Почему началась эра пересборки экономики

Почему началась эра пересборки экономики
Иллюстрация: DK | YandexART

2025 расставил все точки над i. Больше нельзя вести бизнес как раньше: прежние схемы рушатся, покупают меньше, а у интуитивного подхода давно сбиты прицелы.

Новое время — не просто кризис, а эпоха тотальной пересборки бизнеса. Чтобы остаться под солнцем, придется снять розовые очки и перекопать много руды.

Бей, беги, замри

Бизнес в России сегодня живет в ­эпоху антивозможностей. Высокая ключевая ставка и дорогие кредиты, снижение покупательской активности, дефицит кадров, ужесточение проверок и прочее. Среди предпринимателей все меньше тех, кто рассчитывает на лучшее, а вот число пессимистов растет. Так, если в 1К 2025 негативных изменений ждали 23% опрошенных, то во 2К 2025 эта цифра выросла до 25% (данные ПРИМ — «Предприниматели России: исследовательский мониторинг»). Не просто звоночком, а набатом выглядят данные Росстата. За первую половину 2025 в России закрылось в 1,5 раза больше компаний, чем открылось: 141 тыс. против 95 тыс. Последний раз отрицательная динамика наблюдалась три года назад, во время массового ухода иностранных компаний. 

Реальность 3.0 отменила правило «плавали — знаем». Кризис нового типа сломал все инструменты, которые работали в прошлом, и даже те, что давали результат еще вчера. Уже нельзя «купить» клиента только лишь за счет маркетинговых усилий, высокое качество продукта — не залог успеха, и даже хорошая цена не гарантирует выживания в шторме. Как и в любой кризис, бизнес действует на основании базовых инстинктов. Однако тактика у всех разная. 

Почему началась эра пересборки экономики 1— Наши наблюдения по Сибири и Дальнему Востоку показывают, что до 70% малого и среднего бизнеса выбирают реакцию «замри»: заморозка инвестиций, откладывание решений. Это видно по отложенным проектам по автоматизации, которые мы наблюдаем. Реже — «беги»: резкий уход в несвойственные ниши или панические сокращения. Стратегия «бей»: активный пересмотр моделей, захват доли уходящих игроков — это пока удел 5…7% самых сильных и дальновидных компаний, которые используют эту паузу для рывка, — такие цифры приводит ЕВГЕНИЙ ШУСТОВ, руководитель макрорегиона «Сибирь» компании «Первый Бит». 

Почему началась эра пересборки экономики 2

ЕФИМ ЧЕБОТАРЕВ, управляющий группой компаний «Орда», интерим-менеджер, отмечает, что из всех возможных вариантов реакция «замри» наиболее естественная. А вот правильная ли — вопрос открытый. 

— Большей части предпринимателей и, например, мне лично хочется замереть, ведь абсолютно непонятно, что будет дальше. Но именно из-за сгущающейся неопределенности приходится выбирать реакцию «бей». Я рассчитываю на то, что дальше будет только хуже. Поэтому лучше всего выстраивать стратегию, исходя из этого видения, и радикально меняться. Не убегать или пытаться «переждать непогоду», а именно «бить» — стараться отвоевать свой кусок суши на ссыхающемся бизнес-ландшафте. Возьмет верх позитивный сценарий — круто, это будет приятным бонусом, и мы заработаем на этом еще больше.

Пересобрать стратегию 

Большинство экспертов сходятся во мнении, что текущий спад — это не просто временное охлаждение, а скорее ледниковый период в экономике России. По данным Росстата, в январе…июле 2025 торможение наблюдается в большинстве отраслей. Сбавила скорости и динамика ВВП. За первые шесть месяцев этого года ключевой для экономики показатель вырос на 1,1% (для сравнения: прирост ВВП за аналогичный период 2024 составил 1,2%).

Текущая реальность заставляет бизнес переосмыслить хорошо знакомую аксиому, что кризис — это трамплин для роста. 

