Юрий Гришаев: Альфа-Банк растет с опережением рынка

Юрий Гришаев: Альфа-Банк растет с опережением рынка
Иллюстрация: Альфа-Банк

По итогам года Альфа-Банк сумел усилить свои позиции по всем направлениям — от розничного до корпоративного.

В декабре 2025 Альфа-Банк отмечает две важные даты — 35 лет со дня создания и 25 лет с момента открытия дополнительного отделения в Красноярске. За этот год банк в России превысил отметку в 1 трлн рублей по выдаче кредитов малому бизнесу, второй раз подряд был признан одним из лучших работодателей и вошел в топ-10 самых прибыльных компаний страны. О том, с какими итогами заканчивает юбилейный год красноярское отделение и какие планы строит на будущее, «Деловой квартал» беседует с Юрием ГРИШАЕВЫМ, региональным управляющим Альфа-Банка в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Юрий Гришаев: Альфа-Банк растет с опережением рынка 1

— Альфа-Банк всегда позиционировал себя как банк универсальный, ориентированный как на розничного клиента, так и на бизнес. В сегодняшних условиях удается ли банку сохранять этот подход или пришлось чуть сместить фокус работы?

— Нет, нам по-прежнему важны все клиенты. И итоги года это подтверждают: несмотря на то что он оказался непростым для банковской сферы, мы смогли увеличить свою долю на рынке, как среди частных клиентов, так и среди юридических лиц. Мы продемонстрировали рост быстрее рыночного, показав отличный операционный результат. Высокие ставки побуждали население больше размещать средства в банке, нежели тратить. К примеру, объем привлеченных средств физических лиц у нас вырос почти на четверть, составив около 90 млрд рублей, а число самих розничных клиентов увеличилось на 50 тыс. (рост 11%) и стремится к 480 тыс. человек.

Привлечение новых клиентов в банк происходит за счет открытия дебетовых карт с повышенным кешбэком и дополнительными бонусами от партнеров, накопительных счетов, депозитов и инвестиционных продуктов.

— С кредитованием населения тоже позитивная картина? На фоне общего охлаждения спроса она как будто должна быть менее оптимистичной.

— Не без этого, но мы ни на день не прекращали розничное кредитование. Конечно, возросшая процентная нагрузка повлияла на заемщиков, и мы внимательно следили за ситуацией. Благодаря этому объем кредитного портфеля удалось сохранить на уровне прошлого года. Что позволило добиться успеха? Во-первых, масштабная рекламная кампания федерального уровня и активная работа на местах: много мероприятий, акций, активности в регионах. Во-вторых, развитие каналов обслуживания: кроме наших многочисленных отделений практически во всех городах Красноярского края, Хакасии и Тывы активно развивается доставка услуг клиентам. 

— Какие каналы сейчас наиболее эффективны и востребованы?

— Основной канал сейчас — это доставка. Через него мы покрываем 95% территории, за которую отвечаем. Наши менеджеры готовы приехать лично и оформить все прямо на месте. Фактически банк может дотянуться до клиента, находящегося даже в самом удаленном районе. Например, мы активно развиваем бизнес в Норильске, где у нас пока нет офиса, но уже есть сотрудники удаленного канала, которые могут предоставить широкий перечень банковских услуг.

Офисы тоже играют важную роль: за последние два года мы открыли представительства в 11 новых населенных пунктах и практически полностью трансформировали в новый формат старые отделения. 

— С бизнесом все примерно так же?

— Российские компании развиваются в условиях непростых вызовов. Собственники предприятий проводят оптимизационные процессы внутри бизнеса, в том числе глубоко анализируют ценообразование предложений от разных банков. При этом Альфа-Банку удается расти с опережением рынка и открывать новые направления для бизнеса. Благодаря этому нам удалось расширить клиентскую базу: количество малых предпринимателей за год выросло на 3,5 тыс. юрлиц (прирост 13%) и составило 27 тыс. активных клиентов, крупных и средних компаний — до 3,2 тыс. (прирост 10%). При этом объем выданных кредитов малому бизнесу сохранился на уровне прошлого года, а ресурсная база увеличилась. Как итог — доля Альфа-Банка на рынке малого бизнеса (выручка до 500 млн рублей) составила 21%, то есть сегодня каждый пятый малый предприниматель региона сотрудничает с нами.

Юрий Гришаев: Альфа-Банк растет с опережением рынка 2

Плюс к этому мы подписали ряд соглашений с организациями поддержки предпринимателей: «Опора России», Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата, «Мой бизнес». Провели самую масштабную бизнес-конференцию в городе — Альфа-Конфу, которую посетили более 1,4 тыс. предпринимателей. Реализовали большое количество выгодных предложений на РКО и торговый эквайринг. Но едва ли не главное, как отметили наши бизнес-клиенты — невзирая ни на какие сложности, нам удалось сохранить индивидуальный подход в работе с предпринимателями.

— Со средним и крупным бизнесом тоже?

— В целом да. Альфа-Банк уже давно действует в парадигме построения долгосрочных отношений, а не получения сиюминутной выгоды. А тут без индивидуального подхода никак. И собственники предприятий это ценят. В среднем и крупном сегменте они ищут не только универсального кредитора, но ключевого партнера для долгосрочного построения бизнеса. Как подтверждение востребованности такого подхода — рост клиентской базы в этом сегменте на 10%, объема привлеченных средств — на 35% (до 45 млрд рублей), а кредитного портфеля — на 65% (до 40 млрд рублей).

В 2025 наиболее востребованными стали короткие кредитные продукты для бизнеса, банковские гарантии, факторинг, индивидуальные тарифы на РКО и ВЭД. 

Из примеров проделанной работы: за год мы значительно увеличили долю присутствия в региональных компаниях в металлургической и энергетической отраслях, оказываем поддержку красноярским автодилерам в виде сделок закупочного факторинга. В апреле презентовали клиентам новый цифровой сервис Альфа-Босс для собственников бизнеса, позволяющий топ-менеджерам отслеживать весь процесс коммуникации с банком при решении различных задач и минимизировать временные затраты на рутинные процессы. 

— К вопросу о сервисах и решениях. Альфа-Банк многие годы удерживал пальму первенства в плане технологий. Сегодня, когда многие его коллеги по банковскому бизнесу изрядно подтянулись в этом плане, удается ли сохранять лидирующие позиции?

— Безусловно. Мы, к примеру, остаемся лучшим мобильным банком, лидером в обслуживании бизнеса и премиум-клиентов. Сегодняшняя реальность такова, что любые новшества распространяются молниеносно, особенно учитывая стремительное развитие технологий искусственного интеллекта. Через год... два подобные разработки появляются у конкурентов, и контроль над уникальностью утрачивается. Поэтому всегда нужно быть на шаг, а лучше на два, впереди. И нам это удается. К примеру, когда все массово переходили исключительно в онлайн, стремясь сократить количество отделений, мы поступили иначе: создали концепцию гибридных Phygital-офисов, сочетающих технологии и человеческий подход. Это дало нам ощутимое конкурентное преимущество, и сегодня мы видим, как другие банки тоже начинают открывать подобные офисы.

Юрий Гришаев: Альфа-Банк растет с опережением рынка 3

—  Ставка на человечный подход подразумевает большую роль команды, формирование и поддержание которой в ситуации сегодняшнего дефицита кадров является крайне непростой задачей...

— Совершенно верно. Люди остаются ключевым фактором успеха. Наши сотрудники — сплоченный коллектив профессионалов, который достигает поставленных целей. Яркий пример: в этом году мои заместители по среднему бизнесу и рознице заняли посты региональных управляющих в Иркутской и Волгоградской областях соответственно. То есть они получили повышение изнутри коллектива, доказывая силу внутреннего кадрового резерва.

Такое доверие к собственным сотрудникам объясняется осознанной стратегией инвестирования в персонал. Конечно, мы работаем с внешним рынком труда — у нас есть программы, которые мы реализуем совместно с СФУ, Высшей школой экономики, красноярским филиалом Финансового университета при Правительстве РФ; проводим в вузах собственную стипендиальную программу, выдаем гранты студентам. В этом году мы провели фестиваль Альфа-Будущее Фест с ведущими молодежными спикерами для студентов Красноярска, участниками которого стали 4,3 тыс. человек. Для школьников, студентов и сотрудников предприятий в этом году провели более 500 обучающих мероприятий по повышению финансовой грамотности.

Но внутренние резервы остаются для нас крайне важным ресурсом. Поэтому мы регулярно занимаемся развитием кадров, внедряем карьерные модели — все ради привития сотрудникам нашей Альфа-ДНК, благодаря которой они достигают успеха внутри банка, позволяя нам уверенно проходить даже самые сложные этапы.

Читайте по теме:

Альфа-Банк стал официальным партнером хоккейного клуба «Енисей»

28 октября Альфа-Банк и ХК «Енисей» подписали соглашение о сотрудничестве. Крупнейший частный банк становится официальным партнером титулованной красноярской команды по хоккею с мячом.

Какие проекты будет продвигать Альфа-Банк в Красноярском крае

Банковский сектор после февраля 2022 претерпел множество изменений. Чего стоил один только разворот на Восток! Одним из лидеров этой трансформации стал Альфа‑Банк.

 

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
  • Крупные лизинговые компании создадут хабы по продаже изъятых машин с хорошими скидкамиКрупные лизинговые компании создадут хабы по продаже изъятых машин с хорошими скидками
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.