Несколько лет ушло у «Красноярских машиностроительных компонентов» («КМК») на то, чтобы наладить сбыт своей продукции на федеральном рынке. Продвижение шло успешно, «КМК» удалось завязать отноше
Несколько лет ушло у «Красноярских машиностроительных компонентов» («КМК») на то, чтобы наладить сбыт своей продукции на федеральном рынке. Продвижение шло успешно, «КМК» удалось завязать отношения с флагманскими предприятиями в своей отрасли — железнодорожным машиностроением, и даже выйти на международный рынок. Однако кризис поставил под угрозу благополучие «КМК», также как и других региональных машиностроительных предприятий. Из-за удаленности от отраслевых центров они стали испытывать сложности со сбытом. Спасение местных машиностроительных предприятий — в их объединении и создании общего крупного проекта. Так считает генеральный директор «КМК» ВИТАЛИЙ ДЕНЬГАЕВ. Подобным проектом, по его мнению, может стать завод по производству вагонов из алюминиевых сплавов. Для его создания в регионе есть все необходимые ресурсы.
Компания «КМК» на рынке железнодорожного машиностроения с 2003 г. Профиль предприятия — разработка и поставка интерьеров для пассажирских вагонов: вентиляционных каналов, потолков, дверей, систем освещения, спальных и багажных полок, элементов внутренней отделки и т. д. На сегодня в число потребителей «КМК» входят все отечественные вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия: «Российские железные дороги», «Трансмашхолдинг», «Вагонмаш», «Торжокский вагоностроительный завод», «Вагонреммаш», «Метровагонмаш», «Тверской вагоностроительный завод». Однако в начале работы у компании был только один основной заказчик — «Красноярский электро-вагоноремонтный завод», он забирал более 80% продукции «КМК».
Спустя несколько лет сотрудничества число заказов от КрЭВРЗ резко пошло на спад. «Потребности и номенклатура завода по сравнению с тем периодом, когда мы начинали, существенно изменились. Он стал ориентироваться на локальный рынок. Нам же нужно было расти, находить применение своим наработкам. Так, у нас назрела потребность выхода на внешние рынки», — рассказывает Виталий Деньгаев.
Найти новых заказчиков «КМК» помогли партнеры в других городах. «Дело в том, что вся машиностроительная отрасль держится на кооперации предприятий, а в железнодорожном машиностроении она особенно развита. Поэтому за несколько лет работы мы обросли большим количеством партнеров в разных регионах, через которых и начали пытаться находить новых потребителей», — поясняет руководитель «КМК». Так, он вспоминает, что компания «Электро-Петербург», с которой «КМК» совместно разрабатывали световые решения для вагонов, помогла красноярским партнерам завязать сотрудничество с питерским метрополитеном. «Электро-Петербург» предложила метрополитену оснастить вагоны потолочными комплексами производства «КМК». Однако г-н Деньгаев уточняет, что дело было не только в протекции партнера — красноярская компания предложила уникальное техническое решение, у которого на тот момент не оказалось конкурентов. Дело в том, что питерский метрополитен начинал модернизацию парка поездов, и одним из ключевых требований к интерьеру вагонов была пожаробезопасность. В частности, указывалось, что потолки должны быть изготовлены из негорючих материалов. Предложение «КМК» оказалось единственным, подходящим под эти требования, поскольку их потолки были изготовлены из стали. «Технологию изготовления металлических потолков мы освоили в период сотрудничества с красноярским ЭВРЗ. В северной столице наша разработка была воспринята как уникальная, потолочные комплексы из металла кроме нас им никто не предлагал. Так мы завязали сотрудничество с петербургским метрополитеном и в общей сложности укомплектовали около трехсот вагонов метро», — рассказывает Виталий Деньгаев.
В течение нескольких лет продукцию «КМК» оценили многие вагоностроительные предприятия, сейчас она эксплуатируется не только в России, но и на Украине, в Беларуси, Прибалтике. Г-н Деньгаев утверждает, что был период, когда «КМК» была едва ли не единственной компанией в стране, поставляющей потолочные комплексы для вагонов метро.
