Обзор ДК: Лизинговые компании - 27.08.2007
эксперты Владимир Алешечкин директор «ЕнисейПромЛизинга» Алексей Архипов региональный представитель компании «Элемент Лизинг» Дмитрий Ежелев первый заместитель генерального директора
Владимир Алешечкин
директор «ЕнисейПромЛизинга»
Алексей Архипов
региональный представитель компании «Элемент Лизинг»
Дмитрий Ежелев
первый заместитель генерального директора лизинговой компании «Аргумент»
Дмитрий Ефремов
директор представительства компании «ДельтаЛизинг» в Красноярске
Наталья Леденева
руководитель «КМБ-Лизинг»
Александр Сержантов
директор «Межрегиональной лизинговой компании»
Пословам регионального представителя компании «Элемент Лизинг» АЛЕКСЕЯ АРХИПОВА, в прошлом году участники красноярского рынка лизинговых услуг прорвали информационную блокаду: «Мы общими усилиями в течение прошлого года рассказывали клиентам, что такое лизинг и как он работает. Нам приходилось буквально на пальцах объяснять, чем лизинг отличается от банковского кредита. Эта информационная атака дала результат уже к концу года. В среднем рынок вырос вдвое, а число сделок в нашей организации вообще увеличилось в 20 раз. Такой динамики мы и сами не ожидали». Бурный рост в прошлом году подтверждает и НАТАЛЬЯ ЛЕДЕНЕВА, руководитель «КМБ-Лизинг»: «В 2006 году редко какая лизинговая компания не увеличила свой оборот в два-три раза».
По оценке Натальи Леденевой, всего в городе работают около 20 лизинговых компаний: «Это если не считать совсем мелких игроков, которые даже не всегда официально зарегистрированы. Они занимаются обычной арендой: покупают вторичное оборудование или автотранспорт и потом предлагают его другим компаниям». Первый заместитель генерального директора лизинговой компании «Аргумент» ДМИТРИЙ ЕЖЕЛЕВ отмечает, что расстановка сил здесь не меняется уже несколько лет: «В Красноярске лидирующие позиции на рынке занимает тройка местных компаний: «АФТ-лизинг», «Аргумент», «Механика роста Лизинг». На их долю приходится около половины рынка. В этом плане наш город — уникальное явление — соседний Новосибирск уже в руках москвичей». Из федеральных компаний, по мнению экспертов, в десятку лидеров входят «Лизинговая компания УРАЛСИБ», «КМБ-Лизинг», «ДельтаЛизинг».
Игроки единодушны: местный рынок лизинговых услуг еще не насыщен. ВЛАДИМИР АЛЕШЕЧКИН, директор «ЕнисейПромЛизинга»: «Двадцать компаний для Красноярска не предел. По нашей оценке, местный рынок насыщен только наполовину. Это, кстати, объясняет отсутствие здесь жесткой конкуренции. Здесь нет маркетинговых и демпинговых войн. Всем хватает места». Дмитрий Ежелев добавляет, что спокойная конкурентная среда — это пока затишье перед бурей: «Думаю, в этом году нас ждет приход сразу нескольких федеральных игроков. Например, я знаю, что о своем интересе к городу заявила компания «ВТБ-Лизинг» Они бы уже давно появились в Красноярске, но из–за кадрового дефицита открывать свои филиалы здесь не спешат».
В условиях мягкой конкуренции доходность такого бизнеса в Красноярске очень высокая. По оценке Дмитрия Ежелева, рентабельность лизинга составляет около 25%. Владимир Алешечкин замечает, что по некоторым крупным сделкам доходность может достигать и 50%: «Здесь многое зависит от того, какую комиссию (вознаграждение за свои услуги) закладывает лизинговая организация. В среднем на рынке комиссия составляет 7-10%, но по некоторым крупным сделкам она может доходить и до 20%, тогда и рентабельность бизнеса повышается».
По оценке компании «Аргумент», емкость красноярского рынка лизинговых услуг составляет около 10 млрд руб. в год.
Рост рынку дал автолизинг
Эксперты утверждают: лидером продаж у лизинговых компаний в прошлом году стал автолизинг. АЛЕКСАНДР СЕРЖАНТОВ, директор «Межрегиональной лизинговой компании»: «Именно этот сегмент дал основной рост рынку. Почти все игроки сегодня предложили своим клиентам автолизинг». Наталья Леденева: «Если еще пару лет назад наш портфель на 70% состоял из сделок по оборудованию, то уже в прошлом году, наблюдая рост спроса на автолизинг, мы перераспределили его. И сегодня в нем около 50% сделок приходится на автолизинг». По оценке участников рынка, рос сегмент автолизинга гигантскими темпами. Так, у «Элемент Лизинга» число сделок по автолизингу за последние три месяца увеличилось примерно на 100%. У «ЕнисейПромЛизинга» за год прирост составил 300%.
Специалисты называют несколько причин роста автомобильного сегмента. Александр Сержантов: «Обычно автопарк обновляется раз в два-три года в отличие от того же оборудования, у которого срок службы гораздо дольше. Поэтому спрос на автолизинг всегда стабильно большой». Владимир Алешечкин добавляет, что такие сделки популярны как у лизингодателей, так и у лизингополучателей еще и потому, что они менее рискованные: «В случае, если у лизингополучателя возникнет кризис платежей за машину, ее всегда можно продать на вторичном рынке и погасить долг по лизингу. Такую операцию будет очень сложно сделать с оборудованием. Реализовать его потом на вторичном рынке крайне трудно».
Как рассказал Алексей Архипов, в автомобильной нише конкурировать лизинговым компаниям в основном приходится с банками: «Кредитные учреждения предлагают все более интересные условия в сегменте автокредитования. Поэтому конкуренция в этой нише с каждым годом ужесточается». Понимая это, лизинговые организации в минувшем году также стали упрощать условия автолизинга. Наталья Леденева: «В 2006 году многие компании ввели безавансовый лизинг, уменьшили число документов, необходимых для совершения сделки, увеличили сроки платежей. Теперь, например, у нас можно получить автомобили в лизинг до пяти лет, тогда как еще несколько лет назад мы предлагали эту услугу сроком до трех лет».
Строительный бум подстегнул спрос на оборудование
По данным рейтингового агентства «Эксперт», в прошлом году в лизинговом бизнесе в СФО наблюдался резкий скачок сделок по строительному оборудованию. Удельный вес строительной техники в общем портфеле сибирского лизинга вырос в первом полугодии 2007 г. на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Рост интереса лизинггополучателей именно к этому сегменту отметили и красноярские эксперты. Владимир Алешечкин утверждает, что в портфеле его компании число сделок по строительной технике за год выросло примерно на 10-15%. «Красноярск входит в число городов-лидеров по темпам ввода строительных объектов. Местные застройщики и подрядчики постоянно нуждаются в новом оборудовании. Отсюда увеличение спроса именно на эту технику», — говорит г-н Алешечкин.
Наталья Леденева добавляет: за последний год вырос спрос на высокотехнологичную строительную технику. «Причем эта тенденция характерна и для других отраслей. Предприниматели предпочитают покупать дорогое полиграфическое или торговое оборудование, пусть даже переплатив несколько сот тысяч, но зато с гарантированным качеством», — поясняет Наталья Леденева.
Развитие лизинга недвижимости тормозит законодательство
Эксперты отметили, что за последние два года почти все лизинговые учреждения внедрили в свою продуктовую линейку новый продукт — лизинг недвижимости. По словам Александра Сержантова, спрос на этот вид лизинга всегда превышал предложение: «Каждой фирме хочется иметь собственное офисное помещение. Тем более что сегодня лизинговые платежи по коммерческой недвижимости почти сравнялись с арендными ставками». У лидера в этом сегменте — компании «Аргумент» — спрос на эту услугу вырос примерно на 70%, а портфель предприятия на 65% состоит из сделок по недвижимости. Однако специалисты подчеркивают, что такое количество реализованных сделок для этого сегмента скорее исключение, чем правило. Александр Сержантов: «Большинство лизинговых компаний лишь заявляют о том, что работают в нише коммерческой недвижимости. А в реальности у них бывает всего одна, максимум две сделки в год».
Директор представительства предприятия «ДельтаЛизинг» в Красноярске ДМИТРИЙ ЕФРЕМОВ объясняет небольшое количество договоров по недвижимости у компаний сложностью законодательства: «За последние полтора года мы получили свыше 500 обращений по лизингу коммерческой недвижимости. Однако реальными сделками обернулось меньше 1%. Основное препятствие к реализации сделок — нормативно-правовые ограничения, связанные с оформлением земельного участка под зданием в регистрационной палате». Александр Сержантов добавляет, что срок оформления земли под объект может занять от полугода до трех лет: «Это очень длительная процедура, не каждый клиент согласится столько ждать». Дмитрий Ежелев: «У нас проблем с оформлением объекта коммерческой недвижимости не возникает, так как в штате компании есть юридический департамент, где работают специалисты с большим опытом работы по подобным сделкам».
Региональные компании ждут слияния с москвичами
Специалисты прогнозируют: в ближайший год-два местный рынок лизинговых компаний будет расти минимум на 100% ежегодно. Алексей Архипов: «Для этого есть все предпосылки. Охват аудитории нашими услугами еще очень мал. Люди будут все больше доверять лизинговым учреждениям».
Игроки отмечают, что основной рост рынку уже в следующем году даст лизинг недвижимости. Дмитрий Ежелев: «Думаю, этот сегмент рано или поздно обгонит даже автолизинг. Тем более что в автомобильной нише на пятки лизинговым компаниям постоянно наступают банки. Они будут предлагать все более выгодные условия по программам автокредитования некоммерческого транспорта. И клиенту будет даже дешевле обратиться за кредитом в банк». Наталья Леденева добавляет, что развитию лизинга недвижимости поможет изменение законодательства: «Я знаю, что уже сейчас в Государственной думе ведется альтернативная разработка Закона о лизинге, который может упростить получение коммерческой недвижимости в лизинг».
Одной из тенденций будущего, полагают аналитики, станет слияние московских компаний с региональными игроками. Александр Сержантов: «В скором будущем в Красноярск зайдут крупные федеральные бренды, которые пока в городе не присутствуют. Местным предприятиям будет все сложнее конкурировать с московскими коллегами. В этом случае слияний и поглощений не избежать».
Дмитрий Ежелев делает предположение, что сотрудничество федералов с местными старожилами будет идти по двум путям: «Либо местные учреждения продадут свой бизнес московским лизинговым компаниям, либо те и другие создадут совместную компанию. Последний вариант выгоден обеим сторонам: москвичи получают клиентскую базу местных игроков и плюс к этому высокую доходность бизнеса. В Москве рентабельность лизинга в несколько раз ниже, чем, например, в том же Красноярске. А местная компания получает возможность строительства совместной сети и выход за пределы региона».