Меню

Хозяйка кукольного дома

досье Ирина Кириенко Родилась 4 августа 1971 года в г. Красноярске. Образование: 1978-1988 гг. — средняя школа №92, г. Красноярск; 1988-1993 гг. — медучилище при 20-й больнице, отделение ак

Ирина Кириенко сумела открыть первую в Красноярском крае мастерскую по производству кукол ручной работы, не имея перед собой примеров для подражания. Начав с нуля, она сделала себе имя и прошла карьерный путь «наоборот» — от директора мастерской до мастера-кукольника. Этот шаг не только спас ее бизнес, но и подарил увлечение на всю жизнь.

досье

Ирина Кириенко
Родилась 4 августа 1971 года в г. Красноярске.
Образование:
1978-1988 гг. — средняя школа №92, г. Красноярск;
1988-1993 гг. — медучилище при 20-й больнице, отделение акушерства и гинекологии;
1993-1999 гг. — пединститут, географический факультет.
Карьера:
1999-2004 гг. — участие в бизнесе мужа-предпринимателя;
2004 г. — хозяйка кукольной мастерской «Ребро Евы», с 2005 г. — «Мастерской кукол Ирины Кириенко».
Достижения: диплом «Красноярской ярмарки», заказ кукол красноярскими музеями (краеведческий музей, музей «Пикры»).
Хобби: изготовление кукол, чтение, вязание.
Семейное положение: замужем, две дочери и сын.

Бизнес играючи
Прежде чем стать хозяйкой необычного бизнеса, Ирина Кириенко вела вполне обычную жизнь. Крепкий брак, размеренный быт жены и домохозяйки...
— Первые пять лет замужества я вообще никак себя не проявляла в профессиональном плане, — вспоминает Ирина. — Училась в пединституте, хозяйничала дома и вязала в огромном количестве кофточки. После рождения двух дочерей (1996-й и 1998 гг.) я потихоньку начала «совать нос» в дела мужа, бизнес которого — в сфере услуг. Мне было интересно все: как он работает с персоналом, клиентами, как составляет планы Случалось, деловые встречи мужа проходили при мне, и со временем я стала достаточно уверенно чувствовать себя в этом окружении.
Это и побудило Вас открыть мастерскую кукол?
— Нет, куклами я никогда не занималась и отношения к ним никакого не имела. Когда родила сына, все внимание стала уделять ему. Старшие дочки были предоставлены самим себе, я полностью погружена в себя и хлопоты с ребенком. И вот однажды мои девочки показались мне такими несчастными, заброшенными и одинокими, что захотела я с ними вместе срочно смастерить что-нибудь интересное. И мы решили сотворить куклу. Как это делается, я не знала, полезла «шерстить» Интернет. В итоге нашла инструкции по изготовлению портретной и интерьерной куклы. Мысль сразу заработала в коммерческом направлении: как это можно использовать. Сначала попробовала что-то сделать дома сама и поняла: все это возможно и работать будет интересно.
Первый блин — комом
Но начать бизнес с нуля, действуя наугад и без четких ориентиров, было непросто. Первая проблема — где найти персонал, знакомый с технологией кукольного производства. В театрах, конечно, трудятся художники-бутафоры, но у них нет нужной узкой специализации, куклу с портретным сходством сделать по силам не всем.
— Примеров подобного бизнеса у меня перед глазами не было, надо придумывать, как его вообще можно организовать. Пришлось находить знакомых, знакомые которых работают в институте искусств, идти на кафедру, искать скульп­торов В конце концов я подала в газету объявление «требуется скульптор», откликнулись на него всего два-три мастера, и из них я выбрала себе человека.
Потом Ирина Кириенко приняла на работу портниху, бутафора из театра, который стал заниматься изготовлением корпусов, рук и ног кукол, и сварщика каркасов.
Когда Ирина собрала команду и арендовала помещение, она задумалась, как назвать свою мастерскую.
