Бизнес-элита вышла из депрессии

Несмотря на то что собственники и руководители ФПГ ВЛАДИМИР ПОТАНИН, МИХАИЛ ПРОХОРОВ, ОЛЕГ ДЕРИПАСКА, ВЛАДИМИР СТРЖАЛКОВСКИЙ в крае по факту не проживают и в экономике региона принимают опосредова

В этом году в рейтинге бизнесменов-локомотивов краевой экономики много представителей «оттаявших» рынков — ритейлеры, строители, девелоперы, производственники, банкиры. Однако пальма первенства по-прежнему у героев журнала Forbes.

Несмотря на то что собственники и руководители ФПГ ВЛАДИМИР ПОТАНИН, МИХАИЛ ПРОХОРОВ, ОЛЕГ ДЕРИПАСКА, ВЛАДИМИР СТРЖАЛКОВСКИЙ в крае по факту не проживают и в экономике региона принимают опосредованное участие, эксперты в рейтинге самых влиятельных бизнесменов региона отдали им вип-места. Холодный расчет показывает, что региональный бюджет по-прежнему держится на налоговых отчислениях их «ресурсозависимых» предприятий, эти люди вхожи в кабинеты власти, причем не только местной, но и федеральной. А частоте их мелькания в СМИ позавидует каждый желающий заработать себе громкое имя.
В списке влиятельных местных бизнесменов в этом году не только строители и банкиры, которые составили костяк прошлогоднего рейтинга «ДК», но и ритейлеры, девелоперы, производственники. Рынок ожил, компании активизировались, в предпринимательских умах стратегия выживания меняется на стратегию развития. «Апокалипсические ожидания, связанные с крушением мирового финансового устройства, развеялись», — считает бизнес-аналитик ЕФИМ ЧЕБОТАРЕВ.

