Евразийская экономическая комиссия может отменить таможенные пошлины на ввоз электромобилей для России и других стран Евразийского экономического союза в этом году.
Ввозные таможенные пошлины на электромобили могут обнулить для России и других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до конца 2020 года. Такое решение 18 февраля приняла коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на своем заседании. Сейчас таможенная пошлина составляет 15%, — сообщает «Газета.ру».
Попытка не пытка
Нулевые пошлины на ввоз электромобилей уже применялись в ЕАЭС — в 2014–2015 гг. и в 2016–2017 гг. За второй временной промежуток импорт, например, в Белоруссию увеличился в физическом отношении почти в четыре раза, в стоимостном — в восемь раз, уточнили в ЕЭК. Тем не менее, применение нулевой ставки на электромобили на срок менее года не позволило достичь запланированных результатов по формированию рынка. Кроме того, льготой могли пользоваться только юрлица.
Новая инициатива будет распространятся и на физлиц, которые сейчас вынуждены платить пошлину в размере 48-54% от таможенной стоимости при ввозе электромобиля для личного пользования, что фактически суть заградительный барьер для приобретения.
Эксперты считают, что отмена таможенной пошлины для физлиц может увеличить продажи в 2 раза. Поскольку завышенная цена — одно из главных препятствий для покупки электромобиля.
Рубль за перевоз
Как указывают эксперты, на рынке нет официальных брендов среднего класса — цена на новые электромобили существенно выше, чем на бензиновые. К примеру, Jaguar i-Pace в России стоит 7–8 млн рублей, Tesla — 9–10 млн рублей. В Европе стартовая цена на новый электромобиль — 30 тыс. евро, т. е. около 2,1 млн рублей, что можно считать реальной рыночной ценой. Если привезти такую модель в Россию, то стоимость со всеми налогами вырастает в несколько раз.
Сейчас общая налоговая нагрузка на электрокары составляет порядка 50%, из которых 20% — НДС, 15% — таможенный, и еще акциз на лошадиные силы.
По данным Норвежской дорожной федерации, которые приводит Reuters, в январе 2020 года в Норвегии на электромобили пришлось уже 44,3% всех продаж.
Электробум только начинается
Тем не менее, электромобили переживают настоящий бум даже в Сибири. Чуть более чем за один год количество электромобилей в Красноярске увеличилось вдвое. По данным «Россети Сибирь», которые недавно публиковал ДК.РУ, сейчас в Красноярске зарегистрирован 61 электромобиль: столько автовладельцев получили доступ к электрозарядным станциям, хотя в 2018 году их начитывалось только 39.
Всего же в регионах Сибири, по данным «Россетей», зарегистрировано 327 электромобилей, особенно быстро растет их количество в Омской области, Бурятии и Кузбассе. В Забайкалье на учете числятся 92 автомобиля, специалисты объясняют это близостью границы с Японией – основным поставщиком электрокаров. Единственный регион без электромобилей – это Республика Алтай.
По прогнозу специалистов «Россетей», к 2025 году количество электромобилей в Сибири вырастет в 10 раз – по улицам городов будет кататься более 3 тыс. единиц экологичного транспорта. Компания заявила, что планирует к этому времени построить 110 заправок, доведя их количество в каждом регионе минимум до десяти.
Инфраструктура
Одного обнуления таможенной пошлины недостаточно для резкого роста продаж электромобилей, поскольку кроме высокой цены препятствием для покупки можно считать неразвитую инфраструктуру.
Развитие инфраструктуры в странах ЕАЭС входит в планы программы по поддержке рынка электромобилей в ЕЭК. В 2020 году в России собираются создать сеть из более чем 700 зарядных станций, которые охватят 30 крупных городов и 30 основных автотранспортных магистралей.
Согласно исследованию 2GIS — на 1 января 2020 года в России насчитывалась 161 зарядная станция. А самих электромобилей, по данным аналитического агентства «Автостат», — 4,6 тыс.
Другая проблема — стереотипы о том, что электромобили ненадежны, их долго заряжать, у них маленький пробег. Хотя в реальности мало кто из горожан проезжает более 200 км в день.
Очевидно, что этому сегменту в России не хватает пиара: крупные концерны не берутся рекламировать электрокары, также в стране практически отсутствуют закупающие их дилеры.
Преференции
Эксперты считают, что развитию рынка помогут дополнительные преференции — например, обнуление транспортного налога на электромобили, свободный проезд по выделенным полосам, а также активное развитие инфраструктуры.
В европейских странах у владельцев электромобилей есть ряд существенных привилегий. В Норвегии их освобождали от уплаты ежегодного налога на транспорт, для них бесплатны большинство парковок, платных дорог и паромов, разрешено движение по полосам для общественного транспорта.
По данным Норвежской дорожной федерации, которые приводит Reuters, в январе 2020 года в Норвегии на электромобили пришлось уже 44,3% всех продаж.