Арктика, Ергаки, Шушенское, круизы по Енисею: зачем туристы едут в Сибирь?

В Красноярский край едут все больше туристов. Так, в 2023 прирост турпотока составил 40% по сравнению с 2022. И дело не только в общероссийском тренде на внутренний туризм.
Власти региона развивают отрасль и вкладываются в нее. Например, в 2025 на развитие туризма в бюджете предусмотрено 2,8 млрд рублей с учетом федеральных средств. Более 800 млн рублей из них будет направлено на предоставление бизнесу государственных мер поддержки.
Почему вообще направление туризма важно развивать? Об этом «Деловой квартал» побеседовал с Юлией ФИЛАТОВОЙ, заместителем руководителя администрации губернатора Красноярского края.
Турпоток развивает все отрасли
Специфика климата и географического расположения нашего региона такова, что необходимость развития туристической отрасли не кажется очевидной. Однако в последние годы ей уделяется большое внимание. Зачем?
— Вы справедливо отметили особенности нашего региона — удаленность от западной части страны с большой концентрацией населения, промышленная специализация экономики. В классическом представлении это не самые благоприятные для туризма условия. Кроме того, в крае довольно устойчивая экономика, кажется, нет большой необходимости в развитии дополнительных отраслей.
Но именно развитие туризма способно дать серьезный мультипликативный эффект на развитие самых разных отраслей и территорий. Самой понятной демонстрацией мультипликативного эффекта туризма является событийный туризм. Крупное событие, которое привлекает людей в какую-то территорию, несет выгоду и для гостиниц, и для производителей сувениров, и для предприятий общественного питания, магазинов, для тех, кто занимается арендой оборудования, рекламно-производственным бизнесом и так далее.
Кроме того, развивая туризм, мы должны думать о качественно новом этапе во многих сферах: транспорте, общественных пространствах, гостиничном бизнесе, в целом в комфорте города.
Важный момент — имиджевый эффект. Продвигая региональный туризм, в целом развиваем бренд региона. Это может конвертироваться не только в тех людей, которые приезжают сюда отдыхать, учиться, работать, но и в тех, кто принимает решение не покидать регион, понимая, как много интересного здесь происходит, какие здесь есть условия, в том числе для отдыха и досуга.
Выходит, это совокупность аргументов, которые лежат в плоскости как экономики, так и социальной сферы. Причем они важны не только для жителей других регионов, но и края?
— Именно так. Мы создаем благоприятные условия для туризма и тем самым автоматически улучшаем и качество жизни тех, кто здесь живет. Наш регион действительно удален от центральной части страны. И люди могут чувствовать себя удаленными от разных возможностей, если не создавать привлекательные условия, например для туризма. Посмотрите, сколько мест для отдыха было создано в последнее время как в самом Красноярске (национальный парк «Красноярские Столбы», Торгашинский хребет, Серебряный лог, Гремячая грива, Николаевская сопка, лодочная станция «Остров» и так далее), так и за его пределами (Манская петля, озеро Большое в Шарыповском районе, Енисейск, Шушенское, Минусинск и прочее). Жители Красноярского края активно путешествуют по региону. И это для них конвертируется в качество жизни и удовлетворенность проживания здесь. Большое количество рекреационных мест как вокруг города, так и в какой-то небольшой удаленности — важный аргумент, чтобы люди чувствовали себя комфортно.
Старт дала Универсиада
При этом отрасль, которая так позитивно влияет на множество сфер, начала развиваться совсем недавно.
— Если углубиться в историю вопроса, то, наверное, старт активного развития туризма — осмысленного, с формированием определенной региональной политики, — это период подготовки нашего города к Универсиаде.
В 2018 стало ясно, что в город приедет большое количество гостей. Наверное, именно тогда мы стали системно обсуждать, какие условия необходимы для того, чтобы гостям было комфортно, понятно, интересно. Новая постановка вопроса дала мощный толчок к тому, чтобы осознать: у нас есть продукт, который может быть интересен не только в период крупного события, но и постоянно.
Шесть лет, которые прошли с тех пор — не такой большой срок. Но, наверное, уже можно делать какие-то выводы. По каким критериям понимаете: да, работаем в верном направлении?
— Действительно, шесть лет не такой период, чтобы сложилась полноценная отрасль. Но критерии оценки есть, и они демонстрируют позитивные тенденции.
В частности, есть утвержденная логика подсчета туристических потоков. И в регионе он растет. После снятия ограничений времен пандемии Красноярский край по приросту турпотока опережал среднероссийские темпы почти в два раза.
Может быть, это эффект низкой базы?
— В том числе. Я всегда подчеркиваю, что к цифрам статистики нужно относиться спокойно и рассудительно, понимая, что на них влияют многие факторы. Во-первых, это результат того, что в целом по стране люди стали больше путешествовать. Во-вторых, традиционно Красноярский край не был туристической Меккой. Поэтому мы можем наблюдать такое увеличение относительно прежних лет. Тем не менее, даже если у роста есть разные причины, он показывает положительную динамику.
Какие еще показатели эффективности развития туристической отрасли?
— Второй критерий — количество номерного фонда. В крае более 37 тыс. койко-мест, и номерной фонд растет. Только за последние два года предпринимателям края были выделены федеральные средства на строительство более 220 номеров в модульных домах. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» созданы дополнительные места размещения туристов — современные, оборудованные туалетами, душами, комфортные для проживания. Домики появились за относительно короткий срок в разных территориях края: в Ергаках, Ермаковском, Березовском районах, на Шумихе, во многих других местах.
Третий показатель, и здесь тоже хорошая динамика — рост числа региональных туроператоров. Тех, кто профессионально занимается формированием продукта, раньше в регионе было совсем немного. А запрос на отдых от местных жителей в основном ограничивался путевками в теплые страны. Сейчас все больше организаций, которые на постоянной основе профессионально занимаются реализацией туров по Красноярскому краю. Стать туроператором не так просто. Это означает попадание в федеральный реестр, обязательные страховые платежи и так далее. И рост их числа означает начало формирования отдельного направления отрасли. На сегодняшний день в регионе работают 67 туроператоров.
В целом количество занятых в отрасли — это тоже показатель, который может свидетельствовать, что люди готовы и хотят связать свою жизнь с этим направлением. Это говорит о том, что на их продукт есть спрос.
Например, сейчас действует обязательная аттестация экскурсоводов, которую обеспечивает агентство по туризму. За последние два года аттестацию прошли 132 экскурсовода. Это неплохой показатель, который демонстрирует, что для людей туристическая деятельность — сфера профессионального применения.
Юг края и Арктика
Из чего складывается бренд региона? Зачем люди едут в Красноярский край?
— Деловой и событийный туризм — важная часть туристического потока. Большая насыщенность различными событиями — от конференций и семинаров до музыкальных фестивалей, культурных проектов и спортивных чемпионатов, — все это формирует довольно большой поток как организаторов и участников, так и зрителей.
Второе — все чаще в Красноярск едут целенаправленно (раньше в основном его посещали транзитом). Это интересный, современный город-миллионник.
Рестораны высокого уровня, гостиницы, большое число комфортных мест для активного отдыха на природе в радиусе 40…50 км.
Зимой — катание на лыжах, и это редкая возможность жить в гостинице в большом современном городе с хорошими ресторанами и с горнолыжным комплексом практически в черте города.
Третье направление — юг края. Это Шушенское с его этнографическим туризмом. Ергаки, интересные для горных походов летом и снегоходов/ лыж зимой. Минусинск после своего юбилея также стал интересен туристам.
Отдельно выделю Енисейск, популярный для путешествий на один…два дня, особенно на православные праздники. Здесь привлекает особенная атмосфера, история города и его храмы. Совсем недавно открылась, кстати, новая гостиница — «Гостевой дом купца Бородкина». Здесь можно пожить в интерьерах енисейского купечества, отведать блюда купеческого стола и погрузиться в историю того времени.
Следующий блок связан с водным досугом, он актуален для самих сибиряков — это Шарыповские озера, Красноярское море, где летом также большой поток туристов.
Нельзя не отметить круизы по Енисею. Сегодня это не самое массовое направление, потому что есть ограничения, связанные с вместимостью кораблей. Но это направление имиджевое, важное для развития, и привлекает туристов со всей страны.
Еще один маршрут, который не назовешь массовым, но он важен для бренда региона — это все, что связано с Арктикой. Плато Путорана, Хатанга, арктические озера — все это интересно опытным путешественникам, тем, кто много где побывал и хочет особенных впечатлений. Все это разные направления, они имеют разный потенциал емкости и возможности увеличить трафик, но при этом каждое требует концентрированной работы по разным задачам. Начиная с дорог, транспорта, работы с муниципалитетами, создания программ, и до продвижения.
Мощный импульс для развития туризма задала Универсиада. Следующее крупное событие, которое наверняка сильно повлияет на туристическую отрасль — это 400-летие Красноярска. Какие здесь ожидания?
— Вы провели правильную аналогию: это событие, как и Универсиада, мобилизует разные направления. Мы понимаем, что есть определенная дата, когда приедет большое количество гостей. Городу будет уделено повышенное внимание. И к этой дате важно проработать множество сценариев. Начиная с прохождения пути клиента, чтобы благоустройство, чистота, навигация, фасады, протокольные маршруты и так далее были комфортными и не вызывали вопросов, и заканчивая гостиничным фондом — он точно требует увеличения. Мы надеемся, что получится реализовать инвестпроект по строительству еще нескольких гостиниц в Красноярске. Городу нужен термальный комплекс. Большого внимания требуют множество задач. Мы ждем 400-летия и работаем, чтобы подтянуть разные направления в городе для приема гостей. Это широкий круг: от навигации, парковочных карманов до транспорта, повышения уровня сервиса, в том числе включая инклюзивность. Обязательно должны появиться знаковые, титульные объекты, и по некоторым уже началась работа. Разумеется, все это скажется на продвижении бренда региона.
Больше свежей информaции в ТГ-кaнaле ДК
Читайте также
-
Награда года: почему Красноярский край признали самым креативным в стране
«Деловой квартал» подводит итоги минувшего 2024 и знакомит с самыми яркими проектами, запомнившимися событиями, ключевыми персонами. Один из таких итогов — награда года, присужденная региону.
-
KRASNOYARSK BOAT SHOW: выйти в море возможностей
Красноярск имеет все шансы стать сибирской столицей производства маломерных судов. Стремительный рост малых и крупных судоверфей говорит о том, что отрасль активно развивается.
-
В красноярском ТРЦ «Планета» откроют шоурум сибирских брендов
Сейчас Сибирский институт развития креативных индустрий принимает заявки от желающих представлять товар в шоуруме.
-
В экспертный совет номинации «Фэшн года» вошли дизайнеры, стилисты и институты развития
Фэшн-индустрия Красноярска на подъеме. Бренды наращивают объемы производства, появляются новые имена, проводятся громкие фэшн-события.