Меню

ХОЗЯИН времени

досье Константин Иванов Родился 16 февраля 1973 года в Красноярске, в семье военного. Образование: 1980-1990 гг. — красноярская школа №5.­ 1990-1996 гг. — Сибирская аэрокосмическая академия,

Директор компании «Сибтайм» Константин Иванов — человек пунктуальный. Планирует день по минутам и практически никогда не опаздывает. Он работает на время, и время работает на него: за восемь лет Иванов создал торговую сеть в штучном — часовом — бизнесе.

досье

Константин Иванов

Родился 16 февраля 1973 года в Красноярске, в семье военного.
Образование:
1980-1990 гг. — красноярская школа №5.­
1990-1996 гг. — Сибирская аэрокосмическая академия, поступил на приборостроительный факультет, перевелся на экономический, его и закончил.
2005 г. — Президентская программа МТП, диплом по специальности «Менеджмент».
Карьера:
1993-1998 гг. — фирма «Аверс», продавец, руководитель розничной сети.
1998 г. — коммерческий директор фирмы «Сибтайм».
С 2000 г. — директор фирмы «Сибтайм».
Семейное положение: женат, две дочери — 12 и 2,5 лет.
Хобби: рыбалка, подводная охота, горные лыжи.

«В основе пунктуальности лежит ответственность. За свои дела, слова, поступки, обещания. Наверное, чувство ответственности мне привил отец, майор. Но не только ему спасибо — мне вообще везло с учителями», — вспоминает Константин Иванов. В детстве он тоже хотел стать военным, готовился: прыжки с парашютом, стрельба, плавание, бокс.
— Я учился на левом берегу Красноярска, а после школы ездил на правый, в военно-патриотический клуб «Дзержинец». Тренировки, соревнования, походы, сплавы по Мане, «плоты на бревнах»... До сих пор неравнодушен ко всему этому.

Первую работу Константин получил в 9 классе — паял видеотехнику. «Тогда только появились видеомагнитофоны, и российские телевизоры не показывали импортные фильмы в цвете. Для того чтобы появился цвет, нужны были специальные приборы. Их-то я и делал». Затем, вполне логично, по­следовал приборостроительный факультет в аэрокосмической академии. Когда открылся экономический, Константин перевелся на него.
Сочетание технических и менеджерских знаний пригодилось ему не сразу. Сначала Константин работал продавцом, затем руководителем розничной сети в фирме «Аверс», торговавшей видео-, аудио- и бытовой техникой. Логика карьерного роста привела его на пост коммерческого директора молодой компании — «Сибтайм». Тогда, в 1998 году, у фирмы было всего два отдела — в торговом центре «Красноярье» и магазине «Орбита» — и пять сотрудников. Причем торговали не часами, как следовало бы из названия, а игровыми приставками «Денди».
— Продавать часы стали неслучайно — анализировали рынок, выбирали перспективные ниши. Еще до того как я пришел в «Сибтайм», московский по­ставщик привез «на пробу» несколько японских часов Casio. Какое-то время они лежали на одном прилавке с приставками. Потом появились японские Citizen, Seyko... Стали активно развивать «часовое» направление.
А затем был август 1998 года. Кризис. Константина Иванова он настиг в отпуске:
— Из салонов звонили, спрашивали, что делать. Но паники не было, бизнес не встал. Искали новые возможности. Именно тогда обратили внимание на оптовое направление, начали работать с регионами. А в 1999-м стало ясно, что компания выстояла и может развиваться дальше. Поставщики поверили в нас, и мы решили, что необходимо организовать сетевую структуру.
Уже в 99-м «Сибтайм» выбрался за пределы Красноярска — первые отделы компании появились в крае.
— Мы шли на шаг впереди, — рассказывает Константин, — наша компания строила собственную сеть, когда многие фирмы только начали задумываться об этом. Ритейлеры, продающие продукты и бытовую технику, уже тогда выстроили сетевые структуры, а в часовом и подарочном бизнесе сетевых компаний даже сейчас мало. Мы часто общаемся с московскими фирмами, сотрудничаем с сетью «Московское время», обмениваемся опытом и в результате пришли к выводу, что по многим показателям не только не отстаем от столичных коллег, но иногда и обгоняем их.

