Полосатые воротнички: как бизнес решает кадровый вопрос с помощью заключенных
Малому и среднему бизнесу сложно конкурировать с крупными инвестпроектами за рабочие кадры. Решение задачи поиска рабочего персонала предприниматели стали искать за решеткой.
Кадровый инвестпылесос
Проблема нехватки кадров в России ощущается не первый год. Эксперты говорят, что в 2023 с ней столкнулось порядка 90% компаний страны. И 2024 облегчения не принес — аналитики ЦБ в последнем докладе о состоянии экономики в регионах отметили, что ситуация на рынке труда стала еще острее и выправляться не собирается.
Одним из наиболее страдающих от дефицита кадров секторов экономики является производственный. И это при том, что именно от него сейчас ждут максимально стремительного развития. И оно идет. К примеру, только в экономику Красноярского края за 2023 было вложено 926 млрд рублей. И в основном это крупные инвестпроекты — «Восток Ойл», угольный кластер на Таймыре, КИП «Енисейская Сибирь» и другие. Правда, такое количество больших проектов сыграло недобрую шутку с малыми и средними предприятиями.
— Любой крупный проект — это высасывание людей с рынка труда. На вахты набирают лучших — толковых, дисциплинированных и т.д. Мы же, будучи не в состоянии конкурировать с ними по зарплатам, вынуждены работать с тем, что осталось, а это в массе своей не самые простые кадры, — говорит Иван Мячев, соучредитель группы компаний «Лидер».
Речь, по большей части, идет о рабочем персонале, от которого не требуется сколь-либо творческого подхода к выполнению задач. Как отмечает Константин Реук, генеральный директор Красноярского завода железобетонных изделий № 1, именно таких людей — способных просто выполнять определенные операции — сейчас малому и среднему бизнесу не хватает больше всего.
Работа на воле
В попытке закрыть вопрос с рабочими кадрами и Мячев, и Реук обратили свое внимание на контингент краевого Главка Федеральной службы исполнения наказаний. Причем, не освободившихся, а отбывающих срок. Как пояснили DK.RU в ведомстве, возможность их использования в качестве работников есть. И не только внутри колоний (об этом позже), но и на предприятиях, находящихся вне территории исправительных учреждений.
Для того чтобы трудоустроить осужденных на внешние предприятия достаточно обратиться в учреждения ГУФСИН, имеющие полномочия на вывод осужденных за пределы учреждения, обозначить свою потребность в количестве осужденных, вид необходимых к выполнению работ и заключить соответствующий договор», — рассказали в ГУФСИН.
Подбором конкретных «работников» под заявленные задачи займется персонал колонии. Если же кто-то из них в период действия договора не сможет выйти на работу (например, заболеет), то ему в тот же день найдут замену.
— Сейчас у нас на предприятии работает 60 осужденных. В итоге мы на сегодня на 95% закрыли свои потребности в рабочей силе. И самое главное: мы понимаем, что вот этот человек завтра с вероятностью 99,9% выйдет в нормальном состоянии и будет работать, — говорит Реук.
Вообще же сегодня 11 подведомственных краевому ГУФСИН учреждений предоставляют осужденных в качестве рабочих. Их «заказчиками» являются 58 предприятий Красноярска и Красноярского края. Подобным образом сейчас трудоустроено порядка 1 500 человек. В основном это те, кто отбывает наказание за преступления средней тяжести.
Бизнес за решеткой
Помимо работы на предприятиях «заказчика», ГУФСИН по Красноярскому краю предлагает и другой путь сотрудничества с местным бизнесом — открытие производств собственно на территории исправительных учреждений.
Преимущества такой схемы сотрудничества с ФСИН те же — дисциплина, гарантии присутствия человека на рабочем месте, оперативная замена в случае болезни или освобождения. Плюс, не нужно тратиться на жилье для таких «сотрудников» (Константину Реуку, к примеру, пришлось построить для них отдельное жилое здание, рядом с предприятием).
По этому пути пошел Иван Мячев:
Мы сейчас открыли второе производство — на территории ИК-6. Да, сначала был небольшой страх, но он не оправдался. Конечно, в работе с этими людьми есть своя специфика, но где ее нет. Так что сотрудничество с колонией стало для нас спасением в плане кадрового вопроса», — рассказывает он.
Опыт ГК «Лидер» в этом плане неуникален. Сегодня на территории исправительных учреждений Красноярского края работают швейные, металло- и деревообрабатывающие цеха частных компаний, производства модульно-каркасных домиков, пластиковых окон, бетонных изделий, полимерного шифера и деревообрабатывающее производство. В общей сложности сторонними организациями сейчас занято порядка 8 тыс. кв. метров производственных площадей краевого ГУФСИН. И это не предел.
На сегодняшний день мы располагаем примерно 16 тыс. кв. метров свободных производственных площадей. Ко всем имеется необходимая инфраструктура — подъездные пути, электроэнергия, вода и тепло. Для таких площадок мы подбираем осужденных, имеющих рабочие специальности: рамщик, сварщик, станочник, лесоруб, слесарь, тракторист и т.п.», — рассказывают в ведомстве.
Новое производство на территории ИК организовать несложно. Для начала, рассказывают в ГУФСИН, нужно провести техническую оценку имеющихся свободных зданий и помещений на предмет деформаций и категории состояния, как отдельных конструктивных элементов, так и сооружения в целом и привести в соответствия с требованиями ГОСТов и СанПиНов здания и помещения под планируемое производство. А дальше можно оформлять договор.
Что же касается заработной платы сотрудника из числа осужденных, то она в среднем составляет 43,5 тыс. рублей в месяц. Часть этих денег идет на погашение исков к заключенному (если таковые есть) и выплату налогов. Остальные он получает в виде зарплаты.
Конечно, работа с осужденными накладывает определенные ограничения, но в общем и целом это все равно гораздо стабильнее, чем пытаться предложить какие-то суперусловия „гражданским“ сотрудникам, конкурируя за них с крупными инвестпроектами», — резюмирует Реук.
Читайте также:
Сотрудники «навсегда»: бизнес Красноярска о том, стоит ли до последнего удерживать кадры
Тотальный дефицит кадров остается одной из главных проблем для российского бизнеса.
Производителям стройматериалов не хватает кадров для роста
Спрос и объемы выпуска основных стройматериалов в регионе растут, но отрасли нужны люди.
Рейтинг молодежных профессий в Красноярской крае возглавили гейм-дизайнеры и артисты
Аналитики hh.ru выяснили, какие профессии наиболее популярны среди соискателей в возрасте от 14 до 35 лет в Красноярском крае.