Меню

Вячеслав Полищук: На сырье город не заработает

Проект красноярской агломерации, о котором говорят уже два года, вступил в завершающую стадию подготовки документации. Его разработчики говорят, что в течение следующего года будет завершена ин


Проект красноярской агломерации, о котором говорят уже два года, вступил в завершающую стадию подготовки документации. Его разработчики говорят, что в течение следующего года будет завершена инвестиционная программа проекта, а в начале 2012 г. начнется его непосредственная реализация.

 

Проект развития Красноярска на ближайшие десять лет имеет собственный бренд — «Красноярская агломерация». Впервые он прозвучал два года назад, когда возникла идея совместного развития Красноярска и прилегающих к нему территорий. Проект назвали «Красноярская агломерация», а специально для выработки стратегии его развития правительство Красноярского края создало государственное предприятие «Корпорация «Красноярск-2020». Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в рамках агломерации подписали 7 территорий: города Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск и районы Емельяновский, Сухобузимский, Манский и Березовский. Как пояснил «ДК» директор по развитию «Корпорации «Красноярск-2020» ВЯЧЕСЛАВ ПОЛИЩУК, речь не идет об административном объединении субъектов. «Проект предполагает совместное взаимовыгодное сотрудничество в части планирования и развития территорий. При этом территории сохраняют свои границы и функции», — подчеркнул г-н Полищук. Он рассказал «ДК», какую выгоду принесет Красноярску и его партнерам по агломерации совместное развитие.

Откуда возникла идея развития Красноярска и прилегающих территорий?

— Дело в том, что город не способен далее развиваться самостоятельно. Фактически на сегодня он исчерпал свой территориальный ресурс. Например, в границах Красноярска невозможно организовать утилизацию бытовых отходов, развивать малоэтажное строительство, обустраивать зоны для отдыха горожан. К тому же, согласно стратегии развития агломерации и схеме ее территориального планирования, промышленность постепенно должна быть вынесена за пределы городской черты. Иначе говоря, без межмуниципального сотрудничества Красноярск не может гармонично развиваться дальше. Отсюда и возник проект агломерации, который объединяет интересы города и соседних с ним территорий. Сам Красноярск — это агломеративное ядро. Его главенствующая роль обусловлена тем, что здесь проживает основная часть населения Красноярской агломерации — 920 тысяч человек (всего агломеративную территорию населяет 1 млн 120 тыс. человек). Кроме того, в Красноярске сосредоточены основные финансовые, производственные и образовательные ресурсы.

Какие роли отведены другим территориям?

— В проекте схемы территориального планирования агломерации даны предложения по комплексному развитию всех территорий, входящих в агломерацию, а также варианты их функционального зонирования. Так, например, в Емельяновском районе находятся аэропорт, производственные объекты. Соответственно, там целесообразно концентрировать экологически безопасную промышленность. Сухобузимский и Манский районы имеют высокий аграрный и рекреационный потенциал. Значит, там выгодно развивать сельское хозяйство, обеспечивая продовольственную безопасность всей агломерации, а также обустраивать зоны отдыха. Географическое расположение Березовского района удобно для создания транспортно-логистических узлов. И так далее. То есть учтены особенности каждой конкретной территории.

Проект агломерации предполагает развитие только экономической инфраструктуры территорий?

— Разумеется, нет. Главная цель проекта — рост уровня жизни населения агломерации, который невозможен без развития социальной, культурной составляющей. Например, в рамках агломерации планируется построить около 100 школ, 90 детсадов, как минимум один крупный аквапарк и много других образовательных и социально-культурных объектов. Конечно, одна из ключевых задач проекта агломерации — решение транспортной проблемы, поскольку без этого об агломерации можно вообще забыть. Так, в схеме территориального планирования агломерации предложено формирование транспортного каркаса — новые автомобильные и железные дороги, мосты, легкое метро — который позволит комфортно передвигаться по территории агломерации. Также большой акцент в схеме сделан на развитие современного общественного транспорта.

Во сколько оценивается объем инвестиций в проект агломерации?

— Сейчас есть только предварительные оценки — около 600 миллиардов рублей. Эти средства будут привлекаться в рамках частно-государственного партнерства, а также из регионального и федерального бюджетов.

