Фармрынок Красноярска за год вырос больше, чем на 10%
По итогам 2013 г., объем аптечного рынка Красноярска составил 5,1 млрд руб. Это на 12% больше, чем годом ранее. Такие данные приведены в «Розничном аудите готовых лекарственных средств в РФ».
Главные причины положительной динамики — инфляционный рост стоимости лекарств и изменение покупательского спроса в пользу дорогих препаратов. По итогам прошлого года средняя стоимость упаковки ГЛС (готовых лекарственных средств) составила 150 руб., что на 13% больше, чем в 2012 г. По данным исследования, в 2013 г. на Красноярск приходилось 0,9% совокупного объема рынка России.
Фармрынок Красноярска и края развивается за счет региональных сетей. Так, из 570 аптек, работающих в городе, на федеральные и мультирегиональные сети приходится менее 10% в совокупном количестве игроков. По мнению экспертов, это обусловлено исторически сильными позициями местных сетей в городе.
В Красноярске активно растет сегмент интернет-аптек. Свои интернет-магазины с возможностью сделать заказ и забрать его с курьером или самостоятельно (в аптеке или пункте самовывоза) имеет треть крупнейших аптечных сетей города. При этом часть игроков развивает интернет-аптеки под собственными брендами («Пион-фарма»), а другие создают отдельные бренды специально для работы в сети (aptekanadom.com — проект компании, владеющей аптеками «Сиблек»). Игроки отмечают, в 2013 г. объем заказов, сделанных в интернет-аптеках города, вырос на 25-30%.
Этому способствует как развитие онлайн-торговли в целом, так и активность самих интернет-аптек, сделать покупку в которых можно на 10-15% дешевле, чем в офлайн торговой точке.
Наталья Протасова, директор сети аптек «СИА»
По моим ожиданиям, основные тенденции второго полугодия 2014 г. будут во многом повторять то, что происходило в первой половине года. Средняя стоимость упаковки прирастает незначительно, на 4‑5%, что связано с общим уровнем инфляции. При этом по нашей сети ожидаю уменьшение объема реализованного товара в количественном выражении. На рынок уже пришел ряд новых игроков, к примеру, «Ригла». Ряд сетей, например, «Фармкопейка», планирует запустить в Красноярске свои торговые точки. Старым аптекам придется делиться своим покупателем с вновь открытыми. Наши усилия будут направлены, прежде всего, на удержание своих клиентов за счет грамотных консультаций работников первого стола и продуманной системы лояльности. Ввод новых позиций, товаров для красоты и здоровья, скорее всего, будет очень сдержанным. На фоне уменьшения доходов населения должен увеличиться спрос на препараты‑дженерики и упасть на оригинальные препараты.
Читайте рейтинг аптечных сетей Красноярска, а также тренды рынка и прогнозы о его развитии.