Наследник Арктики: как развивать семейный бизнес в Норильске

Наследник Арктики: как развивать семейный бизнес в Норильске
Иллюстрация: норильск.рф

Развитие семейного бизнеса в условиях Крайнего Севера — история не просто про деньги. Это осознанный выбор и готовность своим трудом менять предпринимательский ландшафт и качество жизни в Заполярье.

DK.RU продолжает серию интервью с предпринимателями Норильска в рамках дебютной номинации «Лидеры бизнеса в Арктике». В пуле премии «Бизнес!Лидеры» она появилась по инициативе Агентства развития Норильска. Герой новой публикации — Илья Макаренко, арктический предприниматель во втором поколении. Он уверен, что Норильск — это город возможностей, а не только суровых испытаний. Однако устойчивое развитие предпринимательства в Заполярье невозможно без взаимопомощи и поддержки государства.

Илья, что стало ключевым аргументом в решении присоединиться к семейному бизнесу: чувство долга или осознанный выбор? 

— Наверное, к этому решению меня подвела сама логика жизни. Мои родители принадлежат к первой волне предпринимателей Норильска, и я буквально вырос в этой среде: сначала наблюдал за их работой, а потом постепенно начал в ней участвовать. 

Наша семья развивает в Заполярье два проекта. Один из них — в сфере ресторанного рынка (заведение в формате «фастфуд»), другой — в области производства напитков и минеральной воды. Эти сферы во многом предопределили выбор будущей специальности: я отучился в Москве по направлению «Экономика и управление ресторанно-гостиничным бизнесом».

А после, в 2012, вернулся в Норильск, где сегодня отвечаю за работу гастрономического проекта и участвую в стратегическом развитии предприятия по производству напитков. К слову, именно наша компания фактически возродила эту традицию в Арктике, пригласив на работу технолога, который стоял у истоков самого первого такого завода. На этом же предприятии бутилируем воду, ее источник — артезианская скважина глубиной от 120 до 200 метров.

Фото: Агентство развития Норильска
Илья Макаренко проводит экскурсию по ресторану для участников детского бизнес-клуба «Фокс»

Ресторанный рынок Красноярска — один из самых развитых в стране. А если говорить о Норильске — он следует этому тренду? 

— Ресторанный рынок Норильска, безусловно, эволюционирует. Например, еще десять лет назад сегмент фастфуда был развит очень слабо. И именно это позволило нам сначала увидеть эту нишу и далее занять ее. Сделали ставку на бургеры, а позже расширили ассортимент и другими позициями. 

При этом не спешим расширять сам бизнес и запускать новые точки, чтобы развить сеть заведений. Почему? Есть две причины. Фокус на работе одной точки позволяет нам сохранять качество существующего проекта и продукта, что для нас крайне важно. Вторая причина — общее охлаждение экономики, которое общепит чувствует одним из первых.

Сегодня рынок замер, обострилась конкуренция за кадры, а, как известно, человеческий капитал на арктической территории — один из самых ценных ресурсов. Поэтому сейчас наша задача — не расширение, а оживление текущих проектов. Планируем усилить маркетинг, в частности, наметили ребрендинг заведения. Нужно дать бизнесу новую энергию, привлечь новых гостей: в условиях конкуренции нельзя стоять на месте.

Однако мысли о возможных сценариях развития, конечно, есть. Лично мне перспективными кажутся такие форматы, как лапшичные и вок-кафе. Многие норильчане ездят в Азию, где знакомятся с новой для себя кухней, и, соответственно, интерес широкой аудитории к ней растет. 

Гастрорынок Норильска развивается, растет насмотренность посетителей. А как за последние десять лет изменилась бизнес-среда заполярного города? 

— Я вижу тут две противоречивые тенденции. С одной стороны, тренд на рост: появляются новые бизнесы, проекты, институты развития. С другой — в Норильске должно быть больше молодых предпринимателей. Молодежь же стремится уехать на материк, так как риски ведения бизнеса всегда высоки, а в Заполярье они увеличиваются кратно. 

Норильск — это город, который и любят всем сердцем, и из которого мечтают уехать. Надо искать возможности и варианты, чтобы последнюю тенденцию переломить. Никто не в силах изменить суровый климат или отменить полярную ночь, но необходимо прорабатывать сценарии и улучшать условия для развития предпринимательства.

Парадокс, но уже существующие бизнесы не могут претендовать на преференции и льготы для предпринимателей, работающих в Арктической зоне (льготы распространяются на новые инвестпроекты, реализация которых началась после регистрации в качестве резидента Арктической зоны. — Прим. ред.). Нужно решать проблему дорогих денег и административных барьеров. У предпринимателей Норильска есть желание создавать бизнес, но нередко оно упирается в ресурсы — финансовые, человеческие. Одна из очевидных проблем — сложная логистика. Это объективная реальность Арктики, которая требует системной государственной поддержки.

Одной из опор для бизнеса, независимо от региона, является предпринимательское сообщество. Есть ли такие комьюнити в Норильске и как вы поддерживаете друг друга? 

— В городе есть несколько таких объединений: Агентство развития Норильска (АРН) и комьюнити предпринимателей, работающих на ресторанном рынке. Это и площадки для встречи предпринимателей, и, что самое главное, площадки обмена опытом и взаимовыручки. Общаемся, помогаем друг другу, решаем общие проблемы.

Норильск — город маленький, где все и так друг друга знают. Но именно это создает близость и прочные связи для взаимной поддержки.

Агентство развития Норильска

priemnaya@arnorilsk.ru
VK @arnorilskpublic
ТГ @arnorilsk
arnorilsk.ru

Реклама. erid: 2W5zFGs8hbN. АНО «Агентство развития Норильска». ИНН 2457082197. 

Читайте по теме: 

От аптеки до фитнес-центра: как развивают «здоровый» бизнес в Норильске

DK.RU продолжает серию интервью с предпринимателями, которые строят свое дело в северных широтах. Герой этого разговора — Ренат Бесаев, генеральный директор сети медицинских центров в Норильске.

Северная уборка: как норильские предприниматели участвуют в решении экологических задач

«Деловой квартал» продолжает серию материалов о предпринимателях Норильска, которые не только развивают свой бизнес за полярным кругом, но и помогают городу становиться чище.

Наполнить Норильск теплом и красотой: цикл DK.RU об арктическом бизнесе

«Деловой квартал» продолжает серию интервью с предпринимателями Норильска. В этом тексте говорим с Натальей Шкиль, основательницей магазина спортивных товаров и салона нижнего белья.

Махар Джафаров: Чтобы команда развивалась, нужны новые проекты

Тепло, солнце, яркие краски, сочный вкус блюд, напоминающих о лете… Всего этого очень не хватает на Крайнем Севере. И все это есть в ресторане грузинской кухни, который находится в Норильске.

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?Экономике РФ необходимы 1,7 млн новых работников ежегодно. Где их брать?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.