Алёна Дёмкина: Как избежать ошибок в общении с иностранцами

Алёна Дёмкина: Как избежать ошибок в общении с иностранцами
Иллюстрация: Коллаж ДК

Наш эксперт продолжает рассказывать о тонкостях межкультурной коммуникации.

В первой серии можно узнать, какие аспекты важно учитывать в общении с представителями других культур.

Вторая серия посвящена основным моментам, которые важно соблюдать, чтобы избежать недопонимания с партнерами из других стран.

Алёна Дёмкина
эксперт в международной деловой коммуникации

Договориться о языке коммуникации

Безусловно, для успешной деловой коммуникации желательно хотя бы на базовом уровне знать язык бизнес-партнера или коллег. Но в целом важно не столько количество выученных слов, сколько понимание логики, тональности. Это помогает улавливать настроение собеседника, его отношение к предмету разговора. Так, из-за специфического звучания китайского может сложиться впечатление, что человек чем-то возмущен, а он просто рассказывает о погоде.

На изучение иностранного языка требуется немало времени и сил. Не всегда коллеги и бизнес-партнеры могут быстро овладеть им на таком уровне, чтобы свободно понимать друг друга. Поэтому часто международная коммуникация происходит на английском. Но не везде этот язык пользуется популярностью: в Армении, Бразилии, Индонезии его знает лишь малая часть населения. А французы, даже зная английский, неохотно общаются на нем.

Чтобы межкультурная коммуникация была комфортной для всех участников, полезно сразу договориться, на каком языке будут вестись встречи и переписка. Но если выбрать общий язык затруднительно, на переговоры лучше приглашать профессионального переводчика.

В идеале он должен свободно владеть языками всех участников коммуникации. Тогда он точно поможет разобраться со смыслом сказанного, сможет верно уловить и передать контекст. Переводчик должен разбираться в формальных правилах общения, значимых для конкретного языка оборотах и титулах: в каких-то странах будет допустимо обращение лишь по имени, а где-то оно невозможно без «мадам» и «господин».

Для лучшего понимания стоит внимательно наблюдать за невербальными сигналами собеседника. С какой мимикой он реагирует на сказанное, как жестикулирует, когда говорит сам. Следует помнить, что в разных странах и культурах одни и те же жесты могут означать разное. Один из самых известных примеров: кивок головы, который в России и европейских странах означает согласие, в Болгарии, Греции и Индии наоборот используется для выражения отрицания.

Ошибки — тоже часть коммуникации. Если они происходят, важно спокойно извиниться и объяснить их возникновение спецификой другой культуры. Если в процессе общения что-то непонятно, лучше задавать дополнительные вопросы, уточнять, не допуская смысловых пробелов и не додумывая за собеседников.

Быть внимательным к собственной культуре

Главная ошибка при общении с иностранцами — критиковать за то, что они другие. Здесь может помочь честный взгляд на культуру своей страны. Это позволит заметить моменты, которые могут показаться иностранцам непривычными и даже странными. Например, европейцев может удивить традиция россиян разуваться дома, а японцев — приветственные поцелуи французов.

Осознание различий в быту и отношении к повседневным ситуациям помогает развивать так называемую культурную чувствительность, принять самобытность других народов, свыкнуться с мыслью, что общепринятой нормы нет.

Чтобы свободнее чувствовать себя в общении с иностранцами, стоит и себе позволить быть другим. Во избежание недопонимания в начале каждой коммуникации вполне уместно напоминать о своей инаковости. Можно спокойно сказать: «Я из другой культурной среды, у нас принято/не принято так». И добавить простое человеческое: «А как у вас?»

Проявлять искренний интерес и уважение к чужой истории и культуре

При планировании долгосрочного сотрудничества с представителями другой страны следует ознакомиться с местной историей и культурой.

Узнать базу истории региона можно из книг и блогов. Стоит уделить внимание и темным периодам — в них могут скрываться причины расхожих стереотипов и табу, связанных с конфликтами в прошлом, а также образы национальных героев и значимые для местных человеческие качества.

В изучении локальных нюансов также отлично помогают сказки: персонажи и сюжеты, которые сопровождают местных с самого детства, могут объяснить очень многое. Кстати, можно объединить изучение языка и сказок — детские книги позволят решить сразу две задачи.

Полезно узнать истоки и традиции национальных праздников. Особенно если они объявлены выходными днями. Так наверняка будет проще понять, почему в это время никто не готов решать рабочие вопросы, а в какие периоды скорость выполнения задач может падать — как в России: «Давай после майских».

Подготовиться к общению с иностранцами поможет культурный атлас. Это онлайн-энциклопедия, где собраны статьи о традициях, обычаях, культуре и истории разных стран. Там можно найти правила, как вести себя при знакомстве, как соблюдать иерархию, верно трактовать жесты и другие невербальные сигналы, каких тем и поступков лучше избегать.

Даже если сложно преодолеть стеснительность, не стоит пренебрегать персональными связями. При интеграции очень пригодится связь с экспатами, готовыми помочь освоиться и рассказать о местных правилах и традициях. Например, при обращении в зарубежный банк можно позвать с собой коллегу, знающего правила оформления документов.

Разобраться с бюрократической системой помогут юристы и миграционные консультанты. Они подскажут, как открыть ИП и зарегистрироваться в налоговой, и предложат услуги надежного переводчика для сопровождения в переговорах.

Развивать культурный интеллект, эмпатию и навык активного слушания

Уровень культурного интеллекта (CQ — cultural intelligence) представляет собой способность понимать людей другой культуры и быстро адаптироваться в мультинациональной среде. При общении с иностранцами придется тяжело.

Толерантность, умение проявлять участие, внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы, уважать мнение и опыт собеседников особенно важны в установлении персональных контактов с новыми партнерами и коллегами другой культуры.

По источникам по запросу «Зачем и как развивать эмпатию» можно узнать, как использовать это качество в профессиональной сфере, а также научиться лучше понимать окружающих и выстраивать крепкие отношения на работе и в личной жизни.

Соблюдать международный деловой протокол и этикет

Это универсальный инструмент общения, общепринятые нормы коммуникации в деловом сообществе. Деловой протокол базируется на принципах вежливого нейтралитета и уважения друг к другу.

Перед встречей полезно исследовать медийный образ и бэкграунд компании и будущего собеседника, чтобы не стать жертвой расхожих стереотипов и увереннее чувствовать себя при знакомстве.

Для подготовки к взаимодействию можно поискать интервью или публичные выступления ключевых лиц компании, изучить их аккаунты в профессиональных социальных сетях. Все это источники ценной информации: скорость и манера речи, стиль общения и коммуникативные привычки, культурный фон, достижения и планы. А личные аккаунты собеседника позволят лучше узнать его с неформальной стороны, найти общие интересы и ценности для small talk.

Также необходимо заранее изучить основные правила делового общения в стране партнера или коллеги, чтобы суметь верно расшифровать его поведение и не нарушать личные границы. А если возникает неловкость или недопонимание, лучше спокойно обсудить случившееся, пояснив, что вызвало напряжение.

Деловой этикет подразумевает, что участники коммуникации соблюдают иерархию, придерживаются официального дресс-кода, уважают чужое время и не допускают опозданий, при встрече жмут друг другу руки, но избегают других прикосновений.

Больше информации в ТГ-канале ДК

Читайте по теме: 

 Алёна Дёмкина: 15 правил для тех, кто хочет соответствовать формату любого мероприятия

Этикет — это инвестиции в себя. Наш эксперт поделилась наблюдениями о том, чем отличаются светские люди от тех, кто хотел бы стать такими. 

Ольга Дубровская: Как сделать запоминающееся видео. Советы красноярским предпринимателям

Сейчас, когда видео стало новым языком общения, навыки записи личной видеовизитки превращаются в конкурентное преимущество.

Сергей Журавлев: почему высокая ключевая ставка выгодна бизнесу и потребителям

Повышение Банком России ключевой ставки призвано сдержать инфляцию, которая в последнее время активно растет. Но порой слышатся опасения, что это может дать обратный эффект.

Самое читаемое
  • «России и Украине придется пойти на трудные шаги». Что известно о встрече США и Украины«России и Украине придется пойти на трудные шаги». Что известно о встрече США и Украины
  • Уральский застройщик анонсировал мегапроект за 100 млрд руб.Уральский застройщик анонсировал мегапроект за 100 млрд руб.
  • Матвиенко призвала прекратить плодить неудачников, обучая их в столичных вузахМатвиенко призвала прекратить плодить неудачников, обучая их в столичных вузах
  • «Зашли со своими деньгами и просто работали». Как построить прибыльный бизнес в сфере ЖКХ«Зашли со своими деньгами и просто работали». Как построить прибыльный бизнес в сфере ЖКХ
  • Никита Словиковский: «Жилья, приобретенного под сдачу в наем, оказалось слишком много»Никита Словиковский: «Жилья, приобретенного под сдачу в наем, оказалось слишком много»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.