Залог масштабирования — игра вбелую: красноярские юристы оценили риски бизнеса в 2024
В специальном консалтинг-опросе представители юридических компаний рассказали о самых горячих вопросах бизнеса, связанных с налогообложением, банкротством и спорами хозяйствующих субъектов.
Сохранить рентабельность и прозрачность бизнеса
Владислав Каминский, управляющий партнер юридической компании «Каминский, Степанов и партнеры»:
— Из наиболее значимого я бы отметил объявленное повышение НДФЛ и налога на прибыль: вероятно, это произойдет уже в 2025. Налог на прибыль для компаний может вырасти с 20% до 25%, а НДФЛ — стать прогрессивным, поэтому есть смысл заняться налоговым планированием заранее, чтобы изменения не ударили по рентабельности бизнеса.
Важно учесть и тенденции налогового контроля в 2024. Количество выездных налоговых проверок падает, но доначисления в каждой из них стремительно растут. Среднее доначисление по выездной проверке по РФ в 2023 составило более 90 млн рублей — на 30% больше, чем в 2022.
В законодательство о банкротстве юридических лиц также могут внести много изменений. Самые значимые предложения в проекте — повышение порога инициирования банкротства юридических лиц до 2 млн. Важное предложение — наделение управляющего правом запрашивать данные о должнике-гражданине, его контрагентах, супруге без санкции суда. С одной стороны, процедуры могут упроститься, а сроки — сократиться, но порог начала банкротства может сильно повыситься.
Споры в арбитражных судах развиваются по пути «приоритета существа над формой»: суд учитывает, как все было на самом деле, а не слепо соглашается с тем, у кого есть подписанный документ. Поэтому все большее значение приобретают иные доказательства помимо договоров и актов: переписка в мессенджерах и по электронной почте, показания свидетелей, скриншоты с сайтов и иных систем.
Тренд на «быструю карму»
Кирилл Майер, руководитель компании «Майер Консалтинг»:
— Я бы обратил внимание на изменение подхода ФНС при выявлении налоговых правонарушений. Сейчас мы фиксируем тренд на скорость: происходит постепенный отказ от выездных налоговых проверок в пользу «быстрой кармы» — точечных камеральных проверок, которые заканчиваются через два... три месяца после подачи деклараций. В фокусе внимания — НДС, акцизы, работа с самозанятыми. Настораживает тренд на предъявление налоговых претензий за нарушения, допущенные контрагентом, чаще всего субподрядчиком — в связи с этим мы рекомендуем усилить комплаенс при заключении договоров с партнерами. Есть и позитивные новости: увеличены суммы ущерба по статье об уклонении от уплаты налогов — крупный размер теперь составляет 18,75 млн рублей, а особо крупный — 56,25 млн.
Еще одна негативная для предпринимательского сообщества тенденция — увеличение количества дел по искам прокуратуры об оспаривании прав и сделок в отношении земельных участков. Сегодня можно выделить два основных направления, по которым работает прокуратура: первое — оспаривание сделок по продаже земельных участков с нарушением полномочий; второе — предъявление требований о признании недействительными сделок, которые совершены департаментом муниципального имущества хоть и в пределах полномочий, но без соблюдения соразмерности площади земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. Результаты рассмотрения указанной категории дел не в пользу предпринимателей: риск утраты прав на земельные участки очень высок, а в случаях, когда возврат земель в государственную собственность невозможен, в бюджет взыскивают убытки, возникшие в результате утраты имущества. В зоне риска большой круг собственников земельных участков коммерческого назначения, приобретенных у муниципалитета.
Начиная с 2002 для банкротства юридических лиц достаточно наличие задолженности более 3 месяцев в размере 300 тыс. рублей. При темпах развития экономики, бизнеса, роста инфляции такой размер кредиторской задолженности неоправданно мал, для того чтобы начать процедуру банкротства организации. Сейчас в первом чтении прошел проект закона, изменяющий размер задолженности юридических лиц до 2 млн, а для отдельных юридических лиц — более 3 млн. Предполагается рассмотрение арбитражными судами отдельных споров в упрощенном порядке без вызова сторон. Этот закон позволит многим предприятиям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, избежать споров, влияющих на репутацию компаний.
