Бизнес в стиле «готика»
Генеральный директор компании «Готика» Геннадий Тихонов, у которого за плечами 15-летний предпринимательский опыт и почти 40-летний общий трудовой, точно знает, без чего нельзя в бизнесе, да и п
Я не типичный руководитель, признается Геннадий Тихонов. «Не умею орать на людей и ругаться матом. Есть жесткие управленцы, я не такой. Я считаю, например, что отчитывать сотрудника за ошибку неэффективно: обруганный работник час, а то и день, будет справляться со стрессом, а тот, которому спокойно объяснили, в чем его ошибка и доверили ее исправить, тут же возьмется за дело. Нужно убеждать, а не принуждать — я так считаю», — говорит Геннадий Тихонов.
Положил опыт в основу бизнеса
Себя самого директор «Готики» убеждает недолго — решения
принимает быстро и без колебаний. Он закончил красноярский «политех» отнюдь не
по строительной специальности — «инженер-электрик». Преподавал, жил с семьей в
общежитии. «Перспектива была понятна — учеба в аспирантуре, жизнь в общаге.
Через год я сказал себе: Тихонов, так не пойдет! Товарищ предложил работу в
городском управлении капитального строительства, я согласился. Через несколько месяцев
у нас уже был свой угол, через пять лет я руководил отделом в управлении
капитального строительства,
а позже — возглавил все управление», — рассказывает Геннадий Тихонов.
Он не без гордости перечисляет объекты, заказчиком которых
было его ведомство. «Театр оперы и балета, Большой концертный зал и многие
другие. К слову, около 70% недвижимости в городе было построено по заказу
именно этого управле-
ния», — говорит руководитель «Готики».
В 1994 году он поставил крест на карьере госслужащего.
«Государство тогда с трудом могло прокормить своих граждан, заказывать стройки
ему было не на что. Я решил создать структуру, по сути, с теми же функциями,
что были у городского управления капитального строительства, только с частным
капиталом. Так появилась «Готика». Как сейчас ее называют,
инвестиционно-девелоперская компания. Проще гово-
ря — заказчик-застройщик. Мы проектировали объекты, финансировали их
строительство, но сами не возводили — привлекали подрядные организации. Эту
бизнес-модель взяли на старте, используем ее и по сегодняшний день», — говорит
Геннадий Тихонов.
Для успеха нужны фишка и личное обаяние
Рассказывая о том, как компания развивалась на рынке полтора десятка лет, руководитель «Готики» акцентировал внимание на нескольких эпизодах. По мнению Геннадия Тихонова, эти шаги помогли компании удержаться на рынке и закрепиться в группе лидеров.
Первое: «Готика» инвестирует только в строительство жилых объектов. «Мы со старта сосредоточились на жилье. Причина проста — это единственный вид недвижимости, который пользуется стабильным спросом. Только его можно было всегда продать», — говорит г-н Тихонов. В середине 90-х ниша коммерческой недвижимости для застройщиков была закрыта — тогда все потенциальные клиенты занимались приватизацией существующего фонда. Позже, когда на строительство этого вида недвижимости появился спрос, «Готика», отточившая себя в «жилом», не стала размывать компетенции.
Второе: компания не имеет непрофильных бизнесов. Геннадий
Тихонов признался, что когда-то обжегся на «вторичном» заработке. «На заре
бизнеса попытался торговать. Точнее, сдавал магазин в аренду. Ничего кроме
убытков мне этот проект не принес. Понял, что нужно вкладывать деньги в то, что
сам умеешь хорошо делать. Я умею только стро-
ить», — сказал г-н Тихонов.
Третье: нужна фишка. У «Готики» она в том, что компания
сдает объекты досрочно. «В этом году в очередной раз сдадим досрочно дом. В
городе всего 2–3 компании сдают жилье раньше обозначенного срока. Ход по сути
простой, но он дает результат сразу в трех направлениях. Благоприятно
сказывается на имидже компании, что увеличивает потребительский спрос. Кроме
того, экономит ресурсы: мы раньше прекращаем оплачивать тепло- и водоснабжение,
охрану объекта и т. п.», — говорит Геннадий Тихонов. И, что тоже немаловажно, этот
ход позволяет компании подсократить расходы на рекламу: досрочная
сдача — достойный информационный повод для прессы, и она освещает это событие
совершенно бесплатно.
Четвертое: в «Готике» умеют договариваться. Геннадий Тихонов без ложной скромности признает, что одно из конкурентных преимуществ компании — его личное обаяние: «Я очень коммуникабельный человек. Считаю, из любой ситуации есть выход, только его надо искать: садиться и договариваться. У «Готики» один генподрядчик — компания «Зодчий» и огромное количество субподрядчиков, и я со всеми нахожу общий язык, со всеми в ладу, как говорится».