— Кроме «Папы Карло», «Карабаса-Барабаса» и еще какой-то «лабуды», в голову ничего не шло. И вот — «Ребро Евы». В общем, смысл в этом названии был такой: бог из ребра Адама сделал женщину, а женщина из своего ребра сделала куклу. То есть мифология и философия — исключительная для такого занятия.
Ирина решила строить бизнес по схеме предварительных заказов, позволявшей избежать работы мастеров «вхолостую». Но чтобы показать потенциальным заказчикам свои возможности, нужны были «модели». Известные люди подходили для этой роли идеально, и мастера сделали кукол, изображающих Владимира Высоцкого и Анатолия Быкова.
— Быкова мы создали в образе Остапа Бендера, так меня осенило однажды. Быков — как и Остап, гениальный в своей находчивости человек. Конечно, я очень переживала, не будет ли какой-нибудь неожиданной реакции от «оригинала». Но Быков, узнав из новостного сюжета о существовании нашей куклы, никак не выразил своего отношения. Куклу я никому не продала, и сейчас она стоит у меня дома, рядом с куклой моей бабушки.
Как еще вы заявляли о себе на первых порах?
— Первым делом наша мастерская стала участником «Красноярской ярмарки» — и сразу же получила диплом. По-моему, нам его дали от неожиданности, — улыбается Ирина. — В то время кукол не делал вообще никто, мы были пионерами. Много позже на разнообразные ярмарки ремесел стали приходить тетушки со сшитыми из чулок куклами. Мы стали появляться в «Ярыгине» регулярно, и многие заказчики ростовых кукол пришли к нам именно оттуда.
Когда Ирина дала рекламу в крупные красноярские газеты, результат был нулевым. После макета в журнале «Выбирай», напротив, получила целый шквал телефонных звонков с вопросами о портретных куклах.
— Звонили по тридцать человек в день, — вспоминает Ирина. — Я всем отвечала, объясняла и рассказывала, как и из чего делаются наши куклы. Практически никто не имел представления о том, что такое кукла с портретным сходством. Многие думали, что мы производим резиновых пупсиков или восковые фигуры.
Чтобы сократить время, уходящее на ликбез возможных заказчиков, Ирина решила создать сайт своей мастерской. Сейчас кукольница довольна «сетевым уловом» — именно так она нашла покупателей из Ангарска и Железногорска.
Первого своего заказчика Ирина вспоминает с улыбкой:
— Нам нужно было в сжатые сроки сделать к Новому году интерьерную куклу. А первый клиент — это такая неожиданность! Пришел, сделал заказ — и вот мы уже не играем, все у нас серьезно и по правде. Собрались на мозговой штурм: как вообще можно сделать куклу для Нового года, прочную и способную пережить праздник без потерь. И у нас все получилось! С портретными куклами было сложнее. Самая первая кукла с портретным сходством, которую сделали девочки в мастерской, была чудовищна, она так и осталась у нас.
С ростовыми куклами поначалу тоже не все шло гладко.
— Ко мне в мастерскую пришли работать люди с художественным образованием, обладавшие необходимыми знаниями. Но знания знаниями, а как их практически применить — вот вопрос. Даже о самые простейшие ошибки, которые мы, в прин­ципе, могли предусмотреть, нам приходилось «разбивать лоб». Так, сделали мы для нашей первой ростовой куклы металлический каркас, собрали ее. Пытаемся вынести заказчику, а она не проходит в дверь. А у нас третий этаж. И что в такой ситуации делать? Пришлось нам куклу «уминать», подгибать ей проволочные руки-ноги и кое-как потихоньку проталкивать.
Из директора — в бутафоры
Работников с нужной квалификацией в мастерской не хватало. Для изготовления портретных экземпляров требовался человек с узкоспециальным образованием. Со скульптором, выполняющим основную работу и делающим по фотографиям головы для будущих кукол, часто возникали проблемы.
— Бывало, наш скульптор делал свои текущие дела, а кукол откладывал на потом. А мы, пока не готова голова, не могли делать туловище: без постоянной сверки размеров оно у нас все «плыло». И потом у скульпторов, как и у художников, есть одна профессиональная особенность: в черты лица куклы они закладывают что-то свое, чаще всего нос.
Однажды, когда в мастерскую поступил заказ на большую интерьерную куклу известной красноярской предпринимательницы, скульптор наградил ее не только своим носом, но и щеками. Заказчице результат не понравился. Бутафорщицы были загружены текущими делами, и Ирина попробовала исправить ошибки скульп­тора сама.
— Мне пришлось подстругивать глиняную голову. А глина — такой материал, что разваливается очень легко, и не дай бог на этом этапе все испортить! Я побоялась доверять девчонкам такое ответственное мероприятие. Села и начала скромно и боязливо поправлять глину специальным стеком. Потом, когда работницы опять были заняты, я напросилась: «А давайте я сама объем наберу!». Уселась делать болванку, необходимую на начальном этапе изготовления куклы. Принялась за работу, увлеклась, и получилось, что всю куклу сделала сама. Заказчик остался доволен, а я поверила в свои силы. Потом сделала Пимашкова, это было второе полноценное вложение моих сил. Его в свой запасник купил краеведческий музей.
В самостоятельном «кукольничестве» Ирине очень помогло первое, медицин­ское, образование. Ведь знание анатомии в этом деле просто необходимо. А для того чтобы добиться портретного сходства куклы с живым оригиналом, Ирина разработала собственный способ копирования изображения с фотографии. С помощью обыкновенной линейки и калькулятора она научилась, разбивая изображение на части, вычислять его пропорции.
Поняв, что может сама изготовить куклу не хуже скульптора-бутафора, Ирина решила: организацию работы мастерской нужно менять.
— Если бы у меня не было своего творческого потенциала, наверное, я бы и к чужой работе относилась терпимо. Так бы мы и действовали дальше: рабочие в мастерской делали бы кукол, я бы согласовывала все с заказчиком, потом мы бы кое-что поправляли, и в результате все успешно бы работало. Но я не могу быть спокойна, когда у моих работников что-то не получается, хочется, чтобы все выглядело хорошо и именно так, как я себе это представляю.
Ирина прекратила сотрудничество со штатным скульптором, а вслед за этим отказалась и от аренды помещения мастерской.
— Формат бизнеса позволял нам работать не только в съемном помещении, но и на дому. Поэтому скульптора и наемных работниц я распустила и полностью перешла на совместителей. Совместители — это люди, которые имеют опыт работы бутафорами в театре и делают все на дому. Потом привозят результат своей работы, и мы все вместе быстро собираем куклу. В таком режиме работать достаточно удобно, потому что не нужно платить постоянным сотрудникам зарплату за пустое, не заполненное заказами просиживание в мастерской.
Совместители должны были шить ростовых кукол, кукольную одежду и делать корпусы интерьерных кукол, а себе Ирина оставила самое приятное — портретные игрушки.
— Я делаю кукол с удовольствием и для удовольствия. Я в принципе не люблю монотонность и однообразие, и изготовление кукол — занятие в этом смысле идеальное. Работая над куклой, проходишь много разных этапов. Не успевает надоесть заниматься чем-то одним, как пора переходить к другому. И так, шаг за шагом, приближается желанный результат.
Занявшись изготовлением кукол самостоятельно, Ирина почувствовала себя не просто хозяйкой бизнеса. Она узнала его изнутри и почувствовала по-настоящему СВОИМ. Из-за этого задумалась и о смене названия мастерской.
— Сейчас мое дело называется «Мастерская кукол Ирины Кириенко». Это действительно мои куклы. За исключением ростовых, все делаю я. Они мои, и я никому не дам делить со мной автор­ство! — смеется Ирина. — Кроме того, осмотревшись в «кукольной» тусовке, мы выяснили, что в Москве проводится ежегодный фестиваль текстильной куклы под названием «Ребро Евы». Поэтому сменили название и для того, чтобы избежать возможной путаницы.
