Бизнес в стиле «готика»

Генеральный директор компании «Готика» Геннадий Тихонов, у которого за плечами 15-летний предпринимательский опыт и почти 40-летний  общий трудовой, точно знает, без чего нельзя в  бизнесе, да и п

Генеральный директор компании «Готика» Геннадий Тихонов, у которого за плечами 15-летний предпринимательский опыт и почти 40-летний  общий трудовой, точно знает, без чего нельзя в  бизнесе, да и по жизни в целом. Без умения  договариваться.

Я не типичный руководитель, признается Геннадий Тихонов. «Не умею орать на людей и ругаться матом. Есть жесткие управленцы, я не такой. Я считаю, например, что отчитывать сотрудника за ошибку неэффективно: обруганный работник час, а то и день, будет справляться со стрессом, а тот, которому спокойно объяснили, в чем его ошибка и доверили ее исправить, тут же возьмется за дело. Нужно убеждать, а не принуждать — я так считаю», — говорит Геннадий Тихонов.

Положил опыт в основу бизнеса

Себя самого директор «Готики» убеждает недолго — решения принимает быстро и без колебаний. Он закончил красноярский «политех» отнюдь не по строительной специальности — «инженер-электрик». Преподавал, жил с семьей в общежитии. «Перспектива была понятна — учеба в аспирантуре, жизнь в общаге. Через год я сказал себе: Тихонов, так не пойдет! Товарищ предложил работу в городском управлении капитального строительства, я согласился. Через несколько месяцев у нас уже был свой угол, через пять лет я руководил отделом в управлении капитального строительства,
а позже — возглавил все управление», — рассказывает Геннадий Тихонов.

Он не без гордости перечисляет объекты, заказчиком которых было его ведомство. «Театр оперы и балета, Большой концертный зал и многие другие. К слову, около 70% недвижимости в городе было построено по заказу именно этого управле-
ния», — говорит руководитель «Готики».

В 1994 году он поставил крест на карьере госслужащего. «Государство тогда с трудом могло прокормить своих граждан, заказывать стройки ему было не на что. Я решил создать структуру, по сути, с теми же функциями, что были у городского управления капитального строительства, только с частным капиталом. Так появилась «Готика». Как сейчас ее называют, инвестиционно-девелоперская компания. Проще гово-
ря — заказчик-застройщик. Мы проектировали объекты, финансировали их строительство, но сами не возводили — привлекали подрядные организации. Эту бизнес-модель взяли на старте, используем ее и по сегодняшний день», — говорит Геннадий Тихонов.

Для успеха нужны фишка и личное обаяние

Рассказывая о том, как компания развивалась на рынке полтора десятка лет, руководитель «Готики» акцентировал внимание на нескольких эпизодах. По мнению Геннадия Тихонова, эти шаги помогли компании удержаться на рынке и закрепиться в группе лидеров.

Первое: «Готика» инвестирует только в строительство жилых объектов. «Мы со старта сосредоточились на жилье. Причина проста — это единственный вид недвижимости, который пользуется стабильным спросом. Только его можно было всегда продать», — говорит г-н Тихонов. В середине 90-х ниша коммерческой недвижимости для застройщиков была закрыта — тогда все потенциальные клиенты занимались приватизацией существующего фонда. Позже, когда на строительство этого вида недвижимости появился спрос, «Готика», отточившая себя в «жилом», не стала размывать компетенции.

Второе: компания не имеет непрофильных бизнесов. Геннадий Тихонов признался, что когда-то обжегся на «вторичном» заработке. «На заре бизнеса попытался торговать. Точнее, сдавал магазин в аренду. Ничего кроме убытков мне этот проект не принес. Понял, что нужно вкладывать деньги в то, что сам умеешь хорошо делать. Я умею только стро-
ить», — сказал г-н Тихонов.

Третье: нужна фишка. У «Готики» она в том, что компания сдает объекты досрочно. «В этом году в очередной раз сдадим досрочно дом. В городе всего 2–3 компании сдают жилье раньше обозначенного срока. Ход по сути простой, но он дает результат сразу в трех направлениях. Благоприятно сказывается на имидже компании, что увеличивает потребительский спрос. Кроме того, экономит ресурсы: мы раньше прекращаем оплачивать тепло- и водоснабжение, охрану объекта и т. п.», — говорит Геннадий Тихонов. И, что тоже немаловажно, этот ход позволяет компании подсократить расходы на рекламу: досрочная
сдача — достойный информационный повод для прессы, и она освещает это событие совершенно бесплатно.