Потребитель оттаял
О положительных изменениях говорят практически все. «Осень 2009-го — первое полугодие 2010 годов в красноярском бизнес-сообществе проходили под знаком активизации внутренних ресурсов компании для развития и роста», — сказал директор «ББК+» РУСЛАН ЖАМИЛОВ.
«Динамика, однозначно, позитивная. Рынок растет, быстрее развивается сегмент b2c, но и b2b тоже поднимает голову. Прошлой осенью рынок еще сомневался, со светлыми глазами о перспективах бизнеса начали говорить весной текущего года. Лето было растущим, старт осени также дает основания ждать роста», — говорит г-н Чеботарев.
Потребитель активизировался — стал покупать жилье, машины и т. д. Например, на автомобильном рынке рост продаж по отношению к прошлому году составляет около 30-40%. «Это хорошая динамика, она превышает наши ожидания», — рассказал управляющий директор компании «Медведь Холдинг» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ.
На финансовом рынке медленно, но все же снижаются ставки по кредитам, возвращается ипотека. «Строители этим летом начали продавать квартиры, в прошлом году у многих летние продажи были просто нулевыми. Оживился и рынок стройматериалов — люди стали активнее делать ремонты. Никуда в кризис не делся сегмент красоты, фитнеса и здоровья. Я не знаю компании, которая бы закрылась на этом рынке. Более того, появляются новые нишевые проекты, связанные со здоровым питанием, например отделы для вегетарианцев. Здоровье становится одним из главных приоритетов потребителя», — считает директор компании «Ось бизнеса» ОЛЬГА КОВТУНОВА.
Технологичные бизнесы вытесняют уникальные
Эксперты говорят, что рынок становится динамичным, а бизнесы технологичными. В этой ситуации перестроиться удается не всем. «С рынка уходят уникальные бизнесы. Их выдавливают высокотехнологичные и экономичные проекты. Например, в городе не стало ресторана «Старый замок». Ему на смену пришла гибкая, мобильная сеть ресторатора ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВА», — говорит Ольга Ковтунова.
Не выдержал конкуренции и по-своему уникальный местный проект «Телекомпания «Афонтово» — старейшая частная компания, работавшая на рынке без сетевого партнера и предлагавшая зрителю только собственные проекты. Несмотря на то что медиарынок начал демонстрировать рост, для «Афонтово» и ряда других медийных проектов ресурсы для развития оказались исчерпаны.
Выбиваются из общего положительного рыночного тренда и компании, работающие на перегретых рынках. «Мне видится, что наиболее непростая ситуация сейчас в городе в достаточно перегретом одежном ритейле. Буквально в последний месяц один за одним закрылись магазины ГК «Ле Рой» — лидера местного одежного рынка», — говорит Руслан Жамилов. Конкуренты компании объясняют происходящее финансовыми трудностями, с которыми не смог справиться «Ле Рой».
Ефим Чеботарев также отметил такую тенденцию: несмотря на то что объемы выручки компаний растут, маржинальность бизнеса осталась на кризисном уровне. «Маржа как ужалась, так и не растет. В кризис стоимость товаров и услуг сократилась до минимума, теперь вернуться к тем наценкам, что были, крайне сложно. Кроме того, в ритейле торговые наценки стали жестко контролироваться государством», — говорит г-н Чеботарев.
Эксперты отметили и то, что в этом году на рынке «рулил» маркетинг. «И его роль будет усиливаться в дальнейшем», — считает г-н Чеботарев. Чтобы получить признание потребителя или удержать его внимание, надо быть на слуху. Компании укрепляли свои бренды, усиливали их узнаваемость, а первые лица все чаще выходили из тени. Публичная личность становится одним из инструментов укрепления позиций компании на рынке.
О том, что фактор публичности набирает силу, говорят и результаты экспертного опроса, проведенного «Деловым кварталом». Мы попросили участников голосования проранжировать значимость таких факторов, как эффективность бизнесмена, наличие лобби во власти и публичность. На первое место вышел критерий эффективности руководителя, публичность же набрала практически столько же баллов, сколько и лоббизм. Этот тренд подтверждает и сам рейтинг влиятельных бизнесменов: все персоны в нем публичные.
Бизнес учится жить самостоятельно
Год назад Руслан Жамилов говорил «ДК»: «В условиях текущей экономической ситуации видно, что лидерские позиции перешли власти. Многие участники рынка, так или иначе, обратились за поддержкой к власти и государству. Бизнес-элита, привыкшая к игре на растущих рынках, оказалась неподготовленной к игре на падающем рынке».
Ольга Ковтунова: «Многие бизнесмены возлагали на власть большие надежды, и многие оказались в растерянности, когда в регионе сменился губернатор. Пока не расставлены приоритеты: куда мы будем двигаться, как двигаться — для многих это пока так и не ясно».
Ольга Ковтунова сожалеет, что действия власти и бизнеса разобщены: «В Красноярске достаточно успешных, инициативных, патриотичных бизнесменов, однако нет пока консолидированных и согласованных действий предпринимателей и власти».
Ефим Чеботарев считает, что взаимодействие власти с малым и средним бизнесом после смены губернатора стало более активным, однако о результатах, по его мнению, говорить пока рано. «Я участвовал в двух серьезных масштабных мероприятиях, на которых собирались представители власти и бизнеса, имел некоторые ожидания, однако они в очередной раз не оправдались. На одном из этих мероприятий были наши коллеги из Томска, которые работают с теми же программами поддержки малого и среднего бизнеса, что и наши чиновники, но результаты там кратно выше. Число субъектов малого предпринимательства там больше, объем денег, выданных на поддержку бизнесов, выше».
Ефим Чеботарев сделал такой вывод: «Все больше малый и средний бизнес ориентируется на автономность, независимость от государственных рычагов». Бизнес, в начале кризиса видевший в помощи власти соломинку для утопающего, снял розовые очки и старается жить по принципу: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Список экспертов
Евгения Бухарова руководитель Института управления, экономики и природопользования СФУ
Александр Бычков генеральный директор ГК «КРАБ»
Антон Глушков председатель совета Саморегулируемой корпорации строителей края
Андрей Гнездилов заместитель губернатора края — заместитель председателя правительства Красноярского края
Руслан Жамилов генеральный директор «ББК+»
Виктор Зубарев депутат Государственной Думы ФС РФ
Алексей Клешко депутат Законодательного Собрания КК
Ольга Ковтунова директор консалтинговой компании «Ось бизнеса»
Олег Коледов руководитель отдела по организации деловых и образовательных мероприятий компании MixMax
Валерий Маланин президент МООПС «Сибирь без границ»
Александр Миллер генеральный директор ГК AlBerg
Василий Нелюбин директор ГТРК «Красноярск»
Андрей Первухин директор Красноярского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса
Владимир Пивнев президент Ассоциации красноярских строителей
Сергей Попов начальник управления информационной политики губернатора КК
Валерий Ревкуц президент страховой компании «Возрождение-Кредит»
Сергей Рубцов первый заместитель генерального директора телекомпании «СТС-Прима»
Валерий Сергиенко президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, депутат ЗС КК
Геннадий Тихонов генеральный директор компании «Готика»

Как мы выбирали
Рейтинг «Самые влиятельные бизнесмены Красноярского края» составлен на основании экспертного опроса. ДК опросил 19 экспертов (успешные бизнесмены, руководители некоммерческих предпринимательских объединений, депутаты ЗС КК и ГД РФ, руководители СМИ, бизнес-аналитики и др.). Поименный список экспертов см. ниже.
Под «влиятельностью» в данном исследовании мы понимали следующее: бизнесмен, с одной стороны, оказывает прямое влияние на экономику региона как руководитель или владелец крупного предприятия, а с другой — способен повлиять на решения, принимаемые чиновниками, так как обладает административным ресурсом и пользуется преференциями у власти. Также под «влиятельностью» мы понимаем влияние бизнесменов на общественное мнение.
Эксперты оценивали влиятельность бизнесменов по каждому из этих критериев: влияние на экономику региона, наличие лобби во власти, влияние на общественное мнение. Каждый критерий оценивался по шкале от 1 до 10 баллов.
Итоговый рейтинг сформирован с учетом веса каждого критерия. Вес, то есть важность критерия для оценки влиятельности, также был определен экспертами.
В рейтинге не учитывались теневые бизнесмены, криминальные и полукриминальные фигуры, а также чиновники и политики, не имеющие официально собственного бизнеса.
А — участники набрали одинаковое количество баллов, стоят в алфавитном порядке.
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.