Ответственность за результат
В кукольном бизнесе самая большая ответственность лежит на мастере-бутафоре. Только от его профессионализма зависит, будет ли принят заказ, состоится ли сделка.
— В нашем деле всегда есть заказчик, которому нужно угодить, перед которым несешь ответственность за результат. Этот человек рассчитывает на тебя, он заплатил деньги и хочет к намеченному сроку получить удовлетворяющий его продукт. Была кукла, которую я делала почти месяц. И вот все готово, ее уже нужно сдавать, — вспоминает Ирина. — А заказчик смотрит на нее, и я вижу его лицо: на нем какой-то застывший ужас. Понимаю: не то. И за по­следние три дня я полностью переделала кукле голову, добилась того результата, который нужен заказчику, и успела все закончить четко к празднику.
По мнению Ирины Кириенко, с жен­скими куклами работать гораздо сложнее, чем с мужскими.
 — Например, делала я как-то по фотографиям куклу одной девушки. А она, пока я работала, успела перекрасить волосы, сделать себе татуаж, и сложно было даже два ее снимка, новый и старый, сравнить. Или вот над куклой бизнесвумен Ларисы Баталовой пришлось потрудиться. Во что можно одеть куклу женщины, у которой море нарядов? Перещеголять «оригинал» все равно не удастся. Но сшитое платье на готовой кукле выглядело слишком скучно и бедно. Пришлось нам с работниками снова устраивать мозговой штурм — думать, как же его можно расцветить и украсить. В результате мы взяли мелкую сетку-рабицу, ячейкой в три миллиметра, и сделали по лекалам выкройку. И вот из этой сетки-рабицы, выкрашенной в золото, сделали кукле Ларисы Баталовой пояс и шляпу. Получилось достаточно интересно именно из-за неожиданного материала. С этой же куклой вышла кошмарная история. Когда мы привезли голову куклы Баталовой к себе в мастерскую и положили на стол, она просто рассыпалась. Очень повезло, что лицо распалось всего на две или на три части. Удалось их подхватить и из того, что уцелело, собрать лицо заново, сделать отливку и куклу. Получившаяся кукла Баталовой не понравилась. И ее многострадальную голову пришлось заменять. Столько было сплетен, когда мы отрезали кукле голову! Мол, у Баталовой точь-в-точь в этот момент какие-то проблемы со здоровьем были, но это, конечно, сплошные «утки».
Вообще, фантазии на тему «кукол вуду» не дают покоя многим. Ирина была в шоке, когда на «Красноярской ярмарке» к ней и к работникам мастерской подбегали старушки, крестились, сыпали проклятьями и кричали про дьявольские дела.
Сама Ирина, хоть и считает вудуизм суеверием, настоящие человеческие волосы для изготовления кукольных париков не использует никогда. По мнению Ирины, на кукольных головах они выглядят жутковато.
Ставка на карнавал
Планы на будущее у Ирины самые простые — работать дальше. Через три месяца закончится строительство офисного здания на «Красрабе», в котором она планирует разместить мастерскую и небольшой выставочный зал.
Перспективным Ирина считает сотрудничество с компаниями, которые участвуют в карнавальных шествиях на Дне города. В 2006 г. работники ее мастерской изготовили для карнавала несколько ростовых кукол, а в следующем году она надеется извлечь из эффектной затеи мэрии куда больший доход.
А как мастер-кукольник, Ирина Кириенко верна портретным образам.
— Мне доставляет удовольствие работать с портретными куклами, и я рада, что у меня есть возможность заниматься любимым делом. Если бы в нашей семье не было стабильной финансовой ситуации, о которой заботится мой муж, возможно, мне бы пришлось бросить все силы на изготовление ростовых кукол. Они менее сложны в исполнении и делаются за относительно короткое время. К счастью, у меня есть возможность совмещать бизнес с любимым делом в равных пропорциях. И счастье, если твоя работа — это твое хобби.