны, ориентированные только на сегменты premium и lux.
Дом «от кутюр»
Валерий Бурда современные книжки по маркетингу не читает и семинары бизнес-гуру не посещает. В выстраивании бизнес-процессов он руководствуется исключительно интуицией. Сам, говорит, дошел: работать «на всех» сегодня уже нельзя. Для своего нового проекта «Ювелирного дома» он четко сегментировал аудиторию. Один этаж дома отдал для vip-клиентов, другой — для массового покупателя. Все сделано строго по Котлеру, хотя и без его подсказки: аудитории не пересекаются, с каждой группой работает свой персонал.
Как возникла идея ювелирного дома?
— Идея появилась давно. Сам «дом» в центре города, на Перенсона достался нам «в наследство» от «Рембыттехники». Строить его в советское время начинал еще я. А когда в перестройку Управление развалилось, нашему акционерному обществу пришлось рассчитываться за кредит под строительства этого здания. После всех выплат мы получили его в собственность. Сначала сдавали помещения в аренду, а потом решили все помещения отдать под «ювелирку»: на одной территории представить украшения, рассчитанные на разного потребителя. Всего там будет четыре этажа, и помимо магазина для массового покупателя и салона для vip-клиентов с дизайн-студией запланированы выставочный зал и отдел оптовых продаж. Думаю, скоро закончим все отделочные работы и через полгода запустим проект.
Не боитесь, что рынок не осилит такой масштабный проект?
— Тут бояться нечего. Этот самый рынок еще не насыщен даже наполовину. Люди издревле любили себя украшать. Им постоянно хочется чего-то нового, интересного. Поэтому не то что дом, но и дворец ювелирный выживет и будет востребован.
А кто будет управлять такой «махиной»? Все возьмете на себя или делегируете полномочия?
— В «Ремиксе» работает команда управленцев, которым я смело доверяю. Кроме того, мой бизнес потихоньку превращается в династионный. Со мной трудится старший сын. Он — программист и здесь работает по специальности. А вот младший, студент Российской академии им. Плеханова, будущий менеджер. Надеюсь, потом он станет мне хорошей подмогой.
При таком ритме работы на отдых время остается?
— Я сторонник идеи: в будни — работай, а в выходные — отдыхай. Эту мысль я постоянно внушаю всем своим сотрудникам. Время на хобби всегда найти можно. Во всяком случае, у меня это получается. Зимой — обязательно лыжи. Вместе с сыновьями любим на динамовском стрельбище пройти коньковым ходом кружок-другой. А летом на даче пропадаю. Картошку, конечно, гектарами не высаживаю. Люблю просто на природе побыть, набраться сил на неделю вперед.

 

досье
Группа компаний «Ремикс»
Основана в 1992г.
Состав: Торговый дом «Ремикс» в Москве, ювелирная фабрика «Ремикс», одноименное охранное агентство и центр обучения ювелиров.
В компании работают более 140 человек.
Ассортиментный ряд «Ремикса» насчитывает около 1 тыс. моделей.
В сети — пять торговых точек в Красноярске. Продукция распространяется по всей территории России.
Источник: «Ремикс».

детали
Местный ювелирный рынок «держат» иногородние компании
По оценкам аналитиков ГК «Ремикс», местный ювелирный рынок ежегодно прирастает на 20-30%. Крупных красноярских производителей на нем всего пять: «Ремикс», «Енисейский ювелирный завод», «Камелия», «Диадема» и «Сибирский ювелирный завод» (Железногорск). Они держат не больше 20% рынка. Остальное приходится на долю иногородних производителей из Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Источник: «ДК», «Ремикс».