Почему началась эра пересборки экономики 3

— Кризис — время возможностей для тех, кто вошел в него, имея потенциал для развития. В кризис многое перестраивается, это время пересборки. Меняться из нужды и меняться из изобилия — это разные ситуации. Времени, сил, денег на трансформацию хватает не всем. Поэтому часть компаний уходит с рынка, их место занимают более подготовленные и умелые. Видение собственника и понимание того, что временно, а что является долгосрочным, создает колоссальную опору и позволяет совершать точные выверенные действия, способные сильно влиять на игру. Сейчас время пересборки стратегий и репозиционирования, — говорит АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ, бизнес-тренер, серийный предприниматель, основатель компании Business&Business.

Почему началась эра пересборки экономики 4

ЕВГЕНИЙ ГРАНКИН, финансист, также обращает внимание на то, что сегодня время ограниченных возможностей, воспользоваться которыми могут далеко не все. 

— Мы работаем с малым и средним бизнесом и видим, как тяжело предпринимателям. Ресурсов для роста нет, и это чувствуется острее, чем когда-либо. Возможности для роста есть, но только у тех, кто был готов. Кризис — это время перераспределения ресурсов от неэффективных собственников к более эффективным. Это окно для смелых и быстрых, а не для тех, кто ждет «лучших времен». Прозвучит парадоксально, но на языке кризиса говорит эволюция, для развития нужны сильные — слабым придется уйти. 

IT в помощь

Вероятно, главная особенность текущего кризиса — невозможность опереться на внешние ресурсы. речь в первую очередь о заемных средствах. Постепенное смягчение жесткой политики ЦБ пока не дает ощутимых результатов. По данным на август 2025, средняя стоимость кредита для юрлиц варьируется от 18% до 24% годовых. У бизнеса нет других вариантов, кроме как как искать опору и возможности роста изнутри. Евгений Шустов уверен, что одной из таких опор может стать «умная» работа с данными и глубокая автоматизация процессов. 

— Ключ не в том, чтобы автоматизировать неэффективный процесс, а в том, чтобы сначала провести его пересборку, а затем передать рутину IT. Сегодня есть решения, которые позволяют на основе данных прогнозировать спрос, оптимизировать остатки и цепочки поставок, что дает немедленный эффект в 15…20% экономии. Это не просто IT, это изменение архитектуры бизнес-процессов.

Алексей Молчанов также уверен, что автоматизация и использование искусственного интеллекта могут стать рецептом не просто эффективности, а роста бизнеса. 

— Автоматизация и ИИ уже неразрывно идут рука об руку, а в некоторых областях позволяют кардинально изменить бизнес-процессы и снизить издержки. Меняются модели ведения бизнеса, юнит-экономика, ключевые процессы. Это дает шанс маленьким, но технологичным компаниям перекроить ландшафт своего рынка и занять лидирующие позиции.

Как о «тихой революции» об ИИ в бизнесе говорит и Евгений Гранкин. Он убежден: эта технология — водораздел между прошлым и будущим.

— Я верю и активно использую в своей компании технологии на основе искусственного интеллекта. ИИ — это тектонические изменения рынка. И тот, кто не успеет поймать эту волну, скоро останется на обочине. Те же, кто внед­ряет ИИ, будут играть в высшей лиге не только сегодня, но и завтра.

Командный зачет

Несмотря на постепенные изменения ландшафта на рынке труда (рынок все еще кандидатский, но количество вакансий заметно сокращается), кадры по-прежнему решают если не все, то многое. В отсутствие финансового капитала драйвером развития бизнеса может стать капитал человеческий. 

— Сегодня выигрывают компании с мощным человеческим капиталом. Те же, кто не смог реализовать возможности содержимого черепных коробок своих сотрудников, покинут рынок. Более точный и плотный режим работы с командой, максимальное включение сотрудников в создание и воплощение решений, дифференцированный подход — через ценность для компании, высокая требовательность, сочетающаяся с высокой гибкостью… Это те вызовы, которые нам как руководителям предъяв­ляет текущий момент, — говорит Ефим Чеботарев. 