Добиваться win-win
Дмитрий Ткачев, юрист и основатель юридического агентства «Закон и дело»:
— Малый и средний бизнес — компании, которые находятся на векторе развития и хотят масштабироваться. Рекомендация для них — выходить из «серой» зоны: важно заранее готовиться к масштабированию бизнеса, чтобы у налоговых органов не возникло вопросов. Что внедрять уже сейчас, чтобы обезопасить бизнес? Просчитать финмодель, подобрать налоговых консультантов, сформировать сильную команду бухгалтеров и юристов.
Еще одно изменение, которое мы фиксируем уже сейчас, — ускорение процедуры банкротства: раньше проходить ее можно было пять... семь лет, сейчас эти периоды короче. Самое важное — мораторий на банкротство больше не действует, соответственно, все положения этой процедуры задействованы в полную силу.
Если говорить о спорах хозяйствующих субъектов, тренд не меняется — эта проблема всегда была, есть и будет. Но в чем может быть риск для бизнеса? Ключевая ценность для бизнеса — не товар и деньги, а время. И так как суд — это долго, дорого и малоэффективно, гораздо проще и быстрее передоговориться на других условиях. Соответственно, для нас тренд в том, чтобы выходить в ситуацию win win: мировые и дополнительные соглашения всегда более эффективны, чем толкание в суде годами.
Борьба за каждый рубль
Ольга Ботова, арбитражный управляющий, генеральный директор юридической компании «ЮрФинанс»:
— Для бизнеса есть налоговые послабления. Например, ИП на УСН разрешили уменьшить налог на рассчитанную, но еще не уплаченную сумму страховых взносов. То есть нагрузку в моменте снизили на 100...200 тыс. рублей в зависимости от оборотов.
В 2024 самым актуальным вопросом будет внесудебное банкротство граждан: сейчас для этой процедуры подходят граждане, у которых общий размер денежных обязательств составляет не менее 25 тыс. и не более 1 млн, и для банкротства не нужно будет представлять некоторые бумажные справки. После того как МФЦ разместит сведения о банкротстве, через систему межведомственного электронного взаимодействия они запросят у ФНС данные о получении пенсии; ФССП и СФР — информацию о сроке выдачи исполнительного документа и его неисполнении; у СФР — о получении пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Если сведения из бумажной справки не совпадут с данными системы, приоритет отдадут последней. Если по результатам запросов выяснят, что лицо не отвечает условиям внесудебного банкротства, либо выявят несоответствие идентифицирующих сведений, в ЕФРСБ разместят сообщение о возврате заявления с указанием причин.
В спорах хозяйствующих субъектов в основном рассматривается неисполнение обязательств по договорам. Предприниматели делают акцент на взыскание неустойки, идет борьба «за каждый рубль». Это связано со сложностями поставок, невыполнением обязательств по договорам и значительной инфляцией. Если раньше стороны часто шли навстречу друг другу и снижали неустойку, то в последнее время даже если и заключаются мировые соглашения, то по отменительным условиям: если в установленные сроки не произведут оплату, неустойка не снижается. Чаще стали появляться иски с низкой ценой: раньше предприниматели и юрлица редко выходили в суды с ценой иска менее 100 тыс., сейчас их доля в судах увеличилась в разы.
Больше материалов по теме:
Где тонко? Красноярские юристы составили карту проблемных зон для бизнеса
Красноярские юристы рассказали DK.RU, на какие нюансы предпринимателям стоит обратить внимание, чтобы минимизировать экономические и правовые риски в своем деле.
Доверяя главное: как выбрать юриста для бизнеса
Выбор такого специалиста сродни поиску доктора: он будет знать все боли бизнеса и поддерживать его функционирование в здоровом формате.
Кирилл Майер: Как выжить при выездной налоговой проверке
Взаимодействие с налоговой службой — неотъемлемая часть жизни предпринимателя. Сложностей предостаточно. Особенно если ФНС начинает интересоваться вашим бизнесом.