Только за последние дни двум красноярским компаниям пришлось отстаивать названия в суде. Как защитить имя бизнеса? Есть несколько способов.
Светлана Мамаева, директор по рекламе и маркетингу «Кухни Место»
Задумав идти на рынок, каждая компания первым делом ищет себе имя. И, конечно, каждая амбициозная компания хочет превратить имя в бренд, который будет эффективно работать на бизнес, для чего название следует зарегистрировать в качестве товарного знака. Однако разгул фантазии и толстые словари остались в прошлом… Ищите сегодня не креатив, а имя, которое можно зарегистрировать в реестре ФИПС (Федеральном институте промышленной собственности).
Для этого вам в помощь патентные поверенные, которые проведут поиск предполагаемого бренда по базам ФИПС и выдадут вердикт: есть ли шансы на «защиту» бренда. Состояние дел на сегодня плачевное: уже заняты, кажется, все мало-мальски привлекательные слова и словосочетания!
Впрочем, шанс есть всегда! Не забывайте, что одно и то же название можно зарегистрировать в разных классах, а их около 45. Класс – это огромная «портянка» слов, относящихся к какому-либо товару. Если в этом списке есть наименование, точно характеризующее вашу продукцию или услугу, то это ваш класс!
Так у нас было с молодым брендом Smart Room. Когда мы его придумали, мы понимали, что такое ходовое название стопроцентно уже кем-то зарегистрировано. Но поскольку мы позиционировались в классе корпусной мебели и раскладных кроватей, то шанс был. Провели поиск. И оказалось, что как раз в классе, где есть слова «кровати» и «шкафы мебельные» такого бренда ещё нет. И мы этот класс «забрали».
Интересная ситуация была с брендом «One-to –One group». В нужном нам классе обнаружился целый список похожих названий, все они были «вокруг да около» слова ONE. Но именно «нашего» словосочетания не было! В таких случаях процент словесной схожести с другими – фактор отягчающий, однако в сочетании с новизной в графическом изображении может быть принят. Приветствуется интересный шрифт или элемент-изюминка. Мы смогли доказать свою оригинальность!
Уникальный случай был с брендом «Окна Проём». После патентного поиска, в классе окон, обнаружилось наименование «Проём», зарегистрированное строительной компанией в Санкт-Петербурге. Шансов практически не было, но наш патентный специалист предложил рискнуть и запросить согласительное письмо от правообладателя. В таких случаях ФИПС принимает к регистрации две одинаковых марки в одном классе. Поскольку в 2006 году мы были ещё никому неизвестной, к тому же региональной компанией, плюс питерцы оказались лояльными людьми, нам удалось зарегистрировать «Проём» в классе окон. Надо предполагать, будь мы крупной известной компанией, вряд ли правообладатель согласился. Отказал бы из конкурентных соображений, или запросил плату.
Кстати, ничего удивительного в «торговле» брендами нет. Это доходный бизнес. Люди зарабатывают, выискивая и регистрируя все «ходовые» слова и сочетания, «забирают» для них самые традиционные классы (регистрация в каждом классе стоит отдельной суммы), а потом «уступают» права за деньги.
Не могу не рассказать про наш бренд «Место», который мы зарегистрировали, что называется «не мытьём, так катаньем». В нужном нам классе кухонь он был занят, но мы заметили, что срок патента (а это 10 лет) у правообладателя вот-вот истечёт… Мы выждали необходимое время, и на наше счастье правообладатель не стал продлять свои права в отведённые сроки, подарив нам возможность зарегистрировать «Место» за собой. DONE!
Нетрудно понять, что компания, которая способна добиться успеха на рынке, обязательно должна быть защищена от копирования. Приведу в пример известный красноярский магазин всякой нужной всячины, на ул. Северо-Енисейской. Все мужчины города его знают! А теперь таких магазинов как минимум три! Первопроходцы, по-видимому, не зарегистрировали бренд в своё время, вот и «размазались». Многие люди подумали, что магазин расширился, открыл свои филиалы по городу, и ничего не подозревая, идут за покупками к конкурентам.
Знайте, чужой успех обязательно своруют! По этой причине все до единой наши марки прошли идентичный путь: сначала они были придуманы, затем прошли патентный поиск, потом отправлены на регистрацию в ФИПС. И только после всех этих мероприятий имя бренда мы озвучивали широкой аудитории. Последний пример – марка Smart Kitchen. Как только мы получили из ФИПС письмо о принятии заявки, сразу стартовала рекламная кампания. Ведь на конкурентных рынках особенно тесно, и меры защиты своего бренда сегодня необходимы вдвойне!
Справка