По мнению Евгения Шустова, мотивированная команда может стать ключевым активом бизнеса в кризис.

— Дорогие кадры — это те, чей потенциал не используется. Инвестиции в переобучение, создание кросс-функциональных команд и сильной культуры — это сейчас ключевой приоритет. Мотивированный коллектив, который понимает и разделяет цели бизнеса, — главный актив в кризис. И, конечно, именно кризис открывает окно возможностей для привлечения сильных специалистов с рынка под идею роста, развития и усиления позиций компании на фоне уходящих конкурентов.

Прокачать гибкость, держать фокус

Впрочем, все эксперты, с которыми пообщался «ДК», единодушны и в том, что текущие вызовы требуют от бизнеса не только усиления хард-скиллов — от оцифровки бизнес-процессов до умения сформировать эффективную команду. 

Алексей Молчанов уверен: остаться на плаву в эпоху перемен нельзя без бизнес-рефлексии. 

— На мой взгляд, основные точки роста бизнеса надо вначале искать внутри и только потом — во внешней среде. Одна из них — поиск уникальности и умение отстаивать ее на рынке. Отличия между продуктами и услугами появляются в первую очередь в голове потребителя. Навык их формировать, удерживать и развивать — это признак зрелой компании, которая понимает своего клиента и умеет взрослеть вместе с ним. Так гораздо проще влиять на приоритеты и договариваться с потребителем. Сейчас время компаний, которые могут вести диалог с клиентом и умеют оставаться актуальными в его модели потребления.

Неизбежной необходимостью выживания в зыбучих песках становится и усиление такого софт-скилла, как гибкость. 

— Гибкость сегодня — это про скорость принятия решений и способность к фундаментальному пересмот­ру бизнес-модели. Речь о переходе от иерархических структур к сетевым, кросс-функциональным командам. Это гибкость в ценовой политике и упаковке услуг, мгновенная реакция на спрос. Тактика быстрых итераций приходит на смену застывшей стратегии. Пятилетние планы мертвы. Нужно дробить цели на короткие спринты, быстро тестировать гипотезы на реальных продажах и масштабировать то, что сработало. И главное — это гибкость мышления первого лица, который готов меняться сам и вести за собой компанию, а не ждать возврата «как было», — считает Евгений Шустов. 

Ефим Чеботарев уверен: ключевая точка роста бизнеса сегодня — умение держать фокус.

— Фокусировка нужна во всем. Фокусируемся на более маржинальных нишах и разгоняем направления и продукты, которые сегодня приносят деньги. Все остальное отметаем. Держим фокус на устранении потерь: это не только бережливое производство, но и сама логика чувствительности к потерям и работа с ними. Конечно, фокусировка на позиционировании. Такое денежно-действенное мышление позволяет не распылять ресурсы и делать только то, что принесет результат, принесет деньги. Перефразируя расхожее выражение, главное в кризис — понять, что главное в кризис. Сегодня это становится особенно актуальным, — резюмирует эксперт. 

Читайте также

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге обсуждается продажа «Жизньмарта» крупному федеральному ритейлеруВ Екатеринбурге обсуждается продажа «Жизньмарта» крупному федеральному ритейлеру
  • Производитель Chery заявил о намерении покинуть российский рынокПроизводитель Chery заявил о намерении покинуть российский рынок
  • Топ-7 оценочных компаний Екатеринбурга: как они справляются с новыми вызовамиТоп-7 оценочных компаний Екатеринбурга: как они справляются с новыми вызовами
  • Почему 9 из 10 стартапов терпят неудачу и тонут вместе с капиталом инвесторовПочему 9 из 10 стартапов терпят неудачу и тонут вместе с капиталом инвесторов
  • Сервисы крупного банка перестали работать из-за дела «Корпорации СТС»Сервисы крупного банка перестали работать из-за дела «Корпорации СТС»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.