«Дни в шкуре продавца»
В 2000 году Константин стал одним из совладельцев компании «Сибтайм» и ее директором. На полноценном управленческом поприще Иванов сполна проявил свои «фирменные» черты — точность и педантичность. Сама специфика бизнеса требовала такого подхода: «Сибтайм» продает технику непростую, «интеллектуальную». Даже продавцу необходимы минимальные технические знания. Компания была одной из первых в Красноярске, где появилась должность менеджера по персоналу. Человек, желающий работать в «Сибтайме», должен пройти серию собеседований, затем он становится стажером и сдает экзамен. За каждым кандидатом закрепляется наставник, который тоже заинтересован в благоприятном исходе обучения.
— Я уверен: если бы сам в свое время не стоял за прилавком, не получил бы многих знаний, которые пригодились «Сибтайму», — говорит Константин Иванов. — Мы применяем такой метод: намечаем дни, когда каждый сотрудник управленческого звена работает в торговой точке вместе с продавцом. Это весьма полезно и для продавца, и для управленца. Один сотрудник долго сопротивлялся, не хотел работать в отделе. Но потом он был так удивлен результатом своей «ссылки»: сколько новых идей у него появилось! После подобных «дней в шкуре продавца» выяснилось, что их фирменная одежда неудобна, и мы заменили ее. Пришлось изменить форму отчетности в отделах — прежняя оказалась нерацио­нальной. Другие перемены были не в пользу продавцов. Теперь в рабочие часы им запрещено говорить по телефону, а ходить на обед можно только в определенное время.
Условия игры на часовом рынке таковы, что компании приходится работать не напрямую с зарубежными производителями, а с их представителями в России. ­В отрасли четкое «разделение труда»: русские координируют деятельность по продвижению торговых марок, а иностранцы занимаются поставками часов, рекламой, разработкой мотивационных программ для дилеров.
— Если Россия вступит в ВТО, думаю, будет проще выходить на прямые связи с производителями. Вообще, мы первые из красноярских часовых компаний привезли иностранцев к нам. В 2001 году приезжали японские специалисты из Casio. Посещали ГЭС, где как раз был сброс воды. Их потрясло это зрелище. Японцы любят точность, четкость, во всем их интересуют технические подробности. Они буквально замучили экскурсовода расспросами об объеме воды, о высоте, с которой ее сбрасывают, о показателях мощности ГЭС. И московских поставщиков мы первые стали приглашать в Красноярск. Многие из них участвовали в сплавах нашей компании по Мане.
Современно и своевременно
В 2003 году у компании появилось новое направление — продажа деловых подарков, предметов интерьера и сувениров.
— Бизнес возник естественным образом. Друзья и приятели говорили: «Слушай, мы уже покупали у тебя часы в подарок начальнику, а теперь снова ломаем голову: часы ведь второй раз дарить не будешь!» Решил, что пришла пора продавать деловые подарки и сувениры. Сначала интуитивно подбирал товар, обращал внимание на торговые марки «с именем». Действовал по принципу: предлагать можно такие вещи, которые мне самому не стыдно было бы дарить. И мой метод был безошибочным. А сейчас несколько человек у нас в компании занимаются подбором и заказом сувениров. Бизнес-подарки есть почти во всех наших магазинах, а два салона «Император» в Красноярске специализируются на них и на предметах интерьера.
Складывается впечатление, что получалось у вас все. Но ведь так не бывает?
— В свое время нам пришлось прекратить торговлю сотовыми телефонами. Начали ими заниматься в 2002 году, но во­время поняли, что развитие направления требует больших затрат. Мы предпочли сохранить и расширить то, что имеем. Как показало время, не ошиблись. Сегодня немногие красноярские компании работают на этом рынке, большинству пришлось продать свои салоны москвичам...
Три года назад «Сибтайм» начал производить и устанавливать торговое оборудование для магазинов и павильонов. Иванов решил, что это необходимо для презентации товаров компании: «Сами разрабатывали дизайн, проектировали, собирали и монтировали прилавки, стеллажи. В основу положили принцип: оборудование не должно быть заметным. Оформили галерею «Питерский мостик» и магазин «Хамелеон». Пошли заказы — и направление выделили в отдельную фирму, которая сейчас работает самостоятельно».
Следующий шаг по тропе диверсификации бизнеса — открытие салона электромузыкальных инструментов «Маэстро». «Импульсом стало то, что моя старшая дочь должна была поступать в музыкальную школу и жена предложила привезти от тещи пианино, — вспоминает Константин Иванов. — Мне никак не хотелось тащить громоздкое старое пианино к нам в квартиру, поэтому я решил вопрос по-другому.»

Семья Ивановых купила цифровое пианино. А Константин привез в Красноярск японские синтезаторы.

— Самое сложное для нас — переломить сознание преподавателей музыкальных школ. Далеко не все понимают и признают синтезаторы как музыкальный инструмент. А в Москве, Санкт-Петербурге уже ввели в программу обучение игре на синтезаторе, в Екатеринбурге есть высшее образование по классу синтезатора. Нам приходится самим вести образовательную политику в этом направлении. Около 150 преподавателей из музыкальных школ края мы обучили на специальных курсах вместе с фирмой Casio. А еще — провели фестиваль электроакустической музыки. Планируем сделать его ежегодным.

— Мы отказались от спонтанного развития компании и вышли на новый уровень управления. Сейчас мы четко формулируем цели, формируем планы на неделю, на год, на три. Обосновываем их, детально прорабатываем, просчитываем ожидаемые результаты. Заранее обозначаем сроки, ресурсы, нормативы, распределяем обязанности, фиксируем этапы развития — подготовка, открытие, выведение на уровень рентабельности, отдача. Так гораздо легче работать! — убежден Константин Иванов. — Такой подход позволяет сократить сроки, минимизировать потери. Например, сейчас наша задача — открытие еще нескольких отделов в крае и за его пределами. У нас еще не охвачен север, Норильск. Будем развивать линию сезонных товаров (пока у нас в ней только солнцезащитные очки), а через год-другой надеемся открыть в Красноярске специализированный магазин часов и подарков.