Город заработает только на наукоемких производствах

По словам Вячеслава Полищука, проект Красноярской агломерации будет реализован в два этапа — аналитический и инвестиционный. Первый этап включает в себя создание программных документов по реализации проекта «Красноярской агломерации» —
«Стратегии социально-экономического развития», «Схемы территориального планирования» и «Комплекс инвестиционной программы».

Первые два документа уже подготовлены и утверждены правительством края, разработка последнего продолжается. Как уверяет г-н Полищук, после того как он будет закончен и утвержден, проект вступит в инвестиционную стадию, то есть стадию непосредственной реализации. «По нашим расчетам, это произойдет к началу 2012 года», — уточнил Вячеслав Полищук.

Каков основной вектор развития агломерации, обозначенный в «Стратегии»?

— Если говорить в целом, то Красноярск вместе с прилегающими территориями должен перестать быть промышленной площадкой, коей, по сути, является сейчас, и стать территорией инноваций и предпринимательства. В этом основа предложенного нами правительству края сценария развития агломерации. По нашему мнению, это наиболее перспективный вариант.

Поясните, что вы имеете в виду, говоря о территории «инноваций и предпринимательства»?

— Исторически сложилось так, что Красноярск всегда был индустриальным городом и развивался в этом направлении. Однако дальнейшее движение в эту сторону представляется нам бесперспективным, и вот почему. Географически мы находимся достаточно далеко от основных рынков сбыта товаров и услуг, которые расположены по ту сторону Урала и за пределами дальневосточных регионов страны. Соответственно, из-за большого транспортного плеча на продаже сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью мы в обозримом будущем не сможем достойно зарабатывать. Нам необходимо развивать наукоемкие производства, выпускать высокотехнологичную продукцию, в которой будет велика инновационная составляющая и, как следствие, она будет иметь высокую добавленную стоимость. Проведенный нами анализ показал, что у Красноярска есть потенциал для развития инновационных предприятий космической, нефтехимической, энергетической и энергосберегающей отрасли.

Корпорация ищет перспективные инвестиционные проекты

Говоря о проектах уже реализованных, г-н Полищук признается, что похвастать пока особо нечем — «заделов много, но ленточек еще не разрезали». Он объясняет это тем, что еще не закончена аналитическая стадия подготовки проекта. Только после нее определятся инвестиционные проекты, которые будут реализовываться в рамках агломерации. Сейчас идет отбор перспективных проектов. При корпорации создана рабочая группа, куда входят представители администрации Красноярска, территорий-участников агломерации и региональных министерств. Ее задача — выявлять наиболее интересные проекты, способствующие развитию агломеративного проекта. Как утверждает г-н Полищук, за два года рабочей группой было рассмотрено около 200 проектов. Двадцать пять из них были одобрены и получили поддержку.

Расскажите о проектах. Кто выступает их инициаторами?

— Проекты очень разнообразные, например, в области строительства, инновационных производств. Все они исходят от предпринимателей. Из наиболее интересных проектов, поддержанных корпорацией, могу выделить, например, создание современных транспортно-логистических центров. Их было представлено несколько, и каждый оценивается в 5-6 миллиардов рублей. Кроме того, мы курируем проект нефтеперерабатывающего завода, который будет производить бензин, соответствующий европейским стандартам. Объем необходимых инвестиций составляет около полутора миллиардов рублей. Уже есть инвесторы, готовые вложить эти средства, и сейчас мы ищем подходящую площадку. Перспективен также проект создания завода по производству медпрепаратов, с которым выступал целый ряд инвестиционных компаний.

В целом интересных проектов достаточно много. Единственное, необходимо понимать, что все они нуждаются в поддержке, которую мы и оказываем по мере возможности.

Как именно корпорация поддерживает проекты?

— Мы выполняем совещательные, консультационные функции. Рассматриваем проект и если находим, что он жизнеспособен, формируем план мероприятий его развития. Скажем, если инвестору необходим участок земли под производство, мы выходим на администрацию города или района с просьбой рассмотреть возможность выделения участка. Или если у предпринимателя есть план того или иного производства, мы стараемся помочь найти под него инвестора, привлечь государственные гарантии краевого правительства.

Сама корпорация непосредственного участия в реализации проектов не принимает?

— Нет, не принимает, но мы и не должны этим заниматься. У нас другие функции. Единственное, мы можем выступать в качестве инициаторов проектов, как было, например, с предприятиями по утилизации твердых бытовых отходов. Мы часто проводили встречи с районными администрациями, жителями территорий с целью обсуждения проекта агломераций. В ходе этих встреч выяснилось, что почти во всех районах остро стоит проблема с переработкой мусора. Настолько остро, что решать ее необходимо немедленно. Мы провели исследование и пришли к выводу, что здесь есть перспективы для бизнеса. Причем это финансово емкое направление — в него можно привлечь около трех миллиардов рублей, по нашим подсчетам. После того как мы донесли итоги нашего исследования до правительства края и потенциальных инвесторов, появилось сразу несколько проектов мусороперерабатыващих заводов.

«Красноярская агломерация» — пилотный проект для всей России

Как утверждает г-н Полищук, проект Красноярской агломерации приобрел уже федеральное значение. В прошлом году руководство «Корпорации «Красноярск-2020» было приглашено в Государственную Думу для его презентации. В итоге он был оценен как уникальный для России, было даже принято решение в будущем проецировать опыт создания Красноярской агломерации на другие территории страны.

Чем региональный проект вызвал такой интерес в столице?

— Дело в том, что это первый опыт создания агломерации в России. Например, на Западе агломерации стали появляться с 30-х годов прошлого века, причем опыт их создания говорит, что там, где они возникают, значительно усиливаются инновационные процессы, развиваются самые передовые высокотехнологичные производства. У нас же в российском законодательстве до сих пор нет даже юридически закрепленного определения агломерации. Кстати, сейчас специальная рабочая группа при красноярском Заксобрании работает над предложением о внесении изменений в региональное законодательство и закреплении в нем понятия «Красноярская агломерация».

Именно поэтому наш проект вызвал интерес в Москве и на него возлагаются большие надежды. Более того, недавно в Красноярске побывали представители министерства регионального развития РФ, которые подтвердили, что за реализацией проекта агломерации пристально наблюдают в Москве. Было даже принято решение создать при минрегионе РФ рабочую группу по развитию агломеративных процессов на территории России с учетом красноярского опыта.

Алексей Хитров

 

Вячеслав Полищук
директор по развитию «Корпорации «Красноярск-2020»

Родился: 1 августа 1969 г. в Красноярске.

Образование: 1992 г. — закончил Красноярский политехнический институт по специальности «инженер»;
1997 г. — закончил Всесоюзную академию внешней торговли (Москва) по специальности «экономист-международник».

Карьера:
2001 — 2002 гг. — заместитель управляющего филиала «Красноярский» «Альфа-Банка»;
2002 — 2003 гг. — президент «Благотворительного Фонда развития Красноярского государственного технического университета»;
2003 — 2006 гг. — первый заместитель начальника главного управления экономики и планирования администрации города Красноярска;
2006 — 2008 гг. — заместитель начальника департамента экономики администрации Красноярска;
с 2008 г. — директор по развитию ОАО «Корпорация «Красноярск-2020».

Хобби: спорт.

Семья: женат, воспитывает дочь.

 

 

 

В АГЛОМЕРАЦИИ ДОЛЖНЫ АКТИВНЕЕ УЧАСТВОВАТЬ ПРИГОРОДЫ

Лев Кузнецов
губернатор Красноярского края

 
 
 
«Основная проблема проекта агломерации — недостаточная активность ее участников-муниципалитетов. Сегодня, говоря об агломерации, имеют в виду только Красноярск и забывают о близлежащих территориях. В то же время суть агломерации заключается как раз в активном включении пригорода в развитие городской среды, обсуждение совместных транспортных проектов, создание новых культурных и спортивных объектов, ориентированных на всех жителей агломерации вне зависимости от прописки.

Развивать территории агломерации нужно не с экономических проектов, а с разработки генерального плана развития, в котором будут учитываться социальная, культурная, спортивная, телекоммуникационная, энергетическая инфраструктуры.

В плане строительства жилья каждая территория агломерации должна четко представлять, какие площадки могут быть предоставлены под застройку. При этом перспектива должна просматриваться как минимум до 2030 года. Эти площадки должны планомерно готовиться — оснащаться необходимой инфраструктурой. При этом обязательно должно планироваться и развитие социальной инфраструктуры — детских садов, школ, поликлиник. Кроме того, потенциал каждой такой площадки должен быть согласован с планами и возможностями ресурсных организаций — МРСК, КРЭК, «Водоканал».

Самое главное — центром развития каждой территории агломерации должен стать ее житель, человек с его потребностями, а не «сгусток населения», предназначенный для обслуживания экономического потенциала территории».