Про «грабли»
Есть в истории компании Геннадия Тихонова эпизод, про который он говорит так: «На эти грабли я больше наступать не стану». Речь идет об участии в аукционах на землю.
«Если говорить об ошибках, я бы назвал только одну — покупку земельных участков с аукционов. Изначально я на них возлагал большие надежды и охотно участвовал в торгах. Купил 5 земельных участков. Причем первый из них, на ул. Базарной, приобрел по рекордно высокой для рынка цене — почти за 12 млн руб. в год. За него была очень жесткая борьба — конечная цена выросла многократно, торги закончились на 73-м шаге», — вспоминает г-н Тихонов.
Помимо того что участки с торгов оказались дороги, они, по
словам Геннадия Тихонова, еще и не были должным образом подготовлены накануне
продажи. Согласно выводам санитарно-эпидемиологического надзора, строить жилье
на 4 участках, приобретенных компанией на последующих торгах, оказалось нельзя.
Причи-
ны — загрязненность территории, близость к крупному промышленному предприятию.
«А мы под каждый из них заказывали проектно-сметную документацию, платили за их
аренду, в итоге понесли расходов примерно на 30 млн рублей. Сейчас мы судимся
из-за этих участков. Я думаю, было бы справедливо, если бы город взял у нас эти
площадки вместе с проектно-сметной документацией и строил бы на них объекты для
муниципальных нужд. Вывод, который я сделал из этой пока не законченной
истории, — больше с государством в такие игры не играю», — сказал г-н Тихонов.
Теперь «земельная» стратегия «Готики» такова — покупать участки у тех, кто их перепродает (сейчас такие предложения встречаются на рынке все чаще), или же браться за жилье «под снос». Геннадий Тихонов: «Если говорить о стратегии компании в кризис в целом, мы сократим объемы возводимого жилья до разумного минимума — планируем сдавать в год по одному дому. Этого хватит на «поддержание штанов». Я свои перспективы расцениваю как нормальные. Мы выживем в кризис».
Оптимизм г-на Тихонова базируется на следующем. «В России, и
в нашем городе в частности, обеспеченность квадратными метрами жилья в расчете
на человека самая низкая в Европе. Спрос на жилье никуда не денется, а вот
предложение в Красноярске в ближайшие год-два сократится. Уже сейчас очевидно,
что в следующем году объемы ввода жилья будут ниже. Если вас интересует мое
мнение по поводу цены на жилье, я считаю, что через год-два она не просто
восстановится, а взлетит до тысяч 80 за квадрат, а может, и боль-
ше», — прогнозирует г-н Тихонов.
«Надо много работать и много читать»
В конце беседы Геннадий Тихонов делает неожиданное признание. «Я выращиваю у себя на даче абрикосы, виноград, фундук и урожай снимаю не хуже, чем на юге. А почему, думаете? Везение? Нет, просто я много читаю, как всю эту экзотику вырастить в Сибири правильно, и ухаживаю за дачным хозяйством тщательно. Это я к тому, что есть еще один секрет успеха — нужно много читать и много работать», — говорит открывшийся с новой стороны г-н Тихонов.
«У меня большая библиотека, я много читаю, особенно увлечен историей. Я считаю, что люди должны много знать. А мужчины еще должны много и до последних своих дней работать. Я всегда очень много времени отдавал работе. У нас в семье даже есть смешная байка, как мой единственный сын просил бабушку родить ему брата или сестру — на родителей он не надеялся, потому что им некогда», — вспоминает со смехом Геннадий Тихонов.
Сейчас сын руководителя «Готики» — его правая рука. У него два высших столичных образования, отвечает в компании за правовые и экономические вопросы. «Готовлю смену, но это не значит, что сам собираюсь на отдых. Я буду работать. Не факт, что первым лицом. Здесь ключевое слово «работать», — заявил Геннадий Тихонов.
Геннадий Тихонов
Генеральный директор ФСК «Готика».
Родился 19.09.1947 г. в селе Листвянка Иркутской области.
Образование:
1966–1971 гг. — Красноярский политехнических институт, электротехнический факультет.
Карьера:
1971–1972 гг. — преподаватель Красноярского политехнического института;
1972–1994 гг. — УКС горисполкома, от инженера до начальника управления;
с 1994 г. — генеральный директор ФСК «Готика».
Семья:
женат, имеет сына и 4 внуков.
Хобби:
дача.