Наследник Арктики: как развивать семейный бизнес в Норильске

Развитие семейного бизнеса в условиях Крайнего Севера — история не просто про деньги. Это осознанный выбор и готовность своим трудом менять предпринимательский ландшафт и качество жизни в Заполярье.
DK.RU продолжает серию интервью с предпринимателями Норильска в рамках дебютной номинации «Лидеры бизнеса в Арктике». В пуле премии «Бизнес!Лидеры» она появилась по инициативе Агентства развития Норильска. Герой новой публикации — Илья Макаренко, арктический предприниматель во втором поколении. Он уверен, что Норильск — это город возможностей, а не только суровых испытаний. Однако устойчивое развитие предпринимательства в Заполярье невозможно без взаимопомощи и поддержки государства.
Илья, что стало ключевым аргументом в решении присоединиться к семейному бизнесу: чувство долга или осознанный выбор?
— Наверное, к этому решению меня подвела сама логика жизни. Мои родители принадлежат к первой волне предпринимателей Норильска, и я буквально вырос в этой среде: сначала наблюдал за их работой, а потом постепенно начал в ней участвовать.
Наша семья развивает в Заполярье два проекта. Один из них — в сфере ресторанного рынка (заведение в формате «фастфуд»), другой — в области производства напитков и минеральной воды. Эти сферы во многом предопределили выбор будущей специальности: я отучился в Москве по направлению «Экономика и управление ресторанно-гостиничным бизнесом».
А после, в 2012, вернулся в Норильск, где сегодня отвечаю за работу гастрономического проекта и участвую в стратегическом развитии предприятия по производству напитков. К слову, именно наша компания фактически возродила эту традицию в Арктике, пригласив на работу технолога, который стоял у истоков самого первого такого завода. На этом же предприятии бутилируем воду, ее источник — артезианская скважина глубиной от 120 до 200 метров.
Илья Макаренко проводит экскурсию по ресторану для участников детского бизнес-клуба «Фокс»
Ресторанный рынок Красноярска — один из самых развитых в стране. А если говорить о Норильске — он следует этому тренду?
— Ресторанный рынок Норильска, безусловно, эволюционирует. Например, еще десять лет назад сегмент фастфуда был развит очень слабо. И именно это позволило нам сначала увидеть эту нишу и далее занять ее. Сделали ставку на бургеры, а позже расширили ассортимент и другими позициями.
При этом не спешим расширять сам бизнес и запускать новые точки, чтобы развить сеть заведений. Почему? Есть две причины. Фокус на работе одной точки позволяет нам сохранять качество существующего проекта и продукта, что для нас крайне важно. Вторая причина — общее охлаждение экономики, которое общепит чувствует одним из первых.
Сегодня рынок замер, обострилась конкуренция за кадры, а, как известно, человеческий капитал на арктической территории — один из самых ценных ресурсов. Поэтому сейчас наша задача — не расширение, а оживление текущих проектов. Планируем усилить маркетинг, в частности, наметили ребрендинг заведения. Нужно дать бизнесу новую энергию, привлечь новых гостей: в условиях конкуренции нельзя стоять на месте.
Однако мысли о возможных сценариях развития, конечно, есть. Лично мне перспективными кажутся такие форматы, как лапшичные и вок-кафе. Многие норильчане ездят в Азию, где знакомятся с новой для себя кухней, и, соответственно, интерес широкой аудитории к ней растет.
Гастрорынок Норильска развивается, растет насмотренность посетителей. А как за последние десять лет изменилась бизнес-среда заполярного города?
— Я вижу тут две противоречивые тенденции. С одной стороны, тренд на рост: появляются новые бизнесы, проекты, институты развития. С другой — в Норильске должно быть больше молодых предпринимателей. Молодежь же стремится уехать на материк, так как риски ведения бизнеса всегда высоки, а в Заполярье они увеличиваются кратно.
Норильск — это город, который и любят всем сердцем, и из которого мечтают уехать. Надо искать возможности и варианты, чтобы последнюю тенденцию переломить. Никто не в силах изменить суровый климат или отменить полярную ночь, но необходимо прорабатывать сценарии и улучшать условия для развития предпринимательства.
Парадокс, но уже существующие бизнесы не могут претендовать на преференции и льготы для предпринимателей, работающих в Арктической зоне (льготы распространяются на новые инвестпроекты, реализация которых началась после регистрации в качестве резидента Арктической зоны. — Прим. ред.). Нужно решать проблему дорогих денег и административных барьеров. У предпринимателей Норильска есть желание создавать бизнес, но нередко оно упирается в ресурсы — финансовые, человеческие. Одна из очевидных проблем — сложная логистика. Это объективная реальность Арктики, которая требует системной государственной поддержки.
Одной из опор для бизнеса, независимо от региона, является предпринимательское сообщество. Есть ли такие комьюнити в Норильске и как вы поддерживаете друг друга?
— В городе есть несколько таких объединений: Агентство развития Норильска (АРН) и комьюнити предпринимателей, работающих на ресторанном рынке. Это и площадки для встречи предпринимателей, и, что самое главное, площадки обмена опытом и взаимовыручки. Общаемся, помогаем друг другу, решаем общие проблемы.
Норильск — город маленький, где все и так друг друга знают. Но именно это создает близость и прочные связи для взаимной поддержки.
Агентство развития Норильска
priemnaya@arnorilsk.ru VK @arnorilskpublic ТГ @arnorilsk arnorilsk.ruРеклама. erid: 2W5zFGs8hbN. АНО «Агентство развития Норильска». ИНН 2457082197.
От аптеки до фитнес-центра: как развивают «здоровый» бизнес в Норильске
DK.RU продолжает серию интервью с предпринимателями, которые строят свое дело в северных широтах. Герой этого разговора — Ренат Бесаев, генеральный директор сети медицинских центров в Норильске.
Северная уборка: как норильские предприниматели участвуют в решении экологических задач
«Деловой квартал» продолжает серию материалов о предпринимателях Норильска, которые не только развивают свой бизнес за полярным кругом, но и помогают городу становиться чище.
Наполнить Норильск теплом и красотой: цикл DK.RU об арктическом бизнесе
«Деловой квартал» продолжает серию интервью с предпринимателями Норильска. В этом тексте говорим с Натальей Шкиль, основательницей магазина спортивных товаров и салона нижнего белья.
Махар Джафаров: Чтобы команда развивалась, нужны новые проекты
Тепло, солнце, яркие краски, сочный вкус блюд, напоминающих о лете… Всего этого очень не хватает на Крайнем Севере. И все это есть в ресторане грузинской кухни, который находится в Норильске.










