Юрий Гришаев: Альфа-Банк растет с опережением рынка

По итогам года Альфа-Банк сумел усилить свои позиции по всем направлениям — от розничного до корпоративного.
В декабре 2025 Альфа-Банк отмечает две важные даты — 35 лет со дня создания и 25 лет с момента открытия дополнительного отделения в Красноярске. За этот год банк в России превысил отметку в 1 трлн рублей по выдаче кредитов малому бизнесу, второй раз подряд был признан одним из лучших работодателей и вошел в топ-10 самых прибыльных компаний страны. О том, с какими итогами заканчивает юбилейный год красноярское отделение и какие планы строит на будущее, «Деловой квартал» беседует с Юрием ГРИШАЕВЫМ, региональным управляющим Альфа-Банка в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
— Альфа-Банк всегда позиционировал себя как банк универсальный, ориентированный как на розничного клиента, так и на бизнес. В сегодняшних условиях удается ли банку сохранять этот подход или пришлось чуть сместить фокус работы?
— Нет, нам по-прежнему важны все клиенты. И итоги года это подтверждают: несмотря на то что он оказался непростым для банковской сферы, мы смогли увеличить свою долю на рынке, как среди частных клиентов, так и среди юридических лиц. Мы продемонстрировали рост быстрее рыночного, показав отличный операционный результат. Высокие ставки побуждали население больше размещать средства в банке, нежели тратить. К примеру, объем привлеченных средств физических лиц у нас вырос почти на четверть, составив около 90 млрд рублей, а число самих розничных клиентов увеличилось на 50 тыс. (рост 11%) и стремится к 480 тыс. человек.
Привлечение новых клиентов в банк происходит за счет открытия дебетовых карт с повышенным кешбэком и дополнительными бонусами от партнеров, накопительных счетов, депозитов и инвестиционных продуктов.
— С кредитованием населения тоже позитивная картина? На фоне общего охлаждения спроса она как будто должна быть менее оптимистичной.
— Не без этого, но мы ни на день не прекращали розничное кредитование. Конечно, возросшая процентная нагрузка повлияла на заемщиков, и мы внимательно следили за ситуацией. Благодаря этому объем кредитного портфеля удалось сохранить на уровне прошлого года. Что позволило добиться успеха? Во-первых, масштабная рекламная кампания федерального уровня и активная работа на местах: много мероприятий, акций, активности в регионах. Во-вторых, развитие каналов обслуживания: кроме наших многочисленных отделений практически во всех городах Красноярского края, Хакасии и Тывы активно развивается доставка услуг клиентам.
— Какие каналы сейчас наиболее эффективны и востребованы?
— Основной канал сейчас — это доставка. Через него мы покрываем 95% территории, за которую отвечаем. Наши менеджеры готовы приехать лично и оформить все прямо на месте. Фактически банк может дотянуться до клиента, находящегося даже в самом удаленном районе. Например, мы активно развиваем бизнес в Норильске, где у нас пока нет офиса, но уже есть сотрудники удаленного канала, которые могут предоставить широкий перечень банковских услуг.
Офисы тоже играют важную роль: за последние два года мы открыли представительства в 11 новых населенных пунктах и практически полностью трансформировали в новый формат старые отделения.
— С бизнесом все примерно так же?
— Российские компании развиваются в условиях непростых вызовов. Собственники предприятий проводят оптимизационные процессы внутри бизнеса, в том числе глубоко анализируют ценообразование предложений от разных банков. При этом Альфа-Банку удается расти с опережением рынка и открывать новые направления для бизнеса. Благодаря этому нам удалось расширить клиентскую базу: количество малых предпринимателей за год выросло на 3,5 тыс. юрлиц (прирост 13%) и составило 27 тыс. активных клиентов, крупных и средних компаний — до 3,2 тыс. (прирост 10%). При этом объем выданных кредитов малому бизнесу сохранился на уровне прошлого года, а ресурсная база увеличилась. Как итог — доля Альфа-Банка на рынке малого бизнеса (выручка до 500 млн рублей) составила 21%, то есть сегодня каждый пятый малый предприниматель региона сотрудничает с нами.
Плюс к этому мы подписали ряд соглашений с организациями поддержки предпринимателей: «Опора России», Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата, «Мой бизнес». Провели самую масштабную бизнес-конференцию в городе — Альфа-Конфу, которую посетили более 1,4 тыс. предпринимателей. Реализовали большое количество выгодных предложений на РКО и торговый эквайринг. Но едва ли не главное, как отметили наши бизнес-клиенты — невзирая ни на какие сложности, нам удалось сохранить индивидуальный подход в работе с предпринимателями.
— Со средним и крупным бизнесом тоже?
— В целом да. Альфа-Банк уже давно действует в парадигме построения долгосрочных отношений, а не получения сиюминутной выгоды. А тут без индивидуального подхода никак. И собственники предприятий это ценят. В среднем и крупном сегменте они ищут не только универсального кредитора, но ключевого партнера для долгосрочного построения бизнеса. Как подтверждение востребованности такого подхода — рост клиентской базы в этом сегменте на 10%, объема привлеченных средств — на 35% (до 45 млрд рублей), а кредитного портфеля — на 65% (до 40 млрд рублей).
В 2025 наиболее востребованными стали короткие кредитные продукты для бизнеса, банковские гарантии, факторинг, индивидуальные тарифы на РКО и ВЭД.
Из примеров проделанной работы: за год мы значительно увеличили долю присутствия в региональных компаниях в металлургической и энергетической отраслях, оказываем поддержку красноярским автодилерам в виде сделок закупочного факторинга. В апреле презентовали клиентам новый цифровой сервис Альфа-Босс для собственников бизнеса, позволяющий топ-менеджерам отслеживать весь процесс коммуникации с банком при решении различных задач и минимизировать временные затраты на рутинные процессы.
— К вопросу о сервисах и решениях. Альфа-Банк многие годы удерживал пальму первенства в плане технологий. Сегодня, когда многие его коллеги по банковскому бизнесу изрядно подтянулись в этом плане, удается ли сохранять лидирующие позиции?
— Безусловно. Мы, к примеру, остаемся лучшим мобильным банком, лидером в обслуживании бизнеса и премиум-клиентов. Сегодняшняя реальность такова, что любые новшества распространяются молниеносно, особенно учитывая стремительное развитие технологий искусственного интеллекта. Через год... два подобные разработки появляются у конкурентов, и контроль над уникальностью утрачивается. Поэтому всегда нужно быть на шаг, а лучше на два, впереди. И нам это удается. К примеру, когда все массово переходили исключительно в онлайн, стремясь сократить количество отделений, мы поступили иначе: создали концепцию гибридных Phygital-офисов, сочетающих технологии и человеческий подход. Это дало нам ощутимое конкурентное преимущество, и сегодня мы видим, как другие банки тоже начинают открывать подобные офисы.
— Ставка на человечный подход подразумевает большую роль команды, формирование и поддержание которой в ситуации сегодняшнего дефицита кадров является крайне непростой задачей...
— Совершенно верно. Люди остаются ключевым фактором успеха. Наши сотрудники — сплоченный коллектив профессионалов, который достигает поставленных целей. Яркий пример: в этом году мои заместители по среднему бизнесу и рознице заняли посты региональных управляющих в Иркутской и Волгоградской областях соответственно. То есть они получили повышение изнутри коллектива, доказывая силу внутреннего кадрового резерва.
Такое доверие к собственным сотрудникам объясняется осознанной стратегией инвестирования в персонал. Конечно, мы работаем с внешним рынком труда — у нас есть программы, которые мы реализуем совместно с СФУ, Высшей школой экономики, красноярским филиалом Финансового университета при Правительстве РФ; проводим в вузах собственную стипендиальную программу, выдаем гранты студентам. В этом году мы провели фестиваль Альфа-Будущее Фест с ведущими молодежными спикерами для студентов Красноярска, участниками которого стали 4,3 тыс. человек. Для школьников, студентов и сотрудников предприятий в этом году провели более 500 обучающих мероприятий по повышению финансовой грамотности.
Но внутренние резервы остаются для нас крайне важным ресурсом. Поэтому мы регулярно занимаемся развитием кадров, внедряем карьерные модели — все ради привития сотрудникам нашей Альфа-ДНК, благодаря которой они достигают успеха внутри банка, позволяя нам уверенно проходить даже самые сложные этапы.
Читайте по теме:
Альфа-Банк стал официальным партнером хоккейного клуба «Енисей»
28 октября Альфа-Банк и ХК «Енисей» подписали соглашение о сотрудничестве. Крупнейший частный банк становится официальным партнером титулованной красноярской команды по хоккею с мячом.
Какие проекты будет продвигать Альфа-Банк в Красноярском крае
Банковский сектор после февраля 2022 претерпел множество изменений. Чего стоил один только разворот на Восток! Одним из лидеров этой трансформации стал Альфа‑Банк.