На международный рынок вывели партнеры
Благодаря все той же кооперации и инновационным техническим решениям «КМК» сумели выйти и на международный рынок. «Наши вагоностроительные предприятия еще с советских времен были поставщиками для стран Восточной Европы и до сих пор участвуют в тендерах на поставки вагонов. Один из таких тендеров, на поставку семи поездов для Варшавского метрополитена, выиграл питерский «Вагонмаш», с которым мы сотрудничаем», — рассказывает Виталий Деньгаев. По его словам, поляки, также как ранее питерцы, очень жесткие требования предъявляли, в первую очередь, к безопасности вагонов. Однако на тот момент все предложенные интерьерные решения были изготовлены на основе пластика или, в лучшем случае, стеклопластика, и не проходили по требованиям пожаробезопасности. У «КМК» же были наработки по изготовлению интерьеров с применением металлических листов с полимерным покрытием. «На переговорах с польской стороной представители «Вагонмаша» предложили использовать наши компоненты, и в итоге мы выиграли тендер. В общей сложности мы изготовили интерьеры для 42 вагонов варшавского метро», — говорит Виталий Деньгаев.
Региональные компании рискуют остаться без заказов
Нужно создавать собственный рынок сбыта
По словам руководителя «КМК», предприятие оказалось перед выбором: переносить бизнес либо создавать альтернативный рынок здесь. «В первую очередь, мы решили «прочесать» региональные рынки в поисках возможных потребителей. Естественно, обратили внимание на Новосибирск — там ситуация с транспортом гораздо лучше, чем у нас: функционирует метро, принята программа развития скоростного трамвая. Мы предложили свои услуги новосибирскому метрополитену. В итоге сейчас с одним из питерских предприятий участвуем в изготовлении вагонов для новосибирского метро. Буквально на днях мы приступили к монтажу вагонных интерьеров. Надеемся продолжить сотрудничество и в будущем: в следующем году в Новосибирске стартует программа модернизации метро», — рассказывает Виталий Деньгаев.
Однако на одном «новосибирском метро» далеко не уедешь. Сейчас Виталий Деньгаев выступил с инициативой развития в Красноярске отрасли транспортного машиностроения. Его компания совместно с другими предприятиями красноярского отделения Союза машиностроителей России активно продвигает во властных структурах города и края идею создания производства скоростных трамваев, городских электричек и грузовых вагонов из алюминия. «Идею поддержали КраМЗ, «Красмаш», КрЭВРЗ, заводы «СИАЛ», «Сегал» «Алюком», а, кроме того, «Технопарк-Наука» и Красноярский политехнический институт СФУ. Для разработки проекта мы привлекли немецкую инжиниринговую фирму Cideon, которая проектировала железнодорожные вагоны и участвовала в развитии транспортных систем Дрездена и Лейпцига», — рассказывает Виталий Деньгаев. По его словам, особую выгоду может принести производство грузовых вагонов из алюминия. «Сегодня только в России эксплуатируется более миллиона вагонов, причем степень их изношенности очень высока. Поэтому я уверен, что вагоны из алюминия будут востребованы. Мировой опыт говорит, что срок их службы в полтора-два раза выше, чем у стальных, при этом они способны везти до 25% больше грузовой массы», — утверждает г-н Деньгаев. Он приводит расчеты, согласно которым новое предприятие увеличит ВРП края на 52 млрд руб. и позволит создать 5,5 тыс. новых рабочих мест. «При этом производство вагонов даст толчок развитию технологий обработки алюминия, загрузит мощности КраМЗа до 130 тысяч тонн в год и в четыре раза увеличит добавленную стоимость одной тонны алюминия», — говорит Виталий Деньгаев.
С созданием нового производства руководитель «КМК» связывает и решение нарастающей транспортной проблемы в городе. «Мы поддержали идею создания в Красноярске линий скоростного трамвая, вагоны для которого сами готовы производить в кооперации с мировыми компаниями. Развитие этого вида транспорта поддержала и администрация города. Уже есть даже схема маршрутов скоростного трамвая, которая определена в «Транспортной стратегии Красноярска», — говорит г-н Деньгаев.
Говоря о ситуации в местном машиностроении, руководитель «КМК» отмечает, что спасение утопающих не только дело их самих — машиностроительные предприятия, как малые, так и крупные, сейчас нуждаются в поддержке государства. «В первую очередь, нужны не компенсации по кредитам, а привлечение заказов для отрасли, формирование регионального заказа, помощь в создании новых производств и продвижении новой продукции», — уверен Виталий Деньгаев.