Четвертое: в «Готике» умеют договариваться. Геннадий Тихонов без ложной скромности признает, что одно из конкурентных преимуществ компании — его личное обаяние: «Я очень коммуникабельный человек. Считаю, из любой ситуации есть выход, только его надо искать: садиться и договариваться. У «Готики» один генподрядчик — компания «Зодчий» и огромное количество субподрядчиков, и я со всеми нахожу общий язык, со всеми в ладу, как говорится».

Про «грабли»

Есть в истории компании Геннадия Тихонова эпизод, про который он говорит так: «На эти грабли я больше наступать не стану». Речь идет об участии в аукционах на землю.

«Если говорить об ошибках, я бы назвал только одну — покупку земельных участков с аукционов. Изначально я на них возлагал большие надежды и охотно участвовал в торгах. Купил 5 земельных участков. Причем первый из них, на ул. Базарной, приобрел по рекордно высокой для рынка цене — почти за 12 млн руб. в год. За него была очень жесткая борьба — конечная цена выросла многократно, торги закончились на 73-м шаге», — вспоминает г-н Тихонов.

Помимо того что участки с торгов оказались дороги, они, по словам Геннадия Тихонова, еще и не были должным образом подготовлены накануне продажи. Согласно выводам санитарно-эпидемиологического надзора, строить жилье на 4 участках, приобретенных компанией на последующих торгах, оказалось нельзя. Причи-
ны — загрязненность территории, близость к крупному промышленному предприятию. «А мы под каждый из них заказывали проектно-сметную документацию, платили за их аренду, в итоге понесли расходов примерно на 30 млн рублей. Сейчас мы судимся из-за этих участков. Я думаю, было бы справедливо, если бы город взял у нас эти площадки вместе с проектно-сметной документацией и строил бы на них объекты для муниципальных нужд. Вывод, который я сделал из этой пока не законченной истории, — больше с государством в такие игры не играю», — сказал г-н Тихонов.

Теперь «земельная» стратегия «Готики» такова — покупать участки у тех, кто их перепродает (сейчас такие предложения встречаются на рынке все чаще), или же браться за жилье «под снос». Геннадий Тихонов: «Если говорить о стратегии компании в кризис в целом, мы сократим объемы возводимого жилья до разумного минимума — планируем сдавать в год по одному дому. Этого хватит на «поддержание штанов». Я свои перспективы расцениваю как нормальные. Мы выживем в кризис».

Оптимизм г-на Тихонова базируется на следующем. «В России, и в нашем городе в частности, обеспеченность квадратными метрами жилья в расчете на человека самая низкая в Европе. Спрос на жилье никуда не денется, а вот предложение в Красноярске в ближайшие год-два сократится. Уже сейчас очевидно, что в следующем году объемы ввода жилья будут ниже. Если вас интересует мое мнение по поводу цены на жилье, я считаю, что через год-два она не просто восстановится, а взлетит до тысяч 80 за квадрат, а может, и боль-
ше», — прогнозирует г-н Тихонов.

«Надо много работать и много читать»

В конце беседы Геннадий Тихонов делает неожиданное признание. «Я выращиваю у себя на даче абрикосы, виноград, фундук и урожай снимаю не хуже, чем на юге. А почему, думаете? Везение? Нет, просто я много читаю, как всю эту экзотику вырастить в Сибири правильно, и ухаживаю за дачным хозяйством тщательно. Это я к тому, что есть еще один секрет успеха — нужно много читать и много работать», — говорит открывшийся с новой стороны г-н Тихонов.

«У меня большая библиотека, я много читаю, особенно увлечен историей. Я считаю, что люди должны много знать. А мужчины еще должны много и до последних своих дней работать. Я всегда очень много времени отдавал работе. У нас в семье даже есть смешная байка, как мой единственный сын просил бабушку родить ему брата или сестру — на родителей он не надеялся, потому что им некогда», — вспоминает со смехом Геннадий Тихонов.

Сейчас сын руководителя «Готики» — его правая рука. У него два высших столичных образования, отвечает в компании за правовые и экономические вопросы. «Готовлю смену, но это не значит, что сам собираюсь на отдых. Я буду работать. Не факт, что первым лицом. Здесь ключевое слово «работать», — заявил Геннадий Тихонов.


Геннадий Тихонов

Генеральный директор ФСК «Готика».

Родился 19.09.1947 г. в селе Листвянка Иркутской области.

Образование:
1966–1971 гг. — Красноярский политехнических институт, электротехнический факультет.

Карьера:
1971–1972 гг. — преподаватель Красноярского политехнического института;

1972–1994 гг. — УКС горисполкома, от инженера до начальника управления;

с 1994 г. — генеральный директор ФСК «Готика».

Семья:
женат, имеет сына и 4 внуков.

Хобби:
дача.

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.