Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»
Иллюстрация: предоставлено 075 Group

С июня по август летние террасы ресторанов Красноярска становятся не только центром притяжения гостей, но и точкой роста ресторанного бизнеса.

DK.RU поговорил с рестораторами Красноярска о том, как устроена экономика «летника» и возможен ли в Сибири вариант «зимника».

+50% к выручке

В прошлом году количество ресторанов с летними верандами выросло во всех регионах Сибири. В Красноярске таких заведений стало больше на 5% (всего 286 ресторанов), а число столиков в них увеличилось на 36% (данные исследования 2ГИС). Год от года растет и вес «летников» в экономике ресторанных холдингов. В зависимости от концепции, локации и количества посадочных мест такие проекты могут увеличить выручку летних месяцев от 10 до 50%.

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  1Тут произошла своего рода эволюция. Изначально летняя веранда была поддержкой на период отпусков и снижения посещаемости. О дополнительной прибыли речь не шла: «летники» помогали выровнять экономику холдинга с июня по август. Потом акценты стали смещаться. И сегодня, когда многие проводят в городе все лето, террасы стали важной частью бизнеса. Не берусь загадывать, как с учетом охлаждения экономики дела пойдут в этом году, но прошлое лето показало очень хорошие результаты, — говорит Анатолий Ващенко, директор Bellini Gastronomic Ecosystem.

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  2

Алексей Нейман, сооснователь Berrywood Family, обращает внимание на то, что только наличие в заведении летней террасы не гарантирует дополнительную прибыль. Усилить ресторанный проект, и не только финансово, могут далеко не все «летники».
— Есть примеры, когда летние веранды — это не более чем дополнительная сервисная услуга для постоянных гостей. Тех, кто каждый день обедает или ужинает в заведении и летом выбирает столик не в помещении, а на открытом воздухе. В таких случаях речь о коммерческой выгоде не идет. Совсем другое дело, когда повезло, и «летник» расположен в уникальном месте — с прекрасным видом на горы или реку, в уютном дворике. Такой летний проект усиливает основной проект и создает особую атмосферу, ради которой и приходят гости.

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  3

Главная причина большой востребованности летних террас в Красноярске очевидна: долгая зима и короткое лето в Сибири. «Летники» для гостей заведений — это не столько про гастрономию, сколько про эмоции и атмосферу. 

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  4В этом году мы пошли на эксперимент и открыли летнюю веранду уже в апреле. Эксперимент удался: в теплые дни свободных мест на веранде не было. Видно, как люди соскучились по солнцу и возможности провести время на улице. Лето — это маленькая жизнь, и «летник» позволяет прожить его вкусно, ярко. Устроить себе микроотпуск, даже если завтра на работу, — говорит Наталия Матвеева, владелец гриль-бара «Огонь и лед».

Сохранить tone of voice

Очевидно и другое: полная посадка на «летниках» не была бы возможна без вложений рестораторов — творческих и материальных — в создание таких проектов. Инвестиции в запуск летней террасы стартуют от 500 тыс. и могут достигать десятка миллионов рублей (в первую очередь это зависит от количества посадочных мест и степени «капитальности» строения). На то, чтобы вернуть эти вложения, понадобится не один сезон. 

В нашем холдинге не было таких примеров, но давайте вспомним, что представлял собой типичный «летник» раньше: пластиковый стол, стулья и зонт от пивных компаний. Сейчас же для летних террас рестораторы покупают мебель, которая порой дороже, чем в самом заведении. В частности, такие стулья стоят на «летнике» Formaggi. Сами террасы становятся технологичнее и комфортнее. Например, в нескольких «Перцах» у нас оборудованы перголы — опоры, крыша. Они зонируют пространство и создают тот самый комфорт. Для наших проектов на пр. Мира, где установка подобных конструкций невозможна, ищем другие решения. Они будут минимальными: стол, стул, но даже это лучше, чем не делать вообще ничего, — считает Анатолий Ващенко. 

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  5

Отдельный вопрос — концепция «летников». Веранда должна, с одной стороны, быть продолжением основного проекта, с другой — не повторить его полностью. 

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  6Летняя веранда — это совершенно другой вайб, другое настроение, поэтому определенные отличия от основного проекта уместны и даже необходимы. Очень многое, если не все, определяет месторасположение. Например, «летник» 0.75 Please для Красноярска уникален: закрытый двор в историческом центре, здания из царского кирпича вокруг, тусовочная атмосфера. Сейчас мы делаем «летник» брассери Jil — используем там такую же мебель, как в ресторанах Парижа. Он также не будет похож на то, что уже есть в городе, — делится планами Александр Митраков, основатель 075 Group.  

Алексей Нейман считает, что сохранение tone of voice основного проекта — одна из самых сложных задач при создании летних террас.

— Атмосфера простых «летников», где есть только стол, стул и улица вокруг, конечно, проигрывает атмосфере основного проекта. В ресторане гораздо больше точек контакта и пространства, чтобы реализовать концептуальную идею. Исключение — специальные летние проекты, как, например, «Летний терминал Гамбурга» — летняя терраса паба «Залечь на дно в Гамбург». Концепт террасы, интерьер которой воссоздает морской грузовой порт, поддерживает и продолжает концепт основного проекта. 

Экономика «летника» в цифрах:

 

500 тыс. … 10 млн рублей — инвестиции в запуск летней террасы

На 15…30% средний чек в «летнике» меньше среднего чека в заведении

300 заведений в Красноярске запустят летнюю террасу в 2025

Источник: экспертные оценки, расчеты «ДК»
 

«Зимник» вместо «летника»?

Возможность увеличить выручку — не единственная причина, из-за которой рестораторы развивают летние террасы своих заведений. Такие проекты, особенно если они расположены на пути пешеходных потоков, приводят (в прямом и переносном смысле слова) в заведение новых гостей. 

В отличие от ресторана, посадка в «летнике» — это не 100% постоянных гостей заведения. Там много тех, кто зашел по пути во время неспешной прогулки по городу. Возможно, этот гость больше никогда не вернется в заведение, а возможно — станет его постоянным посетителем. Так или иначе, «летник» — это работающий инструмент, для того чтобы расширить аудиторию. В том числе и поэтому усилия по их запуску себя оправдывают, — считает Наталия Матвеева. 

Короткая жизнь летних террас, пожалуй, главный минус таких проектов в Сибири. Рестораторы говорят: ровно 31 августа интерес гостей к «летникам» превращается в тыкву.  

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  7Весь наш опыт показывает, что желание посещать «летники» заканчивается в последний день августа. Погода становится прохладной — сидеть на террасах уже некомфортно. И как бы нам ни хотелось продлить срок жизни таких проектов, в Красноярске это не востребовано. Мы не Ростов или другой южный город, где «летники» работают по восемь месяцев и являются важнейшей точкой роста для ресторанных проектов, — говорит Алексей Нейман.

Анатолий Ващенко также уверен, что сезон летников ограничен комфортом, причем не только гостей, но и персонала.

— Можно поставить обогреватели, укутать гостей пледами и плюс-минус обеспечить им комфорт пребывания. Но как быть с персоналом? Как минимум, ребятам нужно будет работать в теплых куртках, а это тяжело. Плюс теряется эстетика и та самая легкость, за которую гости так ценят «летники». Убедительных аргументов за то, чтобы продлевать сезон, нет, а вот аргументов против куда больше. 

Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  8Нагулять аппетит: рестораторы Красноярска о том, как устроена экономика «летников»  9

Александр Митраков считает, что можно пересмотреть дату старта сезона «летников». А вот его окончание неминуемо ограничено календарным летом. 

Если погода позволяет, открывать летнюю террасу можно уже в апреле…мае. Спрос на это действительно есть. Но «летник» в сентябре и тем более октябре — в Сибири это невозможно. Уже в августе, как только начинает холодать, люди хотят быть в тепле и предпочитают террасе помещение ресторана. 

Фото в материале: Bellini Gastronomic Ecosystem, Berrywood Family, 075 Group, «Огонь и лед».

Читайте по теме: 

В Красноярске на высоте пять метров открыли летнюю веранду ресторана Fresco

Хайям Аминов запустил летнюю террасу ресторана Fresco на Театральной площади в Красноярске. DK.RU показывает интерьеры и делится деталями новой площадки.

Сашими или пельмени: самую вкусную кухню выбрали красноярские рестораторы

Минпромторг России планирует разработать стандарт русской кухни. Одна из целей этой инициативы — развить потенциал национальной кухни как важного сектора экономики.

Собственники 75°COFFEE открывают еще одну кофейню в Красноярске

Новое заведение откроется в ТРЦ «Планета». Сейчас там идет ремонт.

Место чайханы в красноярской «Планете» займет кафе паназиатской кухни

Спустя почти четыре месяца после закрытия чайханы «Гранат» в ТРЦ «Планета» стало известно, кто займет эту площадку.

Самое читаемое
  • УК лишат возможности подделывать итоги собраний, а руководителей ТСЖ отправят на экзаменУК лишат возможности подделывать итоги собраний, а руководителей ТСЖ отправят на экзамен
  • К концу 2025 г. ключевая ставка может опуститься до 15% — Константин СелянинК концу 2025 г. ключевая ставка может опуститься до 15% — Константин Селянин
  • Дефицит госбюжета России в 2025 г. вырос до 3,79 трлн руб.Дефицит госбюжета России в 2025 г. вырос до 3,79 трлн руб.
  • Квартиры не продаются: 8 локаций в России попали в зону риска по продажам новостроекКвартиры не продаются: 8 локаций в России попали в зону риска по продажам новостроек
  • Собственники Raven Russia не смогли оспорить решение суда о передаче активов государствуСобственники Raven Russia не смогли оспорить решение суда о передаче